Основные принципы Православия. Введение.

Сайт Школы Крёстных Нянь Калининградской митрополии

Как пользоваться этим пособием.

Первые ПРИНЦИПЫ. В римской армии так назывались тяжеловооружённые пехотинцы, находящиеся в охране военачальника. Принципы были элитой. Каждый из них стоил десятерых воинов и был живой легендой. Когда римляне говорили «дело дошло до принципов», то это означало, что военачальнику грозила смерть. В этом случае  полководец вставал перед дилеммой: сохранить себе жизнь, пожертвовав своими принципами, но при этом перестать быть воином или умереть в бою, пытаясь спасти  жизнь кому-то из своих соратников.  В этом случае военачальник сам становился героем. Если римский генерал терял в бою всех своих воинов, он мог оставаться патрицием, всадником или  даже сенатором, но не мог командовать войсками. Тот, у кого принципов было меньше, естественным образом подчинялся тому, у кого их было больше. Тот, у кого принципов было больше всего, добивался, благодаря им, самого значительного авторитета в армии, которая могла провозгласить  своего любимца  императором (Константин Великий). Иногда действующий император мог видеть в авторитетном военачальнике своего наследника  – ПРИНЦА. (Император Юстиниан). А вот если «беспринципный» интриган приходил к власти, он назывался «узурпатором» и его власть считалась нелегитимной.

Я написал эту книгу для православных миссионеров и катехизаторов. Я назвал её «ПЕРВЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОСЛАВИЯ» для того, чтобы подчеркнуть, что жизнь христианина –  это духовная война, в которой каждый из нас постоянно выбирает между жалким беспринципным прозябанием и славной смертью в сражении за Христа. Ап. Павел говорил, что «нам, последним посланникам, Бог судил  быть как бы приговорёнными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для ангелов и человеков» (1Кор. 4:9). Да, мы рискуем потерять в этой войне всё: друзей, земное счастье, уважение мира… Но это единственный путь к «небесному царству», куда можно войти только на правах  принца – наследника.

За основу моей методики я выбрал экзегетический разбор отрывка из книги Откровение Иоанна Богослова 3:21-32, который я называю «Царской притчей».

Почему мы выбрали для обсуждения именно этот отрывок?

  • В этом тексте содержатся понятия, необходимые для раскрытия основных тем православного катехизиса.
  • Этот отрывок показывает характер Бога и роль правильных отношений между Богом и людьми.
  • Если бы нужно было представить суть евангельского благовестия в форме притчи, то данный отрывок идеально подходил бы для этого.

Мы живём в мире достаточно образованных людей, способных мысленно согласиться с большинством православных догматов.

И если их терпимость к учению Христа мы признаем достаточным признаком ортодоксии, то это будет лжеправославие!  Христианство не должно быть  «SPA-салоном», где человек может время от времени приводить себя в форму. Христианство не может быть  библиотекой, в которой человек имеет возможность получить исчерпывающие ответы на любые свои вопросы. Христианство должно быть личным вызовом Христа каждому человеку, вызовом предполагающим принятие РЕШЕНИЙ и совершение ПОСТУПКОВ. В этом смысле христианство скандально, провокационно и оскорбительно. Царская притча идеально отражает этот «безумный» характер  истинного христианства.

Экзегеза отрывка разделена на 5 уроков:

  • Что значит быть христианином.
  • Слово Бога.
  • Вера и покаяние.
  • Спасение.
  • Церковь и Дух Святой.

На кого рассчитана данная методика катехизации?

  • Во- первых, конечно же, эта методика рассчитана на некрещеных людей, которые хотят узнать о том, что такое христианство.
  • Во- вторых, на крёстных родителей, которые желают узнать о том, чему они должны учить своих крестников.
  • В- третьих, наша методика рассчитана на крещённых, но невоцерковлённых людей. Сюда могут входить и те, кто решил просветиться светом истины сам и те, кто намерен найти слова для евангельского свидетельства своим ближним.

