Огромное, преогромное вам спасибо!!! Миссионер передаёт вам искреннюю признательность и благодарность.
Итак, 40 сенсаций христианства, вторая часть:
Сенсация 21. Вера угодна Богу только в соединении с послушанием Ему.
Вера может быть не спасительной, особенно когда она не соединяется с покорностью Богу и с готовностью с точностью исполнить повеление Господне. Вот пример:
«И было слово Господа к Самуилу такое: жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь.
И встал Самуил рано утром и пошел навстречу Саулу. И известили Самуила, что Саул ходил на Кармил и там поставил себе памятник, и сошел в Галгал.
Когда пришел Самуил к Саулу, то Саул сказал ему: благословен ты у Господа; я исполнил слово Господа.
И сказал Самуил: а что это за блеяние овец в ушах моих и мычание волов, которое я слышу?
И сказал Саул: привели их от Амалика, так как народ пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу, Богу твоему; прочее же мы истребили.
И сказал Самуил Саулу: подожди, я скажу тебе, что сказал мне Господь ночью.
И сказал ему Саул: говори.
И сказал Самуил: не малым ли ты был в глазах твоих, когда сделался главою колен Израилевых, и Господь помазал тебя царем над Израилем? И послал тебя Господь в путь, сказав: «иди и предай заклятию нечестивых Амаликитян и воюй против них, доколе не уничтожишь их». Зачем же ты не послушал гласа Господа и бросился на добычу, и сделал зло пред очами Господа?
И сказал Саул Самуилу: я послушал гласа Господа и пошел в путь, куда послал меня Господь, и привел Агага, царя Амаликитского, а Амалика истребил; народ же из добычи, из овец и волов, взял лучшее из заклятого, для жертвоприношения Господу, Богу твоему, в Галгале.
И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов; 23 ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление — то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем». (1Цар. 15:10-23)
Сенсация 22. Ап. Павел был сначала гонителем христиан.
В книге Деяний Апостольских рассказывается про чудо чудесного обращения одного из самых первых гонителей Церкви, Савла из Тарса (апостола Павла). Когда иудеи побивали камнями дьякона Стефана, Савл сторожил одежду исполнителей казни. Затем он сам отправился в Дамаск с широкими полномочиями для того, чтобы искать, хватать и казнить христиан. По дороге в Дамаск Савлу в сиянии славы явился воскресший Христос.
От этого света Савл ослеп и поводыри привели его за руку в Дамаск, в котором проживал пресвитер Анания. Господь открыл Анании, что Савл станет верным учеником Христа и много послужит Господу. Вот как описывается в св. Писании прозрение Савла:
«Анания вошёл в дом и возложил руки на Савла сказал: «Брат Савл! Господь Иисус Христос, явившийся тебе на пути, которым ты шёл, послал меня чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его ион, прозрев, встал и крестился». (Деян. 9:17-19)
Так Савл стал одним из самых известных проповедников христианства, апостолом Павлом. Благодать Святого Духа дала ему не только физическое, но и духовное зрение.
Сенсация 23. Существует три действия Святого Духа.
Древние христиане утверждают, что существует три меры причастности Cвятому Духу:
1) Призывающая благодать. «Святым Духом всяка душа живится». (Степенна 4-го гласа.) Энергия Духа Святого оживляет всякую душу живую. Эту меру причастности св. Духу имеют не только все люди, но живые существа. В отличии от животных люди способны осмыслить это действие св. Духа. И чем больше какой-то человек имеет истинных понятий о Боге и спасении, тем более активно эта благодать воздействует на нравственность этого человека, приуготовляя его к принятию спасения через крещение и исполнение Духа Святого Духа.
2. Крещение Святым Духом вводит человека в Церковь Христову (1Кор. 12:12-13). В крещении христианин получает добрый залог Св. Духа.
«Богомудрый апостол Павел называет Духа Святого залогом спасения нашего (См. Еф. 1:14). Залог даётся как обещание, что все потом все будет выплачено. Владыка Христос приобрёл нам все спасение, но пока что дал нам только залог. Почему же Он не дал нам все сразу? Потому, что мы со своей стороны не исполнили ещё того, что должны были исполнить. Мы уверовали, — это только начало, и Он дал нам только залог. Когда же мы покажем веру в делах своих, тогда он даст нам все… Если же мы не подтверждаем веру делами своими, то тем самым мы исключаем себя из слова обетования. Если бы мы приобщились к Св. Духу как должно, то узрели бы небо и там – мы увидели бы свое будущее спасение». (Св. Иоанн Златоуст. Догматика преп. Иустина Поповича ч. IV. М. Паломник. 2007. С. 135-136.)
3. Преображение христианина под воздействием св. Духа. Это также можно назвать исполнение Духом Святым или как говорит св. Серафим Саровский — «стяжание Святого Духа». — Это и есть главная задача поставленная христианам в Церкви Христовой, главное условие спасения.
Дух Святой вводит человека в Церковь, чтобы в ней словно в некой больнице исцелить сердце человека, которым он может сделать главное открытие в своей жизни — увидеть Бога:
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». (Мф. 5:8)
Сенсация 24. Христиане различают дары и плоды Духа Святого.
Св. Писание различает дары Духа Святого и плоды Духа Святого.
Дары Святого Духа
«И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество – пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение – пребывай в служении; учитель ли – в учении; увещатель ли – увещевай; раздаватель ли – раздавай в простоте; начальник ли – начальствуй с усердием; благотворитель ли – благотвори с радушием». (Рим. 12: 6-8.)
Каждый христианин, вошедший в Церковь посредством таинства св. Крещения и Миропомазания, имеет какие-то дары Святого Духа.
Они являются средствами освящения и спасения, которые Господь даёт христианской общине для того, чтобы все её члены могли приобрести личные плоды св. Духа.
Хотя Дары св. Духа усваиваются отдельными членами Церкви, однако все они носят общественный характер и наиболее полно раскрываются в совместном богослужении, а также в добром общении христиан друг с другом.
Для того, чтоб свеча горела, нам нужен фитиль, воск, подсвечник и огонь.
Это образ сотрудничества нескольких христиан собранных вместе для принятия единой силы св. Духа. Дары св. Духа наиболее полно проявляют себя в церковных таинствах, которых Православная Церковь насчитывает семь:
Крещение, Миропомазание, Исповедь, св. Причащение, Соборование, Священство, Брак.
Условием раскрытия и использования даров св. Духа является участие в таинствах Церкви.
Плоды духа:
«Плоды духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». (Гал. 5:22-23)
Семя Слова Божьего, прорастая в нашей душе на доброй почве веры, приносит плод духа — изменение нашего характера в соответствии с замыслом Творца. Количество плодов зависит от степени нашей близости к Богу. Плоды св. Духа — это добродетели, которые воспитываются каждым христианином (хотя и не без участия других христиан, но всё же) индивидуально в глубине личных отношений с Богом. Условием приобретения плодов св. Духа христианином является покаянная настроенность , а также его ревность верующего в молитве, в исполнении заповедей, в посте и в милостыни.
Сенсация 25. Однажды благодать оставляет человека для испытания веры.
Преп. Авва Аммоний пишет:
«Знайте, что в начале Дух Святой дарует праведникам, видя их сердца чистые, радость для духовного делания. А когда эта радость даруется, тогда Дух Святой отходит и оставляет их и это есть знак (печать) Его.
Делает это Он со всякой душой, взыскующей Бога в начале духовного преуспеяния.
А отходит и оставляет Дух людей, дабы знать, действительно ли они благодарны Богу или нет.Некоторые из них, когда Дух отходит от них отяжелевают и остаются в тяжести неподвижными. Они … по нерадению своему и по собственному желанию отчуждают себя от сладости Божией.
