Вопрос 69. Почему мы не можем молиться только дома?
Все молитвы, которые читаются священнослужителями в алтаре, имеют характер общей, совместной молитвы всей общины, и предстоятель богослужения (архиерей, либо священник) совершает их от лица всех. И смысл нашего с вами присутствия за богослужением не в том только, чтобы помолиться о своих собственных радостях и печалях, а в том, чтобы по молитве всей общины свершилось великое таинство Евхаристии, т.е. благодарения, когда предложенные хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христову и всякий приступающий к таинству святого Причащения соединяется с Самим Христом.
Вопрос 70. Что мы делаем во время Литургии?
Таким образом, Божественная литургия – совместное действие людей Божьих, которые соединились вместе для того, чтобы:
-
Восхвалять и благословлять Бога за его милости.
-
Провозглашать миру радостную и благую весть о победоносной смерти Христа, о Его воскресении и нашем ожидании Его Второго Пришествия.
-
Принять Святое Причастие, Тело и Кровь Иисуса Христа, которое предложено нам во прощение наших грехов и ради вечной жизни.
-
Служить доказательством присутствия Царства Божия в мире.
Литургия состоит из трёх частей: проскомидии, литургии слова (оглашенных) и литургии верных.
Вопрос 71. Что такое проскомидия?
Первая часть Литургии называется проскомидией[1] в воспоминание об обычае древних христиан приносить хлеб и вино для совершения Литургии; поэтому и хлеб, употребляемый на ней, называется просфорою, что значит «приношение». Проскомидия начинается с входных молитв священника с дьяконом перед царскими вратами. Обычно это происходит за полчаса до первоначального литургического возгласа «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа».
Для проскомидии употребляется пять просфор в воспоминание чудесного насыщения Господом Иисусом Христом пятью хлебами более пяти тысяч человек, что дало Ему повод к беседе с народом о нетленной, духовной пище, подаваемой в Таинстве Святого Причащения (Ин. 6.22-58). Эти просфоры называют служебными.
Хлеб для совершения Евхаристии должен быть квасный (поднявшийся), чистый, пшеничный.
Просфора состоит из двух частей во образ двух естеств Господа Иисуса Христа – Божеского и человеческого. На верхней части просфоры ставится печать с изображением креста и по углам его – начальных букв имени Христа Спасителя: ИС ХР и греческого слова: НИ-КА; что значит «Иисус Христос побеждает».
Вино для таинства Евхаристии берется виноградное, красное, потому что красный цвет олицетворяет цвет крови; вино смешивается с водой в воспоминание того, что из прободенного ребра Спасителя на Кресте истекли кровь и вода.
Проскомидия совершается на жертвеннике. Священник берет первую, Агничную, просфору и копием делает на ней трижды изображение креста, произнося: «В воспоминание Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа». Из этой просфоры священник копием вырезает середину в форме куба, произнося при этом слова пророка Исаии: «Яко (как) овча на заколение ведеся и яко агнец непорочен, прямо стригущего его безгласен, тако не отверзает уст своих; во смирении его суд его взятся; род же его кто исповесть; яко вземлется от земли живот (жизнь) его» (Ис.53.7-8). Эта кубическая часть просфоры называется Агнцем, действием Святого Духа она будет становиться на Литургии верных Телом Христовым.
Священник крестообразно надрезает Агнец с нижней стороны со словами: «Жрется (т. е. приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй (взявший на Себя) грех мира, за мирский живот (жизнь) и спасение», и пронзает правую сторону Агнца копием, произнося слова евангелиста Иоанна: «Един от воин копием ребра Ему прободе и абие (тотчас) изыде кровь и вода; и видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его» (Ин. 19.34). В соответствии с этими словами в чашу (потир) вливается вино, смешанное с водою, которое на Литургии верных будет прелагаться в Кровь Христову.
Из второй просфоры, называемой Богородичною, священник вынимает одну частицу в честь Божией Матери и полагает ее по правую сторону Агнца на дискосе.
Из третьей просфоры, называемой Девятичинной, вынимается девять частиц в честь святых: 1) Иоанна Крестителя, 2) пророков, 3) апостолов, 4) святителей, 5) мучеников, 6) преподобных, 7) бессребреников, 8) богоотцев Иоакима и Анны, святых, чья память в этот день совершается и всех святых (отдельно называют святых, в честь которых освящен храм), 9) святителя Иоанна Златоуста (или свт. Василия Великого) – в зависимости от того, какую Литургию служат в этот день. Все эти частицы полагаются по левую сторону Агнца на дискосе, по три частицы в ряд.
Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых и полагаются ниже Агнца на дискосе.
Из пятой просфоры вынимаются частицы за усопших и полагаются ниже частиц, вынутых за живых.
Затем вынимаются частицы из малых просфор, которые приносятся верующими; одновременно прочитываются подаваемые прихожанами записки о здравии и спасении живых и об упокоении усопших рабов Божиих. Частицы из этих просфор полагаются вместе с частицами, вынутыми из четвертой и пятой просфор.
Проскомидия совершается в алтаре в то время, когда на клиросе читаются 3-й и 6-й часы.
Вопрос 72. Что символизируют действия священников во время проскомидии?
Совершаемые на проскомидии действия священнодействия имеют символическое значение: приготовление Агнца – суд, страдания и смерть Иисуса Христа, а прободение его копием – прободение, сделанное одним из воинов на Теле Спасителя. Соединение всех частиц на дискосе означает всю Церковь Божию, членами которой состоят Матерь Божия, ангелы, все святые угодники Божии, все верующие христиане – живые и умершие, а Главою ее является Сам Господь.
Вопрос 73. Что делают прихожане во время проскомидии?
Во время совершения проскомидии прихожане должны вместе со священниками и сами молиться за своих живых и усопших сродников по помянникам.
Вопрос 73. О ком или о чём мы молимся на Литургии?
Будет лучше, если вы на литургию придёте с четырьмя списками лиц, за которых будете молиться.
А. Сюда входят отдельные живые и усопшие, о которых мы имеем сугубое попечение молиться: наши духовные отцы, духовники, духовные чада, крестники, родители, дети, крёстные родители, духовные наставники из числа мирян, наши присные сомолитвенники, люди за которых мы давали обет постоянной и слезной молитвы. Об всех этих людях мы молимся после пения «Милость мира» и возгласа «Изрядно о пресвятей, пречистей, преблагословенней славной Владычице нашей Богородице…»
Б. Более расширенный список лиц у нас для сугубой и заупокойной ектений[2] после чтения св. Евангелия. В этот список входят только верные христиане, то есть те, кто веровал и верует, ходят в храм регулярно, исповедуются, причащаются, исследуют Писания и ищут волю Бога в общении с другими верными христианами.
В. Ещё более широкий список за всех своих ближних, живых и усопших, о которых известно, что они крещены в Православии, но о степени их церковности ничего не известно. Об этих людях мы молимся во время чтения часов, когда священник совершает проскомидию в алтаре.
Впрочем, на проскомидии мы не молимся:
-
За сектантов и еретиков,
-
За атеистов,
-
За нераскаянных блудников и вообще упорных грешников.
-
За практикующих колдунов, экстрасенсов, магов или за тех из них, кто умер без покаяния,
-
За самоубийц.
И записок за этих людей для чтения в алтаре мы на проскомидию тоже не подаём…
Г. Отдельным списком у нас могут быть люди, которых можно назвать оглашенными. За них мы будем молиться во время ектиньи об оглашенных. Здесь мы будем молиться о здравии и спасении…
-
Тех, кто готовится к таинству крещения,
-
Тех, кто хотя крещён, но невоцерковлён.
-
Отпадших от Церкви нераскаянных грешников.
На ектенье об оглашенных не молятся об усопших. В четвёртую категорию усопшие вообще не входят.
Вопрос 74. Что такое литургия оглашенных?
Вторая часть Литургии называется «Литургией оглашенных», потому что при совершении ее могут присутствовать оглашенные, т. е. готовящиеся к принятию Святого Крещения, а также кающиеся, отлученные за тяжкие грехи от Святого Причащения.
Диакон выходит из алтаря на амвон и произносит: «Благослови, владыко!» (т. е. благослови начать службу и собравшимся верующим участвовать в молитвенном прославлении Бога). Священник в первом своем возгласе прославляет Святую Троицу: «Благословено (т. е. достойно прославления) царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно (всегда), и во веки веков (вечно)». Певчие поют: «Аминь» (т.е. «действительно так»).
Затем диакон произносит великую ектенью, в которой перечисляются разнообразные христианские нужды и наши прошения к Господу, а священник в алтаре молится, чтобы Господь призрел на этот храм и молящихся в нем и исполнил их нужды.
После великой ектеньи поются псалмы 102-й: «Благослови, душе моя, Господа» и 145-й: «Хвали, душе моя, Господа».
Псалмы 102 и 145 положено петь попеременно двумя хорами. Такой вид пения известен еще с ветхозаветных времен и называется антифонным. И сами псалмы, исполняемые на Литургии двумя хорами попеременно, стали называться антифонами.
По окончании второго антифона всегда поется песнь: «Единородный Сыне…». В этой песне изложено православное учение о Втором Лице Св. Троицы – Сыне Божием, Господе Иисусе Христе.
Во время пения антифонов мы должны благодарить Бога за то, что он сделал для нас. Тем, кто имеет благословение на творение Иисусовой молитвы, её можно здесь внимательно читать.
Далее следует пение евангельских заповедей блаженства (Мф. 5.3-12). Во время пения заповедей блаженства христиане внимают слову Божьему, так будто Сам Христос провозглашает для нас Свой закон.
В это же время священник берет с престола Евангелие, передает его диакону и выходит северными дверями на амвон, в предшествии диакона, несущего Евангелие. Этот выход священнослужителей с Евангелием называется Малым входом (в отличие от следующего Великого входа) и напоминает верующим первый выход Иисуса Христа на проповедь.
Смотря на Евангелие как на Самого Иисуса Христа, идущего на проповедь, верующие поют: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых (или: молитвами Богородицы, или: во святых дивен Сый), поющия Ти: аллилуиа!»
Этот текст верующие учат наизусть и во время его пения тихонько подпевают хору. После этого хор поёт тропари и кондаки – краткие песнопения, в которых описывается суть нынешнего праздника, ибо каждый день в церковном календаре праздник в честь каких-то святых или священных событий.
Далее поется «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». История этого песнопения такова. При императоре Феодосии II (V век) в Константинополе произошло сильное землетрясение. Христиане вместе со своим архиепископом вышли за город и молили Бога о помиловании и прекращении бедствия. В это время один отрок был поднят в воздух и услышал дивное ангельское пение: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Народ, узнав об этом откровении, тотчас же воспел ангельскую песнь с прибавлением слов: «Помилуй нас», и землетрясение прекратилось. С того времени Трисвятое и вошло в чин Божественной Литургии. «Трисвятое» вы тоже можете тихонько подпевать хору.
По окончании «Трисвятого» читается Апостол – небольшой фрагмент из посланий святых апостолов. Затем читается Евангелие, предваряемое и сопровождаемое радостным славословием Бога: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!», так как для верующего христианина не может быть более радостной вести, чем благовестие (Евангелие) о жизни, учении и чудесах Господа Иисуса Христа. Во время чтения Апостола и Евангелия христиане внимают Слову Бога и ищут в нём назидания для себя.
После Евангелия следует сугубая ектенья, в начале которой верующие приглашаются помолиться Господу Богу: «Рцем (будем говорить, молиться) вси от всея души и от всего помышления…» Здесь мы молимся о различных особых нуждах наших ближних. Чаще всего здесь христиане вспоминают всех недужных и немощных своих сродников и друзей.
Далее следует особая ектения об усопших, в которой мы молимся за всех умерших отцов и братьев наших, просим Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных. Здесь мы молимся сугубо о наших присных, то есть за тех, о ком мы имеем особенное молитвенное попечение.
Потом произносится ектенья об оглашенных, в которой мы просим, чтобы Господь помиловал их, наставил в истинах святой веры («открыл им Евангелие правды») и удостоил святого Крещения («соединит их святей … Церкви»). Здесь мы молимся за тех, кто у нас в списке «Г».
Затем оглашенные приглашаются выйти из храма: «Елицы оглашении изыдите».Словами: «Елицы вернии паки и паки миром Господу помолимся» начинается Литургия верных.
Вопрос 75. Что такое литургия верных?
Литургия верных —
Так называется третья часть Литургии потому, что на ней могут присутствовать только верные, т. е. крещеные, готовящиеся к Причащению христиане.
