Что такое концепция малых миссионерских групп «ЛОЗА»?

Концепция «Лоза» – это доктрина организации эффективной миссии на приходах Русской Православной Церкви, ориентированной на вовлечение верующих в общинную жизнь.
Отличительными особенностями данной концепции являются:
А. Целостный взгляд на миссионерскую работу как на результат взаимодействия на приходе социальных работников, катехизаторов, молодёжных лидеров, волонтёров и духовенства.
Б. Прозрачность миссионерских структур. В данной парадигме «атомом» миссионерской структуры является миссионерская команда, которая действует в согласии с заранее составленным алгоритмом действий в течении ограниченного количества времени. При этом каждый член миссионерской команды имеет круг обязанностей соответствующих его изначально заданной роли.
В. Наличие «технических условий» миссионерской работы, которые определяют не только зону ответственности каждого миссионера в отдельности, но предполагают наличие конкретных результатов, ориентированных на усиление реальных позиций конкретного прихода Русской Православной Церкви.
Г. Активизация духовенства. Новый подход предполагает мотивирование духовенства к активному участию в эффективной и целенаправленной миссии.
Д. Акцент на личном и искреннем обращении людей к Богу. Новообращённый должен видеть своё вхождение в христианство, как проявление благодарности Богу за спасение во Иисусе Христе.

Каковы приоритеты данной концепции?

Приоритетами данной концепции являются:
* Литургия,
* Общинная жизнь,
* Знание своей веры,
* Активизм мирян.

Таким образом, у нас получилась аббревиатура «ЛОЗА».
Поэтому именно это слово мы выбрали в качестве названия.  В Св. Писании существует замечательный образ виноградной лозы:

loza
«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками».
(Иоан.15:1-8)

Из этого текста мы видим, что Сам Господь наш Иисус Христос называет себя «виноградной лозой», мы же — ветви этой лозы. Наше предназначение во Христе — «плодоносить», то есть соединять с лозой новых христиан. И ещё здесь сказано, что наш небесный Отец прославляется через наше благовестие и наше ученичество во Иисусе Христе.

Каковы принципы эффективной миссии?

