Автор — митр. Илларион Алфеев.
Церковь основана на земле, но имеет небесное происхождение. Подобно тому, как Основатель Церкви Иисус Христос имеет две природы, божественную и человеческую, Церковь тоже имеет два измерения:земное и небесное.
Земная Церковь представляет собой «от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами» (Катехизис. Св. Филарет Московский).
Небесная Церковь включает в себя обитателей духовного мира – ангелов, святых и всех умерших в истинной вере.
Иногда земную Церковь называют «Церковью воинствующей» (то есть пребывающей в борьбе со злом мира сего), или «странствующей» (находящейся в пути), а небесную – «Церковью торжествующей» (то есть уже достигшей цели и одержавшей победу над злом).
Единство Церкви
Церковь едина,потому что она создана по образу единого Бога. Она одна на всей земле. Единство Церкви по всему миру обеспечивается единством веры ее членов и единством Евхаристии, в которой все они участвуют.
Апостол Павел уподобляет единство Церкви с Христом единству жены с мужем.
Он метафорически описывает Церковь как чистую деву, обрученную единому мужу – Христу (2Кор.11:2).
Христос – глава Церкви и Спаситель тела, Он «возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна». Церковь повинуется Христу, как жена мужу, а Христос питает и греет ее, «потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф.5:22–30).
Святость Церкви
Церковь является святой по образу создавшего ее Бога, Который свят по Своей природе. Святость Церкви не умаляется грехами ее членов. Святость Церкви основывается отнюдь не на совокупных заслугах и добродетелях ее земных членов, а на святости Иисуса Христа, Чьим Телом она является.
Будучи святой по природе, Церковь освящает собой всех своих членов. Это освящение происходит через церковные Таинства, в том числе через Исповедь и Причастие.
В Таинстве Исповеди человек кается в своих грехах перед Богом и получает прощение от Бога, что помогает – пусть иногда и не сразу – избавляться от них.
А в Таинстве Причащения он принимает внутрь себя Самого Христа под видом хлеба и вина.
Иисус Христос говорил Своим ученикам:
«Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:13–16).
В этих словах содержится указание на роль, какую должны играть христиане в мире. Подобно душе в теле, они должны одухотворять жизнь мира.
Подобно соли в пище, они призваны делать жизнь людей содержательной, наполненной смыслом, предохраняя человеческое общество от порчи и разрушения через вражду, ненависть, конфликты, месть.
Наличие в мире Церкви как сообщества людей, призванных жить по более высоким нравственным законам, чем те, которые прописаны в земном законодательстве, должно преображать мир изнутри, менять его к лучшему, поднимать человечество на более высокий уровень.
Христиане призваны к святостии совершенству. Иисус говорит:
«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48).
Этот призыв может показаться невыполнимым, потому что ни один человек не обладает абсолютным совершенством.
И он действительно был бы невыполним, если бы не было Церкви. Она, будучи святой и совершенной, освящает и совершенствует своих членов.
А Христос, будучи ее Главой, ведет к святости и совершенству каждого ее члена, который этого возжелает. Он не только указал путь, но и ведет Своих последователей по этому пути.
Соборность Церкви
Церковь является соборной (или, в буквальном переводе с греческого, «всеобщей», «вселенской»), потому что распространена по всему миру, открыта для каждого человека вне зависимости от его этнического происхождения и социального положения. Святитель Кирилл Иерусалимский (IV в.) пишет:
«Церковь называется кафолической (соборной) потому, что находится по всей вселенной от концов земли до концов ее, что повсеместно и в полноте преподает все то учение, которое должны знать все люди, учение о вещах видимых и невидимых, небесных и земных, что весь род человеческий приводит к истинной вере, начальников и подчиненных, ученых и простых людей, и что повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов, совершаемых душой и телом, имеет в себе всякий вид совершенства, являющегося в делах, словах и во всяких духовных дарованиях». (Свят. Кирилл Иерусалимский).
Вселенская Церковь состоит из Поместных Церквей, каждая из которых, в свою очередь, делится на епархии, управляемые епископами. В состав епархий входят приходы – церковные общины, управляемые священниками. Соборность – важнейшее качество Церкви.