После приглашения оглашенным удалиться из храма произносятся две краткие ектеньи и поется Херувимская песнь:
«Иже Херувимы тайнообразующе, и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. — Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа!»
Русский перевод: «Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая животворящей Троице трисвятую песнь, всякое ныне житейское отложим попечение, чтобы прославить Царя всех, Которого невидимо торжественно прославляют ангельские чины. Аллилуйя!»
Во время пения Херувимской песни совершается Великий вход. Диакон и священник выходят из алтаря северными вратами, диакон несет на главе дискос[3], а священник в руках – Святую Чашу. Они останавливаются на амвоне (пение Херувимской песни в этот момент прерывается), обратившись лицом к верующим, молятся за патриархов, митрополитов, архиепископов, за правящего архиерея, за священство, монашество, за создателей храма, за присутствующих православных христиан и возвращаются чрез царские врата обратно в алтарь.
Святые Дары поставляются на престол на развернутом антиминсе[4] и покрываются воздухом (платом), после чего царские врата затворяются и закрываются завесой. Певчие тем временем завершают пение Херувимской песни.
Вопрос 76. Что означает перенесение Даров с жертвенника на престол?
Перенесение Даров с жертвенника на престол знаменует собой торжественное шествие Иисуса Христа на вольные страдания и крестную смерть.
После Великого входа следует приготовление верующих к достойному присутствию при освящении приготовленных Даров. Оно начинается просительной ектеньей: «Исполним молитву нашу Господеви» о «предложенных честных Дарех», чтобы Господь освятил их Своею благодатию.
После возгласа: «Двери, двери! Премудростию вонмем!» поется Символ веры. Его все верные подпевают хору.
Слова: «Двери, двери!» в древности напоминали придверникам лучше смотреть за дверями храма и не впускать в него оглашенных и неверующих; теперь этими словами напоминается верующим затворить двери своей души для посторонних мыслей, а словами: «Премудростию вонмем» указывается, чтобы мы были внимательны к премудрым истинам православной веры, изложенным в Символе веры.
Вопрос 77. Как происходит пресуществление святых даров в алтаре?
Освящение Святых Даров составляет главнейшую часть Литургии. Оно начинается вскоре после пения Символа веры словами священника: «Благодарим Господа!» Верующие выражают свою благодарность Господу за все Его милости поклонением Ему, а певчие поют: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и нераздельней».
Священник в это время в тайной молитве (которая называется евхаристической), прославляет бесконечные совершенства Божии, благодарит Господа за сотворение и искупление человека и за все Его милости, известные нам и неизвестные, и за то, что Он удостаивает принимать от нас эту жертву[5], хотя Ему предстоят высшие существа – Архангелы, Ангелы, Херувимы и Серафимы, «победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголющее». Последние слова священник произносит вслух.
Хор в ответ воспевает ангельскую песнь, которую в древности слышал пророк Исайя (Ис.6.3): «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Господь Сил небесных), исполнь (наполнены) небо и земля славы Твоея». К этой песни присоединяются восклицания, которыми народ приветствовал Вход Господень в Иерусалим: «осанна (еврейское благожелание: спаси, помоги Бог!) в вышних (в небесах)! благословен грядый (идущий) во имя (во славу) Господне, осанна в вышних!»
Священник продолжает читать евхаристическую молитву, прославляя благодеяния Божии, бесконечную любовь Божию, явленную в пришествии на землю Сына Божия, и, вспоминая Тайную Вечерю, когда Господь установил Таинство Причащения, произносит вслух слова Спасителя, сказанные Им при установлении Святого Таинства: «Приимите, ядите, сие (это) есть Тело Мое, еже (которое) за вы (за вас) ломимое во оставление (прощение) грехов» и «Пийте от нея вси, сия (эта) есть кровь Моя Нового Завета, яже (которая) за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». После этого священник в тайной молитве кратко вспоминает заповедь Спасителя о совершении Причащения, прославляет страдания Его, смерть, Воскресение, Вознесение и Второе Его пришествие, и вслух произносит: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» (о всех членах Церкви и все благодеяния Божии).
Затем следует самый важный момент Литургии. Хор поет: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи; и молимтися, Боже наш», а священник в тайной молитве просит Господа ниспослать Духа Святого на предстоящих людей и на предложенные Дары, чтобы Он освятил их. В эти великие и святые минуты хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христовы. Священник делает пред Святыми Дарами земной поклон, как Самому Царю и Богу.
Вопрос 78. Что делают христиане во время чтения евхаристических молитв?
В это время мы вспоминаем дело Христово в мире, Его жизнь, проповедь, страдания, вольную смерть ради нашего спасения и Его славное воскресение. Здесь мы также вспоминаем и повторяем все обеты, которые мы давали Богу, вспоминаем свои грехи, которые Бог-Отец простил нам ради подвига Своего Сына. Также мы вспоминаем здесь и свои неизжитые страсти, хульные помыслы и всё зло, которое мы причинили Христу, ради искупления которого Спасителю пришлось идти на смерть. Вспоминаем мы здесь и Царство Небесное, открытое для нас любовью Христовой. И мы благодарим, славим и молим Господа послать Духа Святого не только на предложенные нами Святые Дары, но и на нас немощных и сирых, чтобы сила Божия в нас принесла обильный плод освящения и спасения.
Вопрос 79. Что происходит после освящения Святых Даров?
После освящении Святых Даров священник просит Господа, чтобы причащающимся христианам Святые Дары послужили укреплением во всяком добром деле, во оставление грехов, а не в суд или во осуждение, и вспоминает всех в вере почивших, праотцов, патриархов, пророков, апостолов… В особенности же («изрядно») вспоминает священник Пресвятую Деву Марию, громко произнося: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии», на что верующие отвечают хвалебною песнью в честь Божией Матери: «Достойно есть…»
Священник тем временем тайно молится за усопших и, переходя к молитве за живых, вслух произносит: «В первых помяни, Господи, святейшия восточные патриархи православныя…», поминая высшую церковную иерархию. Верующие отвечают: «И всех и вся», т. е. помяни, Господи, всех верующих. Молитва за живых оканчивается возгласом священника: «И даждь нам единеми усты и единем сердцем (единодушно) славити и воспевати пречестное (славное) и великолепое (величественное) имя Твое Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков», и благословением его, преподаваемым всем присутствующим в храме: «И да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». (Здесь мы молимся за тех, кто у нас находится в списке «А».[6])
Вопрос 80. Как происходит приготовление верующих к причащению?
Приготовление верующих начинается просительной ектеньей: «Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся».
Далее следует возглас священника: «И сподоби (удостой) нас, Владыко, со дерзновением (т.е. смело – как дети просят отца) неосужденно смети (осмелиться) призывати Тебе Небесного Бога Отца и глаголати» и поется молитва Господня «Отче наш». Эту молитву все верные подпевают хору.
При возгласе диакона: «Вонмем!» завеса задергивается, и священник, поднимая над дискосом Святый Агнец, громко возглашает: «Святая – святым». Это не означает, что Святые Дары могут быть преподаны только достигшим святости и духовного совершенства во Христе. Наименование «святые» прилагается здесь ко всем христианам, ко всем верным Христу, пусть пока не святым, но желающим достичь святости, очищающим себя покаянием, стремящимся ко спасению и единению с Богом в Таинстве Евхаристии. Певчие от лица верующих, сознающих свое недостоинство, возглашают: «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца». Подлинно свят только один Бог, люди же святы причастием (приобщением) к Божественной жизни. Царские врата закрываются, завеса в алтаре опускается.
Вопрос 81. Как происходит причащение священников и верующих?
В это время поется стих, называемый «причастным», а затем поется еще какое-либо песнопение или читаются молитвы перед Причащением. В это время в алтаре происходит причащение священнослужителей. После того, как открываются царские врата, священник и дьякон выходят из царских врат к народу для причащения верующих мирян. Диакон, держа в руках Святую Чашу, произносит: «Со страхом Божиим и верою приступите».
Вопрос 82. Что обозначает открытие Царских врат после причащения духовенства?
Открытие Царских врат в это время напоминает открытие гроба Спасителя, а вынос Святых Даров – явление воскресшего Господа. Преклоняясь пред Святой Чашей, как пред Самим воскресшим Спасителем, певчие от лица верующих поют: «Благословен грядый во имя Господне; Бог-Господь и явися (явился) нам».
Миряне подходят к Святой Чаше с крестообразно сложенными на груди руками, по причащении целуют нижний край Святой Чаши и потом принимают запивку, т. е. церковное вино, смешанное с водою.
