Основы педагогического сопровождения детей и взрослых в системе приходского просвещения ч. 2.

Сайт Школы Крёстных Нянь Калининградской митрополии











Ссылки и дополнения.
20 «Наше вмешательство в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том случае, чтобы помочь раскрытию образа Божия в ребенке и устранить все то, что замедляет это раскрытие» (Зеньковский В. В. Педагогика. Фонд «Христианская жизнь». Клин, 2002. – С. 51).
21 «Архипастырям, пастырям и верным чадам церковным необходимо помнить, что важнейшим проявлением духовной общности прихода являются совместное участие клира и прихожан в Святой Евхаристии и литургическая жизнь, богатство возможностей которой следует всячески использовать для развития в мирянах чувства сопричастности к жизни Церкви» (Журнал заседания Священного Синода № 74 от 25 июля 2014 года).
22 С точки зрения соблюдения санитарно-гигиенических, электро- и пожарных требований безопасности.
23  Из доклада Святейшего Патриарха КИРИЛЛА на Архиерейском Совещании 2 февраля 2015 г. (PATRIARCHIA.RU: официальный сайт Московского Патриархата. 2005. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/3979129.html (дата обращения: 2 февраля 2015 г.)).
24 «Мы призваны создать на приходах безбарьерную среду в самом широком смысле этого выражения. Здесь не место отчуждению тех, кто впервые пришел в храм или бывает в нем редко. Не знать что-то – не грешно. А вот если мы не помогли человеку восполнить незнание, грубо обошлись с ним, проигнорировали его доброе устремление, то трудно нам будет впоследствии оправдаться пред Господом». // Там же.
25 Дух – «существо человека, верховная сила его, которой он отличается от всех земных животных, которой он равен ангелам, […и который есть] образ существа Божьего (образ Божий)» (Игнатий Брянчанинов, свт. «Аскетические опыты», т. 2. «Об образе и подобии Божиих в человеке», гл. 8).
26 «Многие сочли блаженной отшельническую жизнь, другие – смешанную, то есть общежительную, иные же предпочли предстоятельствовать над народом, быть наставниками, заниматься преподаванием и строить церкви… Я же ни одно из этих дел не предпочел бы другому и не сказал бы, что одно заслуживает похвалы, а другое порицания. Но во всем и во всех делах и действиях всеблаженная жизнь для Бога и по Богу» (Симеон Новый Богослов, прп. Главы богословские, умозрительные и практические. Фонд «Христианская жизнь». Клин, 2001. – С. 64).
27 «Главная цель жизни нашей – живое общение с Богом. Для этого и Сын Божий воплотился, чтобы возвратить нам такое Богообщение, потерянное грехопадением. Чрез Господа Иисуса, Сына Божия, [мы] вступаем в общение с Отцом и таким образом достигаем своей цели» (Феофан Затворник, свт. Письма к разным лицам, 24).
28 Феофан Затворник, свт. «Начертание христианского нравоучения». Часть первая, глава I «Основы христианской жизни», п. 1 «Норма христианской жизни».
29 «Молиться нужно в мире и спокойствии, вникая в молитву, отсекать злые помыслы и устремлять ум к Богу» (Антоний Великий, прп. Сотница, 64).
30 «Единородный определил некоторый, изысканный, подобающий Ему премудростию и советом Отца, способ к тому, чтобы и сами мы сходились и смешивались в единство с Богом и друг с другом, хотя и отделяясь каждый от другого душами и телами в особую личность, – именно (такой способ): в одном теле, очевидно, Своем собственном, благословляя верующих в Него посредством таинственного Причастия (Евхаристии), – делает их сотелесными как Ему Самому, так и друг другу» (Кирилл Александрийский, свт. Творения. Кн. 3. М.: Паломник. 2002. – С. 755).
31 «… вот ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он тебе дает не только видеть Себя, но и касаться, и вкушать, и принимать внутрь» (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея, беседа 82).
32 Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. Кн. 11, гл. 11. Далее: «Относительно же единения в Духе скажем опять, что все, одного и того же приняв Духа, разумею Святого, соединяемся некоторым образом и друг с другом и с Богом… Видишь, как во Христе и Духе Святом все мы едино как по телу, так и по духу. Как мы, так и Сын един с Отцом».
33 «… так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:5).
34 «… это главное в Спасителевом домостроении во плоти – привести человеческое естество в единение с самим собой и со Спасителем и, истребив лукавое сечение, восстановить первобытное единство; подобно тому, как наилучший врач целительными врачествами вновь связывает тело, расторгнутое на многие части» (Василий Великий, свт. Подвижнические уставы, гл. 18. Творения, в 7 т. Т. 5. М., 1847. С. 429–430).
35 «… слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12).
36 «И Слово стало плотию…» (Ин. 1:14).
37 «Внимай же всякий чтению, потому что словеса святых суть словеса Божии, а не человеческие; влагай их в сердце и блюди добре, потому что словеса Божии суть словеса жизни, и тот, кто имеет их в себе и хранит, имеет живот вечный» (Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Часть 2. М., 2001. – С. 299).
38 «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36).
39 Иустин (Полянский), свт. Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Гл. «О милосердии».
40 Полное собрание писем преподобного Амвросия Оптинского в трех частях. Часть III. Переписка с мирскими лицами. Письма к мирским. Письмо 4 «Как подражать Богу».
41 Принцип актуализации Евангелия открывает ряд других принципов, по