Поэтому они становятся плотскими и носят одно только имя христианское. Такие христиане суть слепцы в жизни своей и не знают они Бога.
Но если христиане чувствуя непривычную тяжесть и вспоминая о прежней радости будут усиленно со слезами молить Бога и подвизаться в посте, тогда Бог, видя их искренность и самоотречение дарует им радость больше первой радости и прочно укрепит их в вере. Эту печать ставит Бог на каждую душу, которая ищет Его». (Св. преп. авва Аммоний)
Сенсация 26. Без стяжания благодати всё остальное абсолютно бесполезно.
Насколько важно для христианина стяжать благодать?
«Послушайте же, умоляю вас, братия мои христиане, и пробудитесь от усыпления!
Войдите в самих себя и посмотрите, воссиял ли свет Божественной благодати внутри сердец ваших, – посмотрите, увидели ль вы великий свет ведения, посетил ли вас восток с высоты и светит ли он вам, во тьме и сени смертной седящим?
Бог ни в чем не имеет недостатка, будучи преисполнен всех благ и совершенств.
Ничего Ему от нас не нужно, кроме одного нашего спасения. Спасение же наше иначе не может состояться, если не изменится ум наш и не соделается иным действием силы Божией, так чтобы стал он умом обоженным, то есть бесстрастным и святым…
Только тот ум, который соединяется с Богом посредством веры и познает Его чрез делание заповедей, только такой может видеть Его созерцательно, ибо чрез посредство веры, какую имеет он во Христа, вселяется Христос внутрь его и делает его обоженным.
Сохраняется же ум обоженным чрез то, если всегда поучается в том, что есть Христово, и непрестанно внимает закону Его, соответственно тому, как он внимал закону Христову и исполнял заповеди Его.» (Прп. Симеон Новый Богослов.)
Сенсация 27. Стяжание полноты благодати — это и есть «рождение свыше».
Как связаны между собой приобщение Духу Святому и рождение свыше?
«Божьи люди — христиане — должны приготовить себя к борьбе и подвигу. Подобает им переносить скорби, внешнюю и внутреннюю брань, дабы, принимая удары, побеждать терпением. Таков путь христианства… Душа, лишенная Духа Святого и живущая в страшной нищете греха, до приобщения Духу Святому не может, хотя бы она того и желала, принести плод праведности.
Каждый должен понуждать себя к молитве Господу, чтобы принять Небесное сокровище Духа Святого, дабы без труда исполнял он все Господни заповеди, которые раньше не мог исполнять и при всем усилии…
Сподобившиеся стать чадами Божьими и родиться свыше, от Духа Святого, имеют в себе просвещающего их Христа… Тогда душа их становится светом, вся — оком, вся — духом, вся — радостью, вся — блаженством, вся благостью и добротой. Такие люди уподобляются Христу, они исполнены добродетелей и всегда и во всём сияют в них плоды Духа Святого». (Макарий Великий преп. цит. по Иустин Попович. Догматика. Т. 4. М. Изд. Паломник 2007. С. 126-127)
Сенсация 28. Православные христиане обязательно должны изучать св. Писание!
«Ибо Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого. Оно проникает до разделения души и духа составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари сокровенной от Него, но всё обнажено перед очами Его. Ему дадим отчёт». (Евр. 4:12-13)
Слово Божие
Под Словом Божиим православные христиане понимают, во-первых, второе Лицо св. Троицы, воплотившееся ради нашего спасения и пришедшее в образе человека Иисуса Христа. Также под Словом Божьим мы понимаем и всё Божественное Откровение, в котором мы особо выделяем св. Писание. Как материнское молоко является чистейшей частью крови, так и св. Писание является чистейшей частью «крови» От-кров-ения.
