Христиане различает ветхозаветную и новозаветную праведность.
«Ветхий Завет есть приготовление к христианскому совершенству, поэтому он открытым образом говорит наиболее о наградах земных…
Ветхий Завет, применяясь к понятиям людей, которым был дан, должен был и духовные созерцания небесного блаженства облекать в чувственные изображения благополучия земного.
Завет Новый, как открывающий совершенство царствия небесного, в его духовной силе и высокой чистоте, указывает своим подвижникам и страдальцам награды небесные, а земными не только пренебрегает, но иногда почитает даже уроном наград небесных…Тот, кто вдохновляется желанием только земной награды, тот есть «земный Ветхозаветник», далекий от совершенства духовного и от обретения сокровищ небесных.
Тот, кто делает добрые дела для временной корысти, или для славы человеческой: тот еще не вышел из области язычества.
Такой создаёт себе кумиры добродетелей либо на продажу либо на зрелище.
Такой ветхозаветник получает мзду свою от людей
Вот поэтому Бог ничем ему более не должен.» (Свят. Филарет Московский. Беседа о небесной награде. Чудов монастырь 1826 год.)
Главное отличие новозаветного человека от ветхозаветного — это проявление любви к Богу и к ближним. Такое проявление любви есть действие Духа Святого пребывающего в общине верных.
«Внешний, телесный подвиг служит образом Ветхого Завета, в то время как чистота сердца – это образ Евангелия Нового Завета.
Пост, воздержание, жёсткое ложе, стояние, бдение и прочие телесные подвиги хороши потому, что они успокаивают страстную часть тела, препятствуя греховным движениям.
Это обучение нашего ветхого человека и охранение его от страстных дел. Однако чистота сердечная, то есть блюдение и охранение ума, коего образом служит Новый Завет… отсекает от сердца всякое зло и всякие страсти и искореняет их, и вместо того вводит в сердце радость, благонадёжие, сокрушение, плач, слёзы, познание самих себя и своих грехов, памятование смерти, истинное смирение, безмерную любовь к Богу и людям. (Добр. Т.2. с. 181. Преп. Исихий Иерусалимский.)
Митрополит Иерофей Влахос пишет об этом так:
«Святые отцы, не пренебрегая внешними телесными подвигами, которые несомненно, полезны для обучения, уделяют большое внимание внутренней чистоте сердца. Внешние подвиги приготовляют почву для возрастания подвижничества внутреннего, духовного. Если человек пребывает во внешних подвигах и не переходит ко внутренним, он переживает этап Ветхого Завета. Митр. Иерофей Влахос «Православная психотерапия». Свято-Троицкая Сергиева лавра 2004. с. 198.)
«Новый Завет — есть созерцание Христа в своём сердце, очищенном от страстей. Чисто такое сердце, где Бог, как на скрижали, пишет закон свой». (Св. Максим Исповедник. Добротолюбие т.2. с. 85.)