Что святые отцы говорят об ученичестве во Христе?

Сайт Школы Крёстных Нянь Калининградской митрополии


«Ученик же, как мы научены от Самого Господа, есть всякий приходящий к Господу, чтобы последовать за ним, то есть слушать слова Его, веровать и быть ему послушным – как Владыке, Царю, Врачу, Учителю Истины – в надежде вечной жизни (ТИТ. 1:2)…» Василий Великий О крещении. М. 2012. с. 10.


* Св. Василий великий утверждает, что всякий приходящий ко Господу, стремящийся следовать за Ним есть ученик Христа.


«Простри сеть любви, не для того, чтобы хромлющий погиб, но лучше, чтобы он исцелился… Научи, что принимаемое по пристрастию или по неведению за хорошее — несогласно с преданием апостольским, и если человек заблуждающийся примет это наставление, то, по изречению пророка, он жизнию поживет, и ты избавиши душу твою (Иез. III, 21); если же он не захочет и останется упорным, то, дабы тебе не оказаться виновным, засвидетельствуй только об этом с долготерпением и кротостию, чтобы Судия не взыскал души его от руки твоей, — без ненависти, без отвращения, без преследования, но оказывая искреннюю и истинную любовь к нему. Ее ты приобретай и, хотя бы ты не получил никакой другой пользы, это — великая польза, это — великое приобретение, чтобы любить и доказать, что ты — ученик Христов». Слово о проклятии. Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 4. М. 2005. С. 342.


* Св. Иоанн Златоуст говорит, что великое приобретение состоит в том, чтобы любить и доказать, что ты ученик Христов.
* Св. Иоанн Златоуст говорит о миссионерской ответственности учеников Христа.
* Св. Иоанн Златоуст говорит о соответствии мировоззрения христиан преданию апостольскому.


Слово Божие требует, чтобы христиане были как ученики Христовы, которые в своей жизни сообразуются единственно с тем, что во Христе видят или, что от Христа слышат Св. Василий Великий. Правила Богоугодной жизни. М. 1995. с. 161.


* Св. Василий Великий учит, что христиане — это ученики Христа, и что этому учит Слово Божие.


«Облобызаем крест, как знамение Христово, руководствующее ученика Христова в Царство Небесное». Письма о христианской жизни. Св. Игнатий Брянчанинов. М. 2004. С. 62.



* Св. Игнатий Брянчанинов учит, что крест Христов ведёт ученика Христова в Царство Небесное.


«Желающий увидеть Христа да очистит свою душу покаянием. Он узрит в Евангелии Христа, истинного Спасителя падших человеков, узрит в Евангелии, какие свойства должен иметь ученик Иисуса, призванный научиться кротости и смирению у Самого Господа». Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. М. 2009. С. 35.


* Св. Игнатий Брянчанинов учит, что ученик Христа должен научиться кротости и смирению у Самого Господа. Также святитель говорит о роли покаяния в обретении тех духовных свойств, какие можно видеть в Евангелии у Христа Иисуса.


«Шествуй непорочно по всем возрастам и силам Христовым. Как Христов ученик, очистись, обрежься, отними лежащее на тебе с рождения покрывало; потом учи в храме, изгони торгующих святынею. Претерпи, если нужно, побиение камнями; очень знаю, что укроешься от мечущих камни и прейдешь посреди их, как Бог; потому что слово не побивается камнями. Приведен ли будешь к Ироду, не отвечай ему больше. Твое молчание уважит он более, нежели длинные речи других. Будешь ли сечен бичами, домогайся и прочего, вкуси желчь за первое вкушение, испей оцет, ищи заплеваний, прими ударение в ланиту и заушения. Увенчайся тернием – суровостью жизни по Богу; облекись в багряную ризу, прими трость; пусть преклоняются перед тобою ругающиеся истине. Наконец, охотно распнись, умри и приими погребение со Христом, да с Ним и воскреснешь, и прославишься, и воцаришься, зря Бога во всем Его величии, и Им зримый…» (Св. Григорий Богослов).


* Св. Григорий говорит, что христианин — это ученик Христа, который подражает Христу, насколько это возможно и даже пытается пройти по жизни путём Христа.


«Пусть каждый убедит себя, что он ничтожнее не только брата, живущего с ним, но и всякого человека; ибо, сознавая сие, он будет подлинно учеником Христовым». Св. Григорий Нисский.


* Св. Григорий учит, что если человек умалит себя, сделав ниже всех, то он становится истинным учеником Христа.


«Христианин не что иное, как ученик Христов есть. В начале христиане назывались «учениками Христа», как читаем в Деяниях Апостольских (Деян. 11, 26 и 29). Когда мы учениками Христовыми называемся, то неотменно должны мы у Него учиться. Чему же Он учил? — Тому, что Он тебе словом и делом показал. Иначе напрасно и учениками называемся, когда не учимся. (Свят. Тихон Задонский)


* Свят. Тихон Задонский ссылается на Писание (Деян. 11:26), где рассказывается что в Антиохии ученики Христа впервые стали называться христианами. Библеисты считают, что события, происходящие в Деян. 11:26 происходили в начале 40-вых годов первого века. Это значит, что с момента сошествия Св. Духа на апостолов прошло более 10 лет. И всё это время последователи Христа назывались прежде всего учениками Христа.


