Часть I
Человек первозданный. Онтология.

1.1. Создание человека.
Сложность описания первозданного мира.


Жизнь наших прародителей в раю — исключительный период в человеческой истории. Это даже не история в традиционном смысле слова, ибо мы и в малой мере не знаем, как можно соотнести наше
восприятие исторических фактов с библейским повествованием о райской жизни. Мы отделены от этой жизни бездной грехопадения, и с того дня она находится вне нашего личного опыта, за пределом человеческих воспоминаний, на грани, а может быть, и за
гранью нашей возможности понять. История первозданного мира описана в Библии простыми словами, но, читая их, мы часто забываем, что грехопадение исказило смысл наших слов, который тогда соответствовал сущностям вещей. Поэтому библейское повествование о создании и жизни первых людей в раю
нужно воспринимать прежде всего как откровение
тайны Божией, как религиозные истины, которые
нам даровано принять верой.
Трудно в нашем состоянии падения, — пишет свт.
Игнатий (Брянчанинов), — получить ясное понятие
о состоянии совершенства, в котором были созданы наши
праотцы, по душе и телу. О святом теле и святой душе
их невозможно нам заключать по нашим душе и телу,
пораженным и убитым греховной смертью. Они начали

существовать непорочными и святыми; мы начинаем существовать оскверненными и грешными. Они находились в непрестанном мире сами с собою, со
всем, что их окружало, в непрестанном духовном наслаждении, в созерцании
изяществ мироздания, в богомыслии, в богови́дении; мы волнуемся и раздираемся различными греховными страстями, потрясающими и терзающими
и душу и тело, непрестанно боремся сами с собою и со всем, что нас окружает, страдаем и мучимся или находим наслаждение в наслаждениях скотов
и зверей; все вокруг нас находится в ужаснейшем смущении, в неумолкающем
и по большей части в суетном труде, в плинфоделании и рабстве фараоновом.
Одним словом, мы падшие и погибшие от самого рождения нашего, они были
святы и блаженны с самого сотворения своего. Все условия нашего существования и первоначального существования наших праотцев — далеко, далеко
различны1
.
Суждения о бытии наших праотцев в раю мы можем составить
только на основании Священного Писания и творений святых отцов,
познавших Духом Святым, кем был и кем стал Адам. При изъяснении
райского существования человека святые отцы исходят из принципа,
что не одно и то же произошло в нем изначально и ныне видится у его
природы в качестве некоего неизбежного следствия 2


Создателем человека является Сам Бог. В отличие от всех иных
творений видимого мира, которые произошли по повелению Божию,
в создании человека Он не ограничивается Своим словом, но Сам
создает первого человека из праха земного. Необходимо учесть, что
в каждом акте творения принимают участие все три Лица Пресвятой Троицы. В творении… представляй первоначальную причину — Отца,
и причину зиждительную — Сына, и причину совершительную — Духа…
Посему представляй Трех — повелевающего Господа, созидающее Слово
и утверждающего Духа, — говорит свт. Василий Великий3
.
Создание первых людей и их райская жизнь описаны в первых двух
главах Книги Бытия.

1 Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о человеке. — СПб., 1995. С. 28.

2 Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. — СПб., 1995. С. 9. 

3. Василий Великий, свт. О Святом Духе. К Амфилохию, епископу Иконийскому. Гл. 16 // Творения. Ч. 3. — М., 1891.