a6uuzwlo3hyЯ общаюсь с миссионерами и катехизаторами разных епархии. Все мы озабочены слабой мотивацией крёстных родителей к прохождению катехизаторских бесед. Самой распространённой практикой является проведение одного собеседования перед крещением. Крёстные, сидящие на этой беседе, тяготятся своей повинностью, скучают, отвлекаются. Катехизатор же напротив старается «запихать» в эту беседу как можно больше информации, понимая, что это, скорей всего первый и последний контакт этих людей с учением Христа. Те, кто проводят катехизацию, понимают, что одно занятие перед крещением — это безнадёжно мало… мало, если ставить цель не информирование человека, а вовлечение его в церковную жизнь. Я уже 10 лет провожу катехизацию и за всё это время я видел только одного человека, который каким-то чудом умудрился воцерковиться после одного огласительного занятия. А вот тех, кто проводил одно занятие, а потом разочаровывался в целесообразности этих бесед, значительно больше. Помню, как один такой «перегоревший» миссионер назвал такую катехизацию «мёртвому припаркой». Действительно, одна беседа может быть полезна только как повод для личного знакомства катехизатора с крёстными. И если это знакомство не укрепить, то через некоторое время люди при встрече лишь вспомнят, что они где-то друг друга видели… Конечно нам, катехизаторам и миссионерам нужно научиться проводить одну беседу так, чтобы люди не хотели с неё уходить, чтобы они захотели вновь и вновь возвращаться в школу катехизации. Для этого наши занятия должны стать сенсациями, квестами, притчами, сократическими загадками и искренними исповеданиями нашей веры. Но как это сделать? Думаю, что у каждого опытного катехизатора есть свои секреты, которые могут быть для всех нас интересны. Есть и в моём «чуланчике» одна методика, которой я хотел бы с вами поделиться. Для начала распечатайте на листе бумаги два текста. Текст первый:
«Знаю дела твои, ты ни холоден, ни горяч. О, если бы ты был бы холоден или горяч! Но так как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
Ибо ты говоришь: «Я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды», а не знаешь, что ты несчастен, нищ, слеп и наг.
Советую купить у меня золото огнём очищенное, чтобы тебе обогатиться и белую одежду, чтобы одеться, и не видна была срамота наготы твоей и глазной мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю, итак будь ревностен и покайся. Се стою у двери и стучу, если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять время с ним, а он со Мною.
Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моём, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его.
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам». Текст второй:
«Знаю веру твою. Ты веришь в глубине души хоть и не всегда это осознаёшь. О, если бы Я не был милосердным, я был бы подобен злым ругателям и искал бы повода осудить тебя.
Вот люди говорят: «Только моя религия истинная», не понимая, что все религии ведут к одному Богу. Советую тебе творить добро и верить в себя, во то добро, которое в тебе, ибо это и есть Бог.
Кого Я полюбил, того утешаю, вдохновляю и поощряю не только этой жизни, но и в жизни в другом теле.
Стучись ко мне настойчиво, возьми то, что принадлежит тебе по праву первородства, и ты станешь как боги, знающие добро и зло». Перед прочтением этих текстов я рассказываю крёстным о том, зачем нужна катехизация. Затем я предлагаю им на выбор два варианта проведения беседы. Либо это полуторачасовая лекция, либо это два часа «бурной дискуссии». Причём полтора часа лекции будут идти долго и скучно, а дискуссия, подобно игре, пролетит быстро и почти незаметно. Люди обычно выбирают дискуссию. Тогда я предлагаю такую «легенду»: где-то в далёком 2030 году люди будут иметь всё, кроме Божьего Слова. Нигде нельзя будет купить Библию. Вместо неё везде будет продаваться какой-нибудь «Эзотерический манускрипт здоровья и богатства». Но в этом манускрипте ничего не будет сказано о том, как обрести Бога и войти в Царство Небесное. И предположим, что какая-нибудь Ира Иванова вдруг захотела узнать Бога… Что ей делать? В городе есть два мудреца. Известно, что один из них обманщик, а другой настоящий христианин. Но кто из них кто, — точно не известно. Один из них всё время цитирует первый текст, другой второй. Читаем тексты. Внимание вопрос: какой из этих текстов — истинное Слово Бога, а какой подделка?
Начинается дискуссия.
Вы как ведущий можете задавать вопросы:
«Разве мы не должны верить в душе?»
«Может ли Бог быть так сильно недоволен человеком, которого Сам создал?
«Почему Бог предлагает человеку купить золоту, одежду и глазную мазь? Разве Он не дарит это нам просто так?»
«Действительно ли все религии ведут к одному Богу?»
«Верят ли православные в переселение душ».
Предложите каждому выступающему по поводу того или иного текста обосновать свою позицию.
Потом вы можете зачитать отрывок из Бытия:
«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.» (Быт. 3:1-5). Потом предложите кому-то прочесть Откр. 3: 15-22. Вы увидите на лицах людей натуральный шок. Всё! Теперь они будут готовы вас порвать на куски, если вы не объясните им текст Откровения Иоанна Богослова. И вот здесь вы можете предложить им прийти на отдельную встречу, посвящённую толкованию библейского текста. А сейчас вы можете рассказать людям о том, почему они попали в ловушку. Ложный текст состоял из шаблонов, которые приняты светским обществом без рассуждения. Все эти штампы выглядят убедительно только потому, что их принимает большинство. Помните бандерлогов из книги «Маугли»? «Это правда, потому что мы все так думаем!» — Так и здесь. Поговорите с людьми о том, в чём ошибка постулатов из лжеписания.
Расскажите о своём опыте веры.
Лучше всего проводить катехизацию в малых группах. Идеальный вариант для одного катехизатора 1-3 человека. Если людей будет больше — трудно удержать их от «балагана». Индивидуальная катехизация в малых группах максимально эффективна. Именно в таких беседах катехизатору легче всего подружиться с новыми людьми.
Тёплые личные отношения обязательно приведут вас к продлению диалога, что может стать основой для глубокого и искреннего восприятия христианства, как пути богообщения.
Подробное толкование на текст Откр. 3:15-22 можно скачать в приложении ниже:

05_12_13_Pervye_printsipy1 (1)