  1. Принцип №1.  Принцип общинности.
    Исследование различных форм организованной миссии показывает, что наиболее эффективная миссионерская работа бывает там, где на приходах существует общинная жизнь.
    Общинная жизнь возникает на православных приходах при выполнении следующих условий:
    А. Общинная жизнь организуется вокруг святой Евхаристии.
    Б. Общинная жизнь осуществляется по инициативе духовного наставника, который приглашает своих чад в свой дом и рассматривает их как членов своей семьи.
    В. Общинная жизнь (если это касается мирян) предполагает объединение верующих за пределами литургии вокруг миссии выраженной в форме социального, молодёжного или катехизического служения.
    Преимущества общинной жизни:
    А. Община – это идеальная образовательная среда. Все члены общины являются участниками образовательного процесса. Наиболее опытные христиане передают свои знания менее опытным. Реальность общинной жизни на приходе наиболее полно выражена в следующем тексте Св. Писания:
    «Всё тело (Церкви), составляемое и совокупляемое посредством взаимоскрепляемых связей при действии в свою меру каждого члена получает приращение для созидания самого себя в любви.» (Еф. 4.16.)
    Б. Община – это идеальная воспитательная среда. Основой эффективной системы воспитания являются семейные традиции. А сами эти традиции формируются в общине. Особенно актуальным общинное воспитание становится в наши дни, когда значительная часть российских семей утратила свои родовые традиции. Достаточно часто можно видеть ситуацию, когда взрослые люди, приходящие в Церковь не знают что делать с детьми, поскольку сами не имеют должного воспитания.
    В. Община – это самая лучшая среда для формирования будущих пастырей. Здесь формируются, накапливаются и передаются традиции истинного пастырского душепопечения. Кроме того, община оказывает позитивное нравственное влияние на действующего пастыря. Если к ситуации отсутствия общинной жизни мы можем сказать: «каков поп таков и приход», то применительно к общине эта фраза вполне может выглядеть так: «какова община – таков и поп».
    Г. Община имеет больше финансовых и кадровых ресурсов для помощи большому количеству разных людей.
    Д. Община более привлекательна в миссионерском смысле для новых людей, чем один даже очень талантливый проповедник.
    Е. Общинная жизнь верующих является самым эффективным способом противодействия росту сект. Значительная часть бывших сектантов не может существовать вне общинной жизни. Это же касается и не только сектантов. Среди светских людей есть много таких, которые могут воцерковиться и жить активной духовной жизнью только в общине. 2 февраля 2015 года Святейший Патриарх Кирилл выступил на архиерейском совещании, где в частности сказал: «Во все времена главной и неизменной целью церковной миссии является приведение людей ко Христу, спасение душ человеческих. Спасение, по премудрому Промыслу Божию, достигается не в одиночку каждым человеком, но сообща — в общине верных. Так определил Сам Господь, Который создал Церковь земную и даровал всем ее членам непреложное обетование, что врата ада никогда ее не одолеют (Мф. 16:18). Святые отцы, размышляя об этом Божественном установлении, единодушно свидетельствуют о том, что вне Церкви, вне этой общины верных нет и спасения. Приход же является частью большой церковной семьи, малой общиной верных, где люди, собирающиеся в храме вокруг Евхаристической Чаши, обретают настоящее духовное единство — мистическое единство во Христе. И потому развитие общинной жизни и активное вовлечение в нее верующих — задача актуальная и архиважная для Церкви». (См. http://www.pravoslavie.ru/news/76972.htm)
  2. Принцип №2. Принцип церковности.
    Эффективная миссия направлена на такое изменение человека в Церкви, которое внешне выражается в исполнении им ряда очень важных дисциплин. Перечислим их:
    * Регулярное посещение храма. (Хотя бы раз в неделю).
    * Каждодневная молитва и изучение Писания.
    * Регулярная исповедь и причастие. (Хотя бы раз в три недели).
    * Соблюдение постов.
    * Регулярное общение с духовником на предмет духовной жизни и борьбы со страстями. (Хотя бы раз в две недели).
    Выполнение этих дисциплин начинается с того, что человек принимает под руководством миссионера или катехизатора важные решения относительно своей будущей жизни в Церкви.
    Принцип церковности — это также принцип покорности архиерею. Ведь в Православии церковность есть только там, где есть архиерей.
  3. Принцип  №3. Принцип доверительных отношений.
    Почему люди должны тратить на нас своё время? Потому ли что нас назначил кто-то на миссионерскую работу? Для большинства современных людей наши священники и миссионеры не являются авторитетами в мировоззренческих вопросах. Единственным основанием наших миссионерских полномочий является реальное служение людям теми дарами, которые мы имеем.
    Здесь мы можем вспомнить слова св. Николая Японского: «Сперва завоюй любовь, а потом неси слово».
  4. Принцип №4. Принцип правильной последовательности воцерковления человека. 
    «Предмиссия — миссия – катехизация – воцерковление – духовная жизнь». Эта последовательность представляет собой порядок воцерковления человека. Остановимся на этом подробнее.  Предмиссия – это создание предпосылок для беседы о вере. Иногда предмиссией является социальная, общественная или политическая деятельность.   Миссия – такое обсуждение с человеком мировоззренческих вопросов, которое приводит человека на катехизацию.  Катехизация – процесс передачи знаний и опыта, необходимых для формирования у человека системы представлений о мире, о Боге, и о своём духовном предназначении.  Воцерковление – вхождение верующего в духовную дисциплину под руководством пастыря и накапливание верующим духовного опыта.  Духовная жизнь есть практическое покаяние. Люди, соприкасающиеся с православной миссией, могут находиться на разных ступенях этой «лестницы» спасения. Опытный миссионер должен правильно оценить духовное положение своего собеседника для того, чтобы тактично помочь человеку продвинуться на следующую ступень духовного роста.
  5. Принцип №5. Принцип индивидуальной катехизации человека. 
    Как уже было сказано выше «катехизация – процесс передачи знаний и опыта, необходимых для формирования у человека системы представлений о мире, о Боге, и о своём духовном предназначении».  Самая эффективная катехизация — индивидуальная, то есть такая, в которой катехизатор говорит с катехуменом «с глазу на глаз». Проводите катехизацию в малых группах за кружкой чая. Это сверхэффективно. Катехизация не должна быть информированием. Это у нас своего рода «медкомиссия» перед призывом на фронт. Поэтому вы уже на этапе катехизации должны настраивать человека на тяжёлую службу «в десанте» или «на северном флоте» или в «штурмовой авиации» нашей миссии. Помните! Настоящая катехизация ОБЯЗАТЕЛЬНО заканчивается принятием «присяги», то есть принятием решений катехумена посвятить свою жизнь Христу. От простого информирования толку нет никакого. Все эти информированные сегодня крещённые люди завтра без зазрения совести будут творить дела беззаконные, прикрываясь при этом некой общепринятой расцерковлённым большинством псевдоцерковной нормой.