Бог считает главной проблемой человека – невежество, незнание себя, своего состояния, своего предназначения. Это вполне согласуется со словами пророка Осии:
«Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг знание, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих». (Ос.4:6).
Из этих слов пророка Осии видно, что человек, отвергающий духовное просвещение, не может угодить Богу. Пророк Осия связывает совершенство ведения с возможностью богоугодного священнодействия. Для того, чтобы мы нашли решение этой проблемы Господь даёт нам Своё Откровение
Сенсация 29. В Православии Откровение — это не только Писание, но и Предание.
Божественное Откровение
В христианстве существует два вида откровения: естественное и сверхъестественное. Естественное откровение — это откровение тварного мира, красоты природы. К естественному Откровению также относят те знания, которые мы можем почерпнуть из наблюдений за нашим умом.
«Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы». (Рим.1:20)
Сверхъестественное Откровение включает в себя св. Писание и св. Предание.
Св. Предание.
Апостол Павел говорит: «Стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес. 2:15). Под «словом» здесь понимается устное Предание, под «посланием» — письменное.
К устному Преданию святитель Василий Великий относил крестное знамение, обращение в молитве на восток, эпиклезу евхаристии, чин освящения воды крещения и елея помазания, троекратное погружение человека при крещении и т.п., то есть преимущественно литургические или обрядовые традиции, переданные изустно и прочно вошедшие в церковную практику. Впоследствии эти обычаи были зафиксированы в письменном виде — в творениях Отцов Церкви, в постановлениях Вселенских и Поместных Соборов, в литургических текстах. Значительная часть того, что изначально было устным Преданием, стало письменным Преданием, которое продолжало сосуществовать с устным Преданием.
«Св. Предание есть жизнь Духа Святого в Церкви, жизнь, сообщающая каждому члену Тела Христова способность слышать, принимать, познавать Истину в присущем ей свете, а не естественном свете человеческого разума». (В. Н. Лосский)
Жизнь в Предании это условие правильного восприятия Писания. Это не что иное, как богопознание, богообщение и боговидение, которые были присущи Адаму до изгнания из рая, библейским праотцам Аврааму, Исааку и Иакову, боговидцу Моисею и пророкам, а затем и «очевидцам и служителям Слова» (Лк. 1:2) — апостолам и последователям Христа. Единство и непрерывность этого опыта, хранимого в Церкви вплоть до настоящего времени, составляет суть церковного Предания. Человек, находящийся вне Церкви, даже если бы он изучил все источники христианского вероучения, не сможет видеть ее внутреннюю сердцевину.
Св. Писание
В православной традиции Ветхий Завет, Евангелие и корпус апостольских посланий воспринимаются как три части неделимого целого. При этом Евангелию отдается безусловное предпочтение как источнику, доносящему до христиан живой голос Иисуса, Ветхий Завет воспринимается как прообразующий христианские истины, а послания апостольские — как авторитетное толкование Евангелия, принадлежащее ближайшим ученикам Христа. В соответствии с этим пониманием, священномученик Игнатий Богоносец в послании к Филадельфийцам говорит:
«Будем прибегать к Евангелию, как к плоти Иисуса, и к апостолам, как к пресвитерству Церкви. Будем любить также и пророков, ибо и они возвещали то, что относится к Евангелию, на Христа уповали и Его ожидали и спаслись верою в Него».
Сенсация 30. Православное богослужение нельзя понять без знания св. Писания.
В Православной Церкви Евангелие читается ежедневно за богослужением. Для литургического чтения оно разделено не на главы, а на «зачала».
Четыре Евангелия прочитываются в Церкви целиком в течение года, причем на каждый день церковного года положено определенное евангельское зачало, которое верующие выслушивают стоя.
В Великую пятницу, когда Церковь вспоминает страдания и крестную смерть Спасителя, совершается особое богослужение с чтением двенадцати евангельских отрывков о страстях Христовых. Годовой круг евангельских чтений начинается в ночь Святой Пасхи, когда читается пролог Евангелия от Иоанна. После Евангелия от Иоанна, которое прочитывается в пасхальный период, начинаются чтения Евангелий от Матфея, Марка и Луки.
