Перейти к контенту
Свят. Филарет, митрополит Московский:
«Мы должны смотреть на сошествие Святого Духа не только как на чудо, прославившее Апостольскую Церковь, но и как на событие, соединённое с делом нашего спасения.
Праздник Пятидесятницы – не просто воспоминание прошедшего, но продолжение апостольского приготовления к принятию Духа Святого.
Апостолы, как повествует книга Деяний, после единодушных и постоянных молитв, исполнились Святого Духа; и не только апостолы, но, по объяснению Златоуста, и пребывавшие с Ним ученики, человек около ста двадцати (Деян. 1, 16).
Что такое Дух Святой?
Дух Святой есть невещественный огонь, который действует двумя силами: светом и теплотой – светом веры, теплотой любви. Этот небесный свет, по выражению Соломона, приходит и просвещает «до полного дня» (Притч. 4, 18), «разгоняет мглу неведения и сомнений; открывает обман призраков», которые погрязший в чувственности разум нередко принимает за истину.
Что даёт человеку Дух Святой?
Дух Святой дает человеку…
-
видеть себя самого в наготе растленной природы,
-
познать мир в отношении к душе и ощутить присутствие Бога как источника света;
-
сообщает веру, то есть «осуществляет ожидаемое и вселяет уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1).
В той мере, как свет от Солнца правды усиливается в уме, – согревается и воспламеняется сердце.
-
Божественная любовь изгоняет из него самолюбие,
-
попаляет терние плотских пожеланий,
-
очищает,
-
освобождает ум и…
-
привлекает в душу новый свет.
Слияние этих начальных духовных даров образует огненный язык...
-
изрекающий закон Бога Слова в сердце человека (Пс. 36, 31),
-
изображающий в нем Христа (Гал. 4, 19),
-
совершающий возрождение в жизнь духовную.
Исполненный Духа Святого человек не потемненному предрассудками оку являет такой образ совершенства, перед которым, как тень, исчезает все, что мир называет прекрасным и высоким.
Его оценил апостол, когда о некоторых подвижниках веры сказал, что их недостоин весь мир (Евр. 11: 38).
Благодать превращает в бесценное сокровище все, чего ни коснется человек, ей преданный.
В его уме сияет дух премудрости –но не той, которою отличаются сыны века сего (то есть которая учит их быть изобретательными и ловкими в случаях к снисканию выгодных обстоятельств), но премудрости, духовно судящей обо всем (1Кор. 2, 15), чтобы все обратить в средства к единому вечному благу души.
Волей такого человека движет дух свободы: ибо закон Духа жизни о Христе Иисусе освободил его от закона греховного и смерти.
Во глубине сердца его – мир Божий, «который превыше всякого ума» (Флп. 4, 7).
Это тот ум, который Иисус Христос дает ученикам Своим, «не так, как мир дает» (Ин. 14, 27). Мир, даруемый Христом, утверждается на непоколебимой уверенности в примирении с Богом, так что христианин не отчаивается в искушениях, скорбях и опасностях, даже и на смерть предается мирно, в уверенности, что «кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2Кор. 4, 8–17).
В этом человеке обитает дух величия – не слепая отважность, не гордость, покрытая пышностью, не блеск естественных добродетелей, нечистых в своем источнике, но истинная возвышенность мыслей, занятых Богом, обширность созерцаний, ограничивающихся только вечностью, благородство чувств, рожденных и воспитанных словом Божиим.
В в этом человеке обитает дух смирения, которое среди богатства благодати Божией усматривает в себе одну бедность и недостоинство, чтобы тем более возвеличить Господа.
Между тем, как не возрожденные Духом Божиим в самих недостатках своих стараются находить нечто великое, самим уничижением просить себе почтения, пресмыкаются, чтобы подавлять других.
В верном христианине наоборот действует дух силы, с которым христианин не является бессильным пленником собственных чувств, (со всех сторон открытых нападениям врага и побежденный одной страстью прежде сражения, чтобы усмирить другую), но добрый воин, облеченный во всеоружие Божие (Еф. 6, 11), все могущий в укрепляющем его Иисусе Христе (Флп. 4, 13), силою восхищающий Царствие Божие (Мф. 11,12).
Что же сказать о тех чрезвычайных дарованиях, о тех явлениях Духа, которые избранникам Божиим даются для пользы (1Кор. 12; 4, 7) других, для в созидания всей Церкви?
Если Божественный дар Духа кажется нам редким явлением, не заключим ли мы из этого, что он не для всех?
Он для всех, как и все для него. Если не замечают более следов Его, то имеют очи – и не видят.