Термин «соборность» был введен в богословское употребление славянофилами XIX века. Он может указывать: 1) на вселенский характер Церкви, ее кафоличность и распространенность по всему миру; 2) на то, что она обладает полнотой церковности на всех уровнях своего бытия; 3) на то, что она управляется соборами епископов.
Она является соборной на всех уровнях своего бытия – вселенском, поместном, епархиальном и приходском. На вселенском и поместном уровнях соборность Церкви обеспечивается единством веры всего епископата, клира и мирян.
Под клиром принято понимать всех представителей духовенства, кроме епископов (в современном словоупотребление понятие «клир» может включать в себя также епископов). Мирянами называют членов Церкви, не имеющих священного сана или монашеского пострига.
На поместном уровне Церковь управляется соборами епископов, каждый из которых на этих соборах представляет не себя лично, а свою церковную общину, включая духовенство и народ Божий.
Иерархия Церкви
Быть членом Церкви – значит пребывать в единстве с церковной иерархией: епископами и священниками, которым Бог вверил пастырское попечение о Своих овцах.
Церковную иерархиюне следует воспринимать как власть, поставленную над Божиим наследием, чтобы господствовать над ним.
Об этом говорит апостол Петр:
«Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1Пет. 5:1–3).
Епископы и священники – такие же члены Тела Христова, как и миряне. Но у них особое служение: от имени народа они предстоят перед Богом при совершении Евхаристии, они управляют Церковью в отведенных им пределах, осуществляют пастырское попечение о вверенных им душах. Поэтому апостол Павел призывает верующих пребывать в послушании у церковной иерархии:
«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших» (Евр.13:17).
Церковная иерархия состоит из трех степеней: епископов, священников и диаконов.
Епископы являются прямыми преемниками апостолов. Священники и диаконы таковыми не являются. Священники получают право на служение от епископа, совершают священнодействия и Таинства с его разрешения и от его лица.
Диаконы помогают епископам и священникам при совершении священнодействий, но самостоятельно совершать их не могут.
Апостольство Церкви
Святой Ириней Лионский (II в.) пишет:
«Не следует у других искать истину, которую легко получить в Церкви. В нее, как богач в сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что относится к истине. Каждый желающий может пить из нее воду жизни».
Церковь является апостольскойпо той причине, что она несет ту миссию проповеди и Крещения, которую Господь Иисус Христос заповедал Своим ученикам (Мф.28:19).
Хотя Основатель Вселенской Церкви – Сам Господь Иисус Христос, основателями первых местных Церквей были апостолы или их преемники.
В первые же годы существования Церкви апостолы стали рукополагать пресвитеров и епископов для управления местными Церквами, появлявшимися в результате апостольской проповеди.
Так было положено начало апостольскому преемству в Церкви.
Апостольское преемство иерархии – ключевое понятие православного учения о Церкви: только та Церковь является истинной Церковью Христовой, в которой существует непрерывное преемство иерархии, восходящее к апостолам.
Если такое преемство отсутствует или когда-либо прервалось, церковная община не может считаться истинной, ее иерархия легитимной, а Таинства действительными.
Однако в апостольском преемстве иерархии нет ничего автоматического или магического: преемство рукоположений не является какой-то автономной линией, независимой от Церкви.
Епископы и пресвитеры поставлялись апостолами с согласия всей Церкви, и это согласие было не менее значимым фактором, чем наличие законного рукоположения. Линия апостольского преемства действительна только внутри Церкви: вне Церкви она утрачивает свою действительность и значимость.
Церковь является апостольской еще и потому, что она сохраняет апостольское учение и распространяет его в мире.
Ни один человек не имеет права изменить это учение, сформулированное апостолами на основании слов Самого Христа Спасителя.
Христианское богословие может развиваться и совершенствоваться, но в основе его всегда лежит учение Христа, как оно сохранено и передано апостолами.
Пятидесятницу, день, сошествия Святого Духа на апостолов, называют днем рождения Церкви.
Дополнение
Для того, чтобы вернуться в чат-бот – постучись в дверь ниже: