Введение

В настоящее время в России по разным данным от 60 до 75% православных христиан. Из них регулярно посещают Божественную Литургию не более 4%, священное Писание читают не более 2%, участвуют в оккультных обрядах больше 55%. Повсеместно можно видеть одну и ту же картину: родители воцерковлённые, читают духовную литературу, строго постятся и долго молятся, а дети посещают воскресную школу и читают молитвы только до наступления переходного возраста. В 16 лет они уже одеваются, рассуждают и ведут себя так же, как и их сверстники, которые никогда не были церкви.

Что не так с нами? Почему мы так беспомощны в реализации своего идеала духовной жизни?

— Нам не хватает настоящего воцерковления.

Воцерковление – это процесс подготовки к духовной жизни. Слово «воцерковление» возникло совсем недавно, как некий аналог катехизации, которая предполагала  в древности длительную подготовку людей к таинству св. Крещения.

В наши дни большинство людей уже крещены, однако имеют языческое, теософское или атеистическое мировоззрение. Так что их можно назвать «христианами» только в шутку, играя в какую-то игру, например, в «Мафию».

Для того чтобы стать настоящими христианами этим людям необходимо воцерковление, то есть систематическая катехизация + вхождение в ряд практических дисциплин, которые формируют фундамент духовной жизни. Слово «воцерковление» происходит от слова «церковь». Это слово по-гречески звучит как «эклессия», что можно перевести как «собранные в одном месте». В христианстве этим «местом» собрания является Дух Святой. Таким образом, Церковь – это сообщество людей, пребывающих в Духе Святом. А воцерковление – это подготовка к вступлению в Церковь и посещению Святого Духа, который есть «огонь поядающий», яркий свет, не терпящий никакой тьмы. Для того, чтобы человек смог стать вместилищем Святого Духа, Бог Отец послал в мир Сына Своего Единородного, который пришёл, чтобы очистить людей от греха и приготовить в них место для Духа Святого. Поэтому воцерковление происходит во Христе, то есть в послушании Господу нашему Иисусу Христу и Его спасительному учению.

Данное пособие как некий краткий путеводитель по воцерковлению. Помогая другим людям воцерковляться, мы постарались придерживаться трёх принципов:

  • Принцип «от простого к сложному». Дидактически я разделил процесс воцерковления на три уровня сложности.
  • Принцип «Пяти шагов». В книге Деяний Апостольских мы находим информацию о том, как жили христиане в апостольскую эпоху. Среди того, что они делали было много такого, что мы с вами вряд ли сможем повторить. Это прежде всего чудеса. Однако есть несколько вещей, которые они делали постоянно: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах». Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме». (Деян. 2:42-43)
    В этой фразе содержится ключ к пониманию природы воцерковления. Оно начинается с исследования апостольского учения. Однако одно и то же учение подобное единому свету отражается в «зеркале ума» каждого человека по-своему. Поэтому верующие должны собираться вместе для обмена опытом духовной жизни и служения друг другу каждый тем даром, который имеет во Христе Иисусе. После того, как верные через общение друг с другом взаимно обогатились  они делают следующий шаг: «преломления хлеба». Так в древности называлось таинство Евхаристии, совершаемое в Церкви по молитвах верных во главе с епископом. Это шаг литургии и таинств. Здесь человек получает ту благодать, которая меняет его сердце, делая крылатой его молитву. Четвёртый шаг связан с молитвой, которую св. Феофан Затворник называет воздухом духовной жизни… Молитва даёт силу для исполнения заповедей Господних. Где же здесь, в этом отрывке исполнение заповедей? А вот же: «и был страх (Божий) на всякой душе»!  «Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его» (Пс. 110:10) Страх Божий выражается в исполнении заповедей. Четыре первых шага духовной жизни можно уподобить четырём ножкам стула. Если одна ножка сломается, на стуле ещё можно будет сидеть, хотя это будет неудобно. А вот если две ножки сломаются, то на таком стуле невозможно усидеть. Пятый шаг, связанный с исполнением заповедей, можно уподобить сидению. Если есть четыре ножки, а сиденья нет, то на таком стуле тоже сидеть невозможно. Необходимо отметить, что «четыре шага» духовной жизни доступны только тем, кто покаялся, крестился и принял в свою жизнь св. Духа. Об этом мы читаем в той же главе книги Деяний Апостольских в 38 стихе. Поскольку значительная часть наших современников крестилась в детском возрасте, то их не нужно перекрещивать. Однако требование покаяния и жизни в Духе Святом для этих людей остаётся… Поэтому наш путь мы начинаем с подготовки к исповеди.
  • Принцип миссии: «Научился сам, научи другого». В Церкви существует особая форма самообучения, которую я бы назвал формой «распределённого знания». В древности, когда книги стоили очень дорого, обычный философ мог иметь в собственности одну или две книги. И вот для того, чтобы умножить свои познания он пересказывал другому философу содержание своих книг, а тот, в свою очередь пересказывал содержание своих. Происходил взаимовыгодный обмен информацией. Потом эти двое встречали ещё двоих и делали следующий шаг в понимании природы вещей. Что-то подобное происходит и в процессе катехизации, когда каждый учащийся умножает понимание Евангельского текста своего наставника и через это все и учащие и учимые пребывали в Слове Божьем и возрастали в познании силы и славы Всесвятого Бога.

О подготовке к исповеди читай здесь: https://www.pravmissia.ru/podgotovka-k-ispovedi/

И последнее… Полагаем, что тема «миссионерского наставничества» мирян очень спорная. Мы привыкли к тому, что миряне – это мирские люди, то есть как бы «не совсем христиане». Как они могут быть наставниками? Однако мы ничего не говорю о духовном наставничестве мирян. Это, вероятнее всего, всегда будет уделом просвещённых духом монахов и подвижников из числа духовенства. Но миссионерское наставничество – это другое. Пастырь душепопечитель похож на врача-хирурга, а миссионер на фельдшера, который должен подготовить больного к операции. Миссионерский наставник приходит к человеку со словарём религиозных понятий и помогает этому человеку усвоить этот словарь. Некоторые понятия словаря миссионер показывает, другие объясняет.

Хотя изучение нашего пособия требует определённого напряжения ума и воли, однако это ещё не духовная жизнь, а только подготовка к ней.

Для удобства изучения нашего пособия мы вводим ряд специальных обозначений, которые покажут вам степень важности той информации, которую мы будем предлагать вам в специальных ссылках.

Итак…

Справа от такой картинки будет находиться ссылка на информацию «для общего развития».

 

 

Справа от такой картинки будет находиться ссылка на очень важную информацию, которая понадобится вам для прохождения тестов.

 

 

Справа от такой картинки будет ссылка на на внешние информационные ресурсы, с которыми вам будет просто интересно познакомиться в связи с изучением данной темы.