«Смотри, христианин, учишься ли ты у Христа христианской мудрости, без которой всякая мудрость безумство есть?
Учишься право и красно говорить: но учишься ли от Христа право и красно жить? Учишься ты природу вещей познавать, землю размерять, звезды считать…, но учишься ли ты немощь твою и бедность естества своего познавать, краткость дней твоих измерять и грех из растленного сердца твоего искоренять? Учишься по-французски, по-немецки, по-итальянски говорить, но учишься ли по-христиански жить? Когда нет этого, знай, что все твое дерзание суетно есть, и мудрость твоя безумство есть, и ничего тебе не пойдёт на пользу, ничего не сделает тебя блаженным» . (Свят. Тихон Задонский)


* Святитель Тихон спрашивает христиан, учатся ли они у Христа по-христиански жить? И если нет, то ничего христианам не пойдёт на пользу, ничего другого, кроме ученичества, не поможет христианину достичь блаженства.


«Надобно всякому, кто хочет в Царство оное внити, знамение иметь на душе своей, что он Христов… Вот сие знамение: «Те, которые Христовы, распяли плоть свою со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 25). А на другом месте (апостол) глаголет: «Кто духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8, 9). Вот тебе знамение Христова и не-Христова человека. Вот и спроси себя: распинаешь ли ты плоть свою со страстьми и похотьми, или последуешь прихотям плоти твоея; имеешь ли ты Дух Христов, или дух мира сего, рассуждающий о земном?» (Свят. Тихон Задонский)


* Святитель Тихон Задонский говорит, как различать христиан, от лже-христиан.


“Никому не позволено в христианстве быть вовсе неученым и оставаться невеждой. Сам Господь не нарек ли Себя Учителем и Своих последователей – учениками? Неужели это праздные имена, ничего не значащие? И зачем послал Господь в мир апостолов? Прежде всего, учить все народы: идите, научите все народы (Мф 28: 19). Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа – не для тебя посланы апостолы, ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства; я не знаю, что ты такое и что с тобой будет”. (Св. Филарет Московский)


* Свят. Филарет учит, что апостолы создали Церковь как некую духовную школу, а христиане это ученики в этой школе. Иисус Христос — наш Учитель. Если человек отвергает эту идею христианства, он чужд Церкви и не имеет в ней будущего.


«Так как мы веруем в Церковь, которая есть общество верующих в Господа, соединённых в одно тело Главою Христом и одушевляемых одним Духом Божиим, то мы, как члены тела Церкви, должны беречь и любить друг друга… Любовь есть признак самый верный учеников Христовых. Без любви нет Церкви.» (Св. Иоанн Кронштатский. Путь в Церковь. М. 2007. С. 10.)


* Св. Иоанн Кронштатский учит в соответствии с Писанием, что верным признаком учеников Христа является их любовь между собой.


«Исповедание Христа «пред людьми» (см. Мф. 10.32) есть необходимое, спасительное дело для истинного ученика Христова. Тот, кто только верует в сердце и таит свою веру, не угоден Господу. Почему же так? Удивляются некоторые… Разве Богом не признается одна вера, без слов, без свидетельства перед людьми? Когда ап. Павел объясняет соотношение между верой и исповеданием ее, говорит: «Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению ( Рим. 10.10), то есть сердечная вера приводит к праведности, а устное исповедание ее ведет ко спасению. Для праведности нужна сердечная вера, а для спасения нужно больше праведности, необходимо ещё и устное исповедание… Вера без исповедания есть вера притворная, скрытая, несовершенная… Имеющий веру истинную должен всецело покоряться ей. Вера есть царский указ от Бога нам — подданным, объявленный с намерением, чтобы приняли ее и спаслись ею. Поэтому, кто не покоряется вере, противится Богу, смертельно грешит и творит хулу на Святого Духа.» (Св. митр. Серафим (Чичагов). Твердость духа. М. 2016. Изд. Летопись. С. 19- 21.)


* Св. Серафим Чичагов говорит, что исповедание Христа перед людьми есть обязательное условие истинного ученичества во Христе.


«Итак, отче духовный, надлежит тебе прежде сделаться учеником Христовым и добре научиться заповедям Его и таинствам, – и тогда уже браться учить других; надлежит тебе прежде подчиниться и последовать духовному отцу, который провел бы тебя путем, ведущим ко Христу, так чтоб ты достиг Христа, или, лучше сказать, чтоб тебя обрел Христос; причем надлежит тебе заметить все повороты и все знаки пути, которым беспрепятственно проведет он тебя туда, где увидишь ты Христа благодатию Святого Духа, – и тогда уже руководи и других ко Христу.
Надлежит тебе прежде самому просветиться истинным светом, а после того вводить и других в сей свет; надлежит тебе прежде самому получить христианскую свободу, а потом берись руководить к ней и других. Ибо совершенно бессмысленен и безумен тот, кто сам, будучи рабом, берется освобождать других рабов.» (Св. Симеон Новый Богослов).


* Св. Симеон Новый Богослов, обращаясь к христианскому пресвитеру, утверждает, что ему самому надо сначала стать учеником Христовым. Это вхождение в ученичество Христово связано с послушанием духовному наставнику.