Святитель Филарет Московский о награде христианину.
(Печатается с сокращениями.)
Вопрос: Плохо ли христианину рассчитывать на награду от Бога за свою веру?
«Бог не возбраняет человеку помышлять о награде; и даже Сам употребляет мысль о награде для поощрения человека к исполнению заповедей и к достижению совершенства. «Чти отца твоего и матерь твою»: вот заповедь. И вот в след за нею награда, поощряющая к исполнению её: Исх.20:12 «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».
А вот другой пример: Мф.19:21 «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». Здесь мы видим — требование совершенства. И вот непосредственно за этим награда, поощряющая к достижению такого совершенства.»
Вопрос: Почему Ветхий Завет говорит только о наградах земных?
«Ветхий Завет есть приготовление к христианскому совершенству, поэтому он открытым образом говорит наиболее о наградах земных…
Ветхий Завет, применяясь к понятиям людей, которым был дан, должен был и духовные созерцания небесного блаженства облекать в чувственные изображения благополучия земного.
Завет Новый, как открывающий совершенство царствия небесного, в его духовной силе и высокой чистоте, указывает своим подвижникам и страдальцам награды небесные, а земными не только пренебрегает, но иногда почитает даже уроном наград небесных.(!!!)
Мф.6:2 «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою»
Мф.6:5 «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою».
Так говорит Господь о лицемерах, ищущих посредством добродетели, славы человеческой:
Они уже получили свою награду на земле от людей, и потому не получат её на небесах, от Бога.
Вместо того, что древний Закон мотивировал земным благополучием, Евангелие земным благополучием пугает, как опасным.
Напротив того, презрение земного благополучия Евангелие считает залогом Небесного блаженства: Ин.12:25 «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную».
Вопрос:Это нормально спрашивать самого себя: истинный ли я христианин?»
После всех этих рассуждений, каждый из слышащих это, имеет повод решить для себя один важный вопрос: Истинный ли я христианин, или нет?
Вопрос: Кто такой истинный христианин?
Если ты истинный христианин: то ты…
* верно что ты не привязан душею ко временному благополучию,
* Ты не пристрастен к земным наградам;
* Ты поощряешь и утешаешь себя мечтой о награде небесной и вечной.
Вопрос: Кто такой ложный христианин?
* А вот если ты забываешь о небесной и вечной награде, домогаясь временной корысти,
* Если ты ищешь чести,
* Если ты ищешь удобства и жизни в свое удовольствие,
то не прельщайся!
Такие расположения сердца не показывают духа истинно христианского.
Вопрос: Как можно назвать человека, стремящегося к земным стяжаниям паче благ небесных?
«Земной Ветхозаветник».
Тот, кто вдохновляется желанием только земной награды, тот есть земный Ветхозаветник, далекий от совершенства духовнаго и от стяжания сокровищ небесных.
Тот, кто делает добрые дела для временной корысти, или для славы человеческой: тот еще не вышел из области язычества (!!!)
Такой создаёт себе кумиры добродетелей либо на продажу, либо на зрелище.
Такой ветхозаветник получает мзду свою от людей
Вот поэтому Бог ничем ему более не должен.
Но тут не скажут ли некоторые, что это рассуждение слишком строго, и затворяет всех под грехом?
Разве не естественно ли, скажут некоторые, человеку на земле искать где лучше, подобно рыбе ищущей где глубже?
Такой пусть знает, что не мы строгим рассуждением затворяем его под грехом, но суд Слова Христова затворяют ему вход в Царство Небесное. Если и естественно желать лучшей участи на земле, то не глупо ли искать земного счастья с забвением наилучшей участи в Царстве Небесном?
И если вы хотите держаться только земного: то смотрите, не отпадаете ли чрез сие от благодатного, которое выше земного? Опираясь на мнимые земные ваши права, разве не отвергнете вы этим преимуществ благодатного закона?
Рим.13:14 «Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Вместо похоти…
Рим.12:10 «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте».
Вопрос: Что было бы если бы мы все искали наград небесных паче земных стяжаний?
Если бы каждый непрестанно имел пред очами своими награду небесную, то не так страстно искал бы воздаяний земных и утешений временных;
* Продающий менее бы обвешивал,
* Судящий охотнее предпочел бы унизительной плате за неправедный суд — бесплатную справедливость!
* Обязанный служить государству предпочитал бы общую выгоду своей личной,
* Поставленный в подчиненность и послушание легче забывал бы свою волю, и менее тяготился требованиями начальства,
Одним словом, стремление к небесной награде поддерживало бескорыстие каждого и непрестанно увеличивало бы «капитал» общего блага как всего народа, так и внутреннее богатство добродетели в сердце каждого в отдельности». (Свят. Филарет Московский. 1826 год.)
Не знаю о чём писать