Сейчас самой распространённой формой религиозности в России является так называемое «душеверие». Всем нам знакома ситуация, когда при попытке противопоставить тем или иным суевериям богооткровенные библейские истины мы сталкиваемся мнением  таких авторитетов как «бог в душе» и «вера в душе». Царская притча является идеальным ответом Священного Писания таким «оракулам». Обратите внимание на логику «душевера»: «У меня всё хорошо, я ни в чём не имею нужды, не надо меня учить, сейчас мне не нужна ваша религия, у меня свой бог, своя вера в душе».

Царская притча разоблачает эту логику как богопротивную.

Если мне приходится общаться с «душевером», то я предлагаю ему некий способ духовной рефлексии.  В Евангелии от Марка.4:11 Христос говорит Своим ученикам: «Вам дано знать тайны Царства Божьего, внешним же всё даётся в притчах».  Можете ли вы утверждать,- спрашиваю я, –  что у вас в душе Тот самый Бог, Который выразил Своё видение добра и зла в евангельском тексте. Если это так, то вот вам  текст: Откр. 3:21-32!!! Если вы не сможете его истолковать, значит для Бога вы, как написано в  Библии, – «внешний», то есть (извините) ЧУЖОЙ. Бог Библии – это Творец, Спаситель мира и Судия. И если этого Великого Бога нет в вашей душе, там может жить кто-то другой…  претендующий на  величие, но неспособный себя защитить и выразить  самыми простыми словами. Ни один «верующий в душе» никогда не сможет без посторонней помощи разобраться в «Царской притче». Согласен, что я иду на своего рода «провокацию». Однако эта  «провокация» позволяет многим людям не только по-настоящему заинтересоваться библейским текстом, но и увидеть свою ограниченность, без которой нет глубокой потребности в радикальном изменении своих отношений с Богом.

Где можно проводить занятия по методике «Первых принципов Православного христианства»?

  • В воскресной школе храма,
  • В домашних условиях,
  • В кафе.

Для того, чтобы оптимизировать ваши усилия в деле освоения «Первых принципов» вам необходимо выучить последовательность отрывков, вопросов к каждому занятию и иметь при себе текст  Священного Писания. Ниже приводится примерный  план-конспект  беседы и один из вариантов беседы. Вам совершенно необязательно выучивать беседу наизусть. Главное, чтобы вы строго придерживались списка тем и общего характера их рассмотрения. Нельзя качественно провести катехизацию, опустив  повествование о роли благодати. Нельзя дать людям православного представления о покаянии, забыв рассказать, например,  об аспекте терапевтической дисциплины.

В нашем свидетельстве ближним мы должны акцентировать своё внимание на восстановление живых отношений с Богом, на формирование правильных понятий о духовной жизни и на выработку определённой духовной дисциплины.

Поэтому в конце каждого урока есть предложения о принятии решений.

Кстати, я считаю, что первым требованием духовной дисциплины должно стать регулярное посещение литургии. Если человек начинает посещать литургию систематически, то постепенно у него налаживается личная молитва, ему легче соблюдать посты, чувствовать поддержку других христиан и т.д. И наоборот, если человек без уважительной причины пропускает воскресные литургии, то у него никогда не будет никакой духовной жизни. Решение о регулярном посещении богослужения человек должен принять после первого занятия. Ещё одно наше решение – личная молитва. Как правило, новоначальному трудно читать полное утреннее правило. Но без правила человека тоже оставлять нельзя.     В этой ситуации я благословляю человека читать обычное начало по молитвослову с «трисвятого» по «Отче наш», а затем выбираем вместе с ним 4 молитвы из утреннего правила  (для его молитвы утром) и 4 молитвы из вечернего (для его молитвы вечером). Я всегда говорю, что лучше молиться меньше, но постоянно.

Я никогда не запрещаю человеку молиться и своими словами, однако всегда говорю о том, что молитвы из псалтири и молитвослова это шедевры «духовной поэзии», без сердечного освоения которых человек не может сам стать «поэтом Духа», молиться смиренно, а значит православно.  В процессе духовного становления молитвенное правило должно увеличиваться.

Второе занятие – Слово Бога. Обычно я говорю новоначальным, что на Божественной службе всегда читается и истолковывается Божье Слово. Поэтому когда мы начинаем регулярно ходить на службу, то лучше понимаем сказанное в Библии.  Новоначальным я предлагаю сперва прочитать Евангелие от Марка.

Это один из самых простых текстов Нового Завета. Обычно я связываю Писание и молитву тем, что в молитве мы обращаемся к Богу, а в Писании Бог обращается к нам и отвечает на наши вопросы. После второго урока оглашаемый принимает решение читать Писание регулярно и изучать его под руководством отцов ранней Церкви.

Третий урок: Вера и покаяние. Для того, чтобы мысленно связать эту тему с дисциплинами прошлых уроков я говорю, что Священное Писание  открывает нам прежде всего нашу греховность.

Это страшное откровение о мерзости своей жизни мы переживаем благодаря молитве, в которой познаём милосердие и святость Божью. В молитве мы учимся искренности, что позволяет нам честно поговорить с нашими собратьями

о грехах. Для этого можно воспользоваться данным пособием или какой-то брошюркой, которую можно купить во всех церковных лавках.

Для первого раза будет достаточно, если исповедник просто выпишет свои грехи на листок бумаги и пойдёт к батюшке на исповедь. Катехизатор может здесь что- то тактично подсказать, но не играть роль «ветхозаветного пророка».

Если человек некрещён, он обязательно должен прийти на предкрещальную исповедь. Священник беседует с этим человеком, помогая человеку разорвать таинственную связь человеческих страстей и падших духов.

В этом случае разрешительная молитва не читается. Для некрещеного человека само таинство св. Крещения должно стать очистительным средством от греха.

Вера и покаяние являются условиями Нового Завета, как договора искупления и усыновления человека Богом. Поэтому четвёртое занятие «Спасение» является логическим продолжением предыдущей темы. Решение,  которое человек принимает здесь – это исповедание Христа Господом и Спасителем.

Это исповедание не должно быть формальным, оно связано с чувством зависимости от Христа, с готовностью жить всегда во славу Бога.

И последний урок: Дух Святой и Церковь. Основное назначение этого урока,  перейти от личного выбора  человеком своей собственной дистанции с Богом,  к готовности прославлять Бога соборно, то есть вместе с другими христианами.

Решение этой задачи связано с тем, что хотя человек не может получить прощения грехов без своей личной инициативы (без ученичества), однако спасение он может получить только в христианской общине (в духовном воинстве), в общении мира вместе с другими христианами.

Здесь возрастает роль Причащения и других таинств.

После пятого занятия важно, чтобы человек принял решение участвовать в таинстве Причащения хотя бы раз в месяц.

Я намеренно не стал загромождать свой труд огромным количеством фактов, цитат и имён. Моя задача научить вас говорить о том, с чего начинается православное мировоззрение. С чего начинается… а не чем кончается.

К некоторым темам катехизиса я только слегка прикасаюсь, но не потому, что считаю их второстепенными, а потому, что серьёзное их изучение требует совершенно другого формата нашего с вами общения. Моё пособие должно быть компактным для того, чтобы удобно размещаться в сумке миссионера.

И последнее: мы должны всегда иметь в виду, что именно спасение наших ближних во Иисусе Христе является целью настоящей христианской проповеди. Не забывайте молиться о тех людях, которых Господь по своей великой милости посылает к вам. И тогда, как говорил Святейший Патриарх Пимен,  «ваше слово будет не с дымом, а с огнём».

Скачать “Основные принципы Православия”:

05_12_13_Pervye_printsipy1 (1)