Деяния апостольские, соборные послания и послания апостола Павла также читаются в Церкви ежедневно и также прочитываются целиком в течение всего года. Чтение Деяний начинается в ночь Святой Пасхи и продолжается в течение пасхального периода, далее следуют соборные послания и послания апостола Павла.
Что же касается книг Ветхого Завета, то они читаются в Церкви выборочно. Основой православного богослужения является Псалтирь, которая прочитывается целиком в течение недели, а в Великом посту — дважды в неделю.
В течение Великого поста ежедневно читаются зачала из Книг Бытия и Исход, Книги пророка Исаии, Книги Премудрости Соломона. В праздники и дни памяти особо чтимых святых положено читать три «паремии» — три отрывка из книг Ветхого Завета.
В преддверии великих праздников — накануне Рождества, Богоявления и Пасхи — совершаются особые богослужения с чтением большего количества паремий (до пятнадцати), представляющих собой тематическую выборку из всего Ветхого Завета, относящуюся к празднуемому событию.
В христианской традиции Ветхий Завет воспринимается как прообраз новозаветных реальностей и рассматривается через призму Нового Завета. Такой род толкования получил в науке название «типологического». Начало ему положено Самим Христом, Который сказал о Ветхом Завете: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39).
Сенсация 31. Христианин может «застрять» в Ветхом Завете.
Исторически Ветхий Завет в далёком прошлом, но психологически он может быть состоянием души каждого христианина.
«Внешний, телесный подвиг служит образом, Ветхого Завета, в то время как чистота сердца — это образ Евангелия Нового Завета. Пост, воздержание, жёсткое ложе, стояние, бдение и прочие телесные подвиги и хороши потому, что они успокаивают страстную часть тела, препятствуя греховным движениям. Это обучение нашего ветхого человека и охранение его от страстных дел. Однако только чистота сердечная, то есть блюдение и охранение ума, коего образом служит Новый Завет … отсекает от сердца всякое зло и всякие страсти и искореняет их, и вместо того вводит в сердце радость, благонадёжие, сокрушение, плач, слёзы, познание самих себя и своих грехов… памятование смерти, истинное смирение, безмерную любовь к Богу и людям и божественное рачение сердечное…» Преп. Исихий Иерусалимский.
Митр. Иерофей Влахос поясняет:
«Святые отцы, не пренебрегая внешними телесными подвигами, которые несомненно, полезны для обучения, деляют большое внимание внутренней чистоте сердца. Внешние подвиги приготовляют почву для возрастания подвижничества внутреннего, духовного. Если человек пребывает во внешних подвигах и не переходит ко внутренним, он переживает этап Ветхого Завета». (Митр. Иерофей Влахос «Православная психотерапия». Свято-Троицкая Сергиева лавра 2004. с. 198.)
Сенсация 32. Каждый верный христианин относится к классу царственного священства.
«Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет.» (1 Петра 2:9.)
О царственном священстве мирян мы можем прочитать у прот. Николая Афанасьева:
«Православная Церковь признаёт, что каждый верный христианин не только может, но и должен в случае отсутствия священника совершить таинство крещения над тем, кто находится в смертельной опасности…
Ответ на все недоуменные вопросы относительно «мирянского крещения» нужно искать в учении о священническом достоинстве лаиков, утерянном догматическим богословием, но сохранившемся в церковной жизни…
Царственно-священническое служение лежало в основе всей жизни древней Церкви, но это служение исполнялось не отдельно каждым членом Церкви, а совместно с остальными под предстоятельством епископа. Оно выполнялось на церковном собрании, которое всегда включало в себя предстоятеля, который был «устами Церкви». (Прот. Николай Афанасьев. Вступление в Церковь. Паломник. М. 1993. С. 56-57.)
Вот ещё один текст на эту тему:
«Преподобный Максим исповедник говорит, что человек был создан для того, чтобы всю тварь привести к Богу, что он создан как участник двух миров: вещественного и духовного, он в себе совмещает эти два полюса. И в этом смысле всякий верующий в Церкви является священником, то есть человеком, который освящает тварь…что значит делает её посвящённой Богу и пронизанной Божественной благодатью. Это призвание каждого христианина, а не только священника. И мирянин – это не только человек, который живёт в миру. Это человек, который (Самим) Христом послан в мир, для того, чтобы всё, к чему он прикоснётся сделать святыней: он священник в этом отношении.» (Миссиология. М. 2010. С. 309.)
Сенсация 33. Своими словами тоже можно молиться.
«В молитве своей надлежит тебе совмещать те четыре действия, о которых пишет св. Василий Великий: сначала восславословь Бога, потом возблагодари Его за благодеяния, тебе явленные, далее исповедуй Ему преступления заповедей Его и наконец испрашивай у Него потребного тебе, наипаче в деле спасения твоего». (Преп. Никодим Святогорец)
Самое главное, чтобы молитва была живой, искренней и теплой:
«Хорошо на молитве сказать несколько своих слов, дышащих горячею верою и любовью ко Господу… И как приятен бывает Господу этот наш собственный лепет, исходящий прямо от любящего и благодарного сердца, пересказать нельзя: надобно только то сказать, что душа при своих словах к Богу трепещет радостью… Несколько слов скажешь, а блаженства вкусишь столько, что не получишь его в такой мере от самых длинных и трогательных молитв – чужих молитв, по привычке и неискренно произносимых». (Св. Иоанн Кронштадтский)
Ещё несколько слов о молитве своими словами:
«По мере того как станешь навыкать молиться как следует по чужим молитвам, начнут у тебя возбуждаться и свои молитвенные обращения и воззвания к Богу. Никогда не пропускай без внимания этих проявляющихся в душе твоей восхождений к Богу, но всякий раз, как они возбудятся, остановись и молись своей молитвой. Не думай, что, молясь так, делаешь ущерб молитве: нет, тут-то ты и молишься как следует, и эта молитва скорее доходит до Бога. Потому-то есть и правило, всеми преподаваемое: если в церкви ли, дома ли душа твоя сама захочет помолиться своими, а не чужими словами, дай ей свободу». (Свят. Феофан Затворник)
Сенсация 34. Хотя христиане молятся святым, единственный ходатай за нас Иисус Христос.
«Веруем, что Господь наш Иисус Христос есть единственный Ходатай наш, Который предал Себя для искупления всех, собственною кровию сделался примирением человека с Богом и пребывает попечительным Защитником Своих последователей и умилостивлением за грехи наши.
Исповедуем также, что Святые ходатайствуют о нас в молитвах и прошениях к Нему, а более всех непорочная Матерь Божественного Слова, также Святые Ангелы Хранители наши, Апостолы, Пророки, Мученики, Праведные и все, которых Он прославил как верных Своих служителей, к коим причисляем Архиереев, Иереев, как предстоящих святому жертвеннику, и праведных мужей, известных своей добродетелью.
Ибо мы знаем из Священного Писания, что должно молиться друг за друга, что много может молитва праведного, и что Бог более внемлет Святым, нежели тем, которые остаются во грехах». (Послание Восточных Патриархов 1723 года архиепископу Кентерберийскому.)
Сенсация 35. Таинства грешных священников действительны до тех пор, пока они не лишены сана.
Может ли плохая мать благословлять своё дитя?
Действительно ли такое благословение?
Иоанн Златоуст отвечает:
Да, это благословение действительно, ибо если бы сила благословения зависела бы от благочестия того, кто благословляет, большинство детей не могло бы расчитывать на благословение свыше. Ведь плохих родителей всегда больше, чем хороших.
