Вы с группой путешественников по «Лукоморью» медленно поднимаетесь по гребню обгоревшего на солнце ущелья… Вскоре вы подошли к  странному лесу. Он был как в сказке, мрачен, тих и опасен. Вы решили сделать небольшой привал при входе в чащу леса. Мысли о силы веры не давали вам покоя… Инструктор раздал всем банки с какой-то кашей и вы принялись её есть. «Вот вам всем, — сказал инструктор, — вопрос для размышлений… Почему все без исключения люди верят во что-то: в любовь, в справедливость, в милосердие, в дружбу, в Родину, в свой народ или в своего вождя?

Странно то, что вы никогда не задумывались над ответом на этот вопрос… Вообще и правда, удивительно то, что ВСЕ люди верят во что-то. Оказывается, человек не может жить без веры. Вообще не может. И это отличает его от животного… Инструктор решил нам рассказать про свойства общей для всех веры. Поскольку эта вера присуща каждому человеку без исключения, инструктор назвал эту веру «бытовой».

Свойства веры:

 

А. Познавательная функция. Мы верим, что битва войска Александра Невского с крестоносцами произошла на Чудском озере в 1242 году. Но нас там не было и очевидцев мы не знаем. Мы верим документам, учебникам и преподавателям истории. И поэтому мы усваиваем себе ту картину мира, которая отражена в этих источниках, которым мы верим.

Б. Целеполагательная функция веры. Мы делаем то, что считаем целесообразным. А целесообразность чего-то мы определяем верой. Например, целесообразным мы посчитали спрятаться от великана в землянке. Возникает вопрос: Землянка всегда может спасти вас от великанов? Конечно нет. Мы просто верим, что в данный момент лучше спрятаться в землянке, чем убегать от него…

В. Этическая функция веры. Люди не могут жить и развиваться без понятий о добре и зле. Эти понятия мы черпаем из какой-то этической картины мира, в которую мы верим. Подумайте, ведь если бы люди сажали в тюрьму за милостыню, как бы мы узнали что это добро? Если мы верим, что милостыня – это добро, поэтому даже если нас будут подвергать уголовным преследованиям, мы всё равно будем её творить. Если мы в это не верим, то из без преследований мы вряд ли будем её отдавать бедным.

Г. Коммуникативная функция веры. Мы выбираем себе друзей, решаем проблемы в отношениях друг с другом на основании каких-то принципов, в которые мы верим. Самым ценным ресурсом, который мы «добываем» в отношениях с людьми – это верность. Мы ценим верных друзей, верных мужей и жён. Однако верности без веры тоже не существует.

Д. Трансляционная функция веры. Вера – это способ передачи опыта от одного человека к другому. Особенно для нас важен чужой негативный опыт. Едва ли кто-то из нас видел, как умирает человек от укуса ядовитой змеи. Однако нам вряд ли придёт в голову мысль: «Вот когда меня самого укусит ядовитая змея, вот тогда я и поверю, что нельзя с ней играть». Нет, мы верим тем, кого она укусила, поэтому мы не играем с ней. Почему же мы тогда играем с котами и хомяками?

Всех функций веры мы здесь не будем перечислять. Важно то, что вера – это чуть ли не самое главное качество нашей внутренней жизни. Апостол Павел в послании к Евреям говорит, что «вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». (Евр. 11:1)

Когда мы доели кашу из консервов, Инструктор задал нам такой вопрос: Откуда взялась вера? А ведь и правда… Как ответить на этот вопрос?

 

 

 

Есть два ответа на этот вопрос… Ну есть ещё интеллектуальный «мутант», предполагающий, что вера развивалась в людях вместе с эволюцией…

Трапеза закончилась. Паломники, зайдя в лесок, нашли себе несколько коряг, из которых сделали посохи. Интересно, зачем Инструктор поднял эту тему веры?  Лучше бы он научил нас прятаться от Великана, добывать в лесу огонь, различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы.