О ветхозаветном христианстве

Сайт Школы Крёстных Нянь Калининградской митрополии

По учению ап. Павла Закон (Ветхий Завет) есть детоводитель ко Христу:


Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя, ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса». (Гал. 3:24-26)


Закон воспитывает человека, делая его нравственным, то есть способным к принятию веры. Принятие истины требует от человека определённого уровня нравственного совершенства:


В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды. Прем. Сол. 1:4-5.


Нравственное поведение это необходимое, но недостаточное условие спасения. Кроме внешней праведности нам необходимы плоды св. Духа, главным из которых является любовь:

«Внешний, телесный подвиг служит образом Ветхого Завета, в то время как чистота сердца – это образ Евангелия Нового Завета.

Пост, воздержание, жёсткое ложе, стояние, бдение и прочие телесные подвиги хороши потому, что они успокаивают страстную часть тела, препятствуя греховным движениям.

Это обучение нашего ветхого человека и охранение его от страстных дел. Однако чистота сердечная, то есть блюдение и охранение ума, коего образом служит Новый Завет… отсекает от сердца всякое зло и всякие страсти и искореняет их, и вместо того вводит в сердце радость, благонадёжие, сокрушение, плач, слёзы, познание самих себя и своих грехов, памятование смерти, истинное смирение, безмерную любовь к Богу и людям».[1] (Исихий Иерусалимский)


Митрополит Иерофей Влахос пишет об этом так:


«Святые отцы, не пренебрегая внешними телесными подвигами, которые несомненно, полезны для обучения, деляют большое внимание внутренней чистоте сердца. Внешние подвиги приготовляют почву для возрастания подвижничества внутреннего, духовного. Если человек пребывает во внешних подвигах и не переходит ко внутренним, он переживает этап Ветхого Завета(!!!)».[2] Митр. Иерофей Влахос

Если христианин научился правильно себя вести, но его сердце не преобразилось Духом Святым, про такого человека можно сказать, что он «застрял» в Ветхом Завете.


Новый Завет — есть созерцание Христа в своём сердце, очищенном от страстей. «Чисто такое сердце, где Бог, как на скрижали, пишет закон свой»[3]. (Св. Максим Исповедник.)

[1] Добр. Т.2. с. 181. Преп. Исихий Иерусалимский.

[2] «Православная психотерапия». Свято-Троицкая Сергиева лавра 2004. с. 198.

[3] Добротолюбие. Т. 2. М. с. 85.


Вопрос: Есть ли какие-нибудь полезные пособия для скачивания?


Вопрос: Расскажите про миссионерский план воцерковления?