Это же вполне касается и благословения от плохих пастырей.
Августин Блаженный учит так:
«Служители церкви Божией не перестают быть орудиями благодати Божией, хотя бы сами не были святыми. Каков бы ни был священник, когда он молится за народ, его молитва возносится к Богу, – его поучения, если содержат истину, полезны для других, – его священнодействия имеют всю силу для верующего. За себя он сам даст ответ Богу, но для паствы он есть истинный пастырь».
Св. Ефрем Сирин говорит, что если мы не знаем достоин ли священник сана, не стоит презирать его:
«…Если и не знаешь о каком иерее, достоин ли он сана, или не достоин, то не презирай его ради заповеди Христовой. Как не терпит вреда светлое золото, если покрыто оно грязью, а также и самый бисер, если прикоснется к каким-нибудь нечистым и скверным вещам; так подобно сему и священство не делается оскверненным от человека, хотя бы приявший был и недостоин».
Златоуст учит тому, что…
«…Если кто преподает правое учение, то смотри не на жизнь его, а на слова… »
— Если кто преподаёт правое учение.
— Смотри на слова, не на его жизнь» -так учит нас святой Златоуст.
До тех пор, пока священник остаётся действующим пастырем Церкви (не находится в запрете и не лишён сана), таинства, которые он совершает, действительны.
Несмотря на то, что таинства, совершённые плохим пастырем — действительны и спасительны для тех мирян, кто принимает их с верой, однако наставление такого пастыря может содержать в себя яд фарисейства. Поэтому преп. Симеон Новый Богослов советует христианам следующее:
«Господь хочет нас научить не обманываться одними словами и не верить всякому человеку, называющему самого себя духовным, но удостоверившись сначала его жизнью и действиями, а особенно – согласны ли слова его и дела с учением Господа и апостолов и святых отцов, тогда принимать и слушать его слова, как слова Христовы. А если нет, то, если он и мертвых воскрешает, если он и тьму других чудес покажет, отвращаться от него, как от беса. » (Преп. Симеон Новый Богослов)
Сенсация 36. Для оживления духовной жизни нужны домашние разговоры о Боге.
«Как много теряют люди в домашней беседе для оживления ее через то, что не говорят о Боге! Как одушевился, плодился и разнообразился бы их разговор! У верующих тогда потекли бы «реки от чрева» их спасительных слов (ср. Ин. 7:38). Сколько такие разговоры доставили бы назидания, успокоительности, истинной сладости!
Между тем теперь, не говоря о Боге в домашних кружках, а говоря о суете мирской, скоро истощаются в разговоре, скучают и потом убивают драгоценное время в глупых играх или танцах.
Враг рода человеческого подметил эту слабость в людях заниматься суетными, житейскими разговорами и вообще проводить время в суетных забавах.
Он извлек и извлекает для себя из этой слабости огромную выгоду: завел театры, цирки – истое осуществление суеты, истинное посмеяние над суетою людскою, и безумные между людьми, склонные к суете, к лености и бездействию, охотно посещают эти театры и цирки, не находя для себя лучшего занятия, которое бы доставляло спокойствие и приятность их духу.«Суета сует… все – суета!.. Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Еккл. 12:8, 13) (7). (Свят Игнатий Брянчанинов.)
В Дидахе мы читаем:
Даже ищи каждый день иметь личное общение со святыми, чтобы ты почивал на словах учения их». (Дидахе. 1 в. от Р. Х.)
Сенсация 37. В одиночку никто не спасается.