По причащении мирян, священник опускает в Святую Чашу все частицы, которые были вынуты из служебных и принесенных просфор, с молитвою, чтобы Господь Своею Кровью и молитвами святых очистил грехи всех тех, за кого были вынуты частицы.
Затем священник благословляет верующих словами: «Спаси, Боже, люди Твоя (верующих в Тебя) и благослови достояние Твое» (собственность Твою, Церковь Христову). В ответ на это поют: «Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную; нераздельней Троице поклоняемся: Та бо нас спасла есть». Содержание этой песни: мы увидели истинный свет, и, омыв грехи свои в Таинстве Крещения, называемся уже сынами Божиими по благодати (милости), сынами света; мы получили дар Святого Духа чрез Миропомазание и исповедуем истинную (православную) веру, покланяемся нераздельней Троице, потому что Она спасла нас.
Диакон, взяв из рук священника дискос, переносит его на жертвенник, а священник, взяв Святую Чашу и благословляя ею молящихся, возглашает: «Всегда, ныне и присно, и во веки веков». Это последнее явление Святых Даров верующим, перенесение их на жертвенник и возглас священника напоминают нам вознесение Господа Иисуса Христа на небо и обещание Его пребывать в Церкви «во вся дни до скончания века» (Мф. 28. 20)
Вопрос 83. Как заканчивается божественная литургия?
Покланяясь (поясным поклоном) Святым Дарам в последний раз, как Самому Господу, верующие благодарят Его за причащение Святых Таин. Певчие поют благодарственную песнь: «Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи… яко сподобил еси нас причаститься…»
Диакон произносит краткую ектенью. Священник, сложивши антиминс и полагая на него Евангелие, возглашает: «С миром изыдем», этим показывая, что Литургия заканчивается, и что из храма нужно выходить в мирном состоянии души. Певчии от лица всех поют: «О имени Господни», т. е. выйдем из храма «с именем Божиим на устах и с тем с благословением, которое преподается нам именем Господним».
Священник выходит к молящимся за амвон и читает заамвонную молитву[7]. По окончании заамвонной молитвы верующие предают себя воле Божией молитвою праведного Иова: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века» и священник произносит отпуст: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери… и всех святых помилует и спасет нас яко благ и человеколюбец».
Священник берёт в руки крест и даёт его верующим для целования, которое символизирует верность Спасителю, ради Которого была совершена Божественная Литургия. Хор в это время поет молитву о сохранении на многие лета святейших православных патриархов, правящего архиерея, прихожан храма и всех православных христиан.
«С полной уверенностью позволь нам вкусить Тела и Крови Христа… чтобы вы могли объединиться своей кровью и телом с Ним. Когда Его Тело и Кровь будут распространены между всеми нами, мы станем носителями Христа и, таким образом, согласно словам благословенного Петра, мы станем частицей божественной природы». Св. Кирилл Иерусалимский.
[1] «Проскомидия» — слово греческое и значит «принесение».
[2] Ектения – часть службы, похожая на диалог хора и священника (дьякона). Ектения состоит из прошений, на каждое из которых хор отвечает «Господи помилуй» или «Подай Господи» или «Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй». В конце ектении бывает священнический возглас, например «Яко подобает тебе слава честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу», на который хор отвечает «Аминь».
[3] Дискос — это круглая тарелочка на небольшой подставке, которая используется в православном богослужении. Во время проскомидии в центре дискоса кладётся агнец, вокруг которого размещаются частицы в честь Божией Матери, разных святых, а также в память о живых и усопших христианах, поминаемых христианской общиной.
[4] Антиминс – небольшой плат, в который вшита частичка мощей. На антиминсе есть подпись правящего архиерея, благословляющего совершать литургию тому священнику, которому выдан этот антиминс. Это демонстрирует тесную каноническую и литургическую зависимость священника от своего епископа.
[5] В Православии она называется «бескровной Жертвой».
[6] См. стр. 6.
[7] Заамвонная молитва представляет собою текст, состоящий из сокращенных прошений всех ектений, произносимых за Божественной Литургией. Заамвонная молитва совершается священником в передней части храма, рядом с молящимися и символизирует выход Церкви из умозрительного Алтаря в Царстве Небесном в земное измерение чувственного мира.