«В одиночку никто не спасается. Госпоь из всех верующих благоволил сочетать единое тело и Сам стал Главой его. Спасается каждый не иначе, как в Церкви, т.е. в живом союзе со всем сонмом верующих, через Церковь, и с Самым Господом, как Главою ее. Господь назвал Свою Церковь — виноградным деревом, в котором Он Сам лоза, или ствол дерева, а все верующие — ветви на лозе, поэтому Церковь есть единое нераздельное целое, живо соединенное в себе и во всех частях… Так доселе все истинно верующие законам жизни, ведущей ко спасению, полагают союз с Церковью…»
«Испытательным камнем да будет для вас святое учение, издревле проповедуемое в Церкви.Все несогласное с этим учением отвергайте как зло, каким бы титулом благовидным оно ни прикрывалось. Вы только это соблюдите, а все прочее уже само собой приложится вам. За чистотою веры последует осенение благодати». Свят. Феофан Затворник.
Сенсация 38. Много званных, мало избранных. Званные — все христиане, избранные, суть верные.
Много званных, но мало избранных» (Лк.14:24). Званные это все христиане, избранные же это те из христиан, которые и веруют и живут по-христиански…
И не дивно, что, если по слову Божию и всегда мало избранных, то в наше время оказывается их еще меньше: таков уж дух века – противохристианский!
Что дальше будет? Если не изменят у нас образа воспитания и обычаев общества, то будет все больше и больше слабеть истинное христианство, а наконец, и совсем кончится; останется только имя христианское, а духа христианского не будет». (Свят. Феофан Затворник Спасайтесь. Путеводитель по творениям св. Феофана Затворника. Т. 2. М. 2019. С. 91.)
Сенсация 39. Больше всего Бог хочет, чтобы мы исповедовались и причащались.
Главное таинство Церкви
Накануне крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю трапезу — Тайную Вечерю. В Иерусалиме, в Сионской горнице, Спаситель с апостолами праздновал ветхозаветную иудейскую пасху, установленную в память о чудесном избавлении еврейского народа от египетского рабства. После вкушения ветхозаветной еврейской пасхи Спаситель взял хлеб и, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, преломил и подал ученикам, говоря:
«Сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание».
Потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил её и подал им, говоря:
«Пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов».
Причастив апостолов, Господь дал им заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Моё воспоминание». С тех пор христианская Церковь за каждой Божественной литургией совершает Таинство Евхаристии — величайшее таинство соединения верующих со Христом.
Все, кто причащаются из этой чаши Св. Причастия сами становятся телом Господа. Все вместе они составляют Церковь. Поэтому неудивительно, что те, кто от Церкви отпадают, лишаются прежде всего именно возможности участия в таинстве св. Причащения.
Сенсация 40. Суть всего христианства больше всего отражена в Литургии..
Боже́ственная Литурги́я (от греч. λειτουργία (литургиа) — общее дело) — главное христианское богослужение, во время которого совершается Таинство Причащения или Евхаристия (от греч. εὐχαριστία (евхаристиа) — благодарение, благодарность).
Первую Литургию совершил Господь наш Иисус Христос в Сионской горнице и каждая Литургия является таинственным продолжением этого события.
Божественная литургия – не просто «воспоминание о Тайной Вечере», а продолжение Тайной Вечери, в которой участвуют Иисус и Его Апостолы, а также люди Божьи, которые соединились вместе для того, чтобы:
· Восхвалять и благословлять Бога за его милости.
· Провозглашать миру радостную и благую весть о победоносной смерти Христа, о Его воскресении и нашем ожидании Его Второго Пришествия.
· Принять Святое Причастие, Тело и Кровь Иисуса Христа, которое предложено нам во прощение наших грехов и ради вечной жизни.
· Служить доказательством присутствия Царства Божия в мире. Идея православной Литургии метафорически отражена в следующих словах св. Силуана Афонского:
«Ты спросишь: «Как можно знать Бога?» А я говорю, что мы видели Господа Духом Святым. И если ты смиришь себя, то и тебе Дух Святой покажет Господа нашего; и ты тоже захочешь кричать о Нём всей земле». (Старец Силуан. Афон. 1996 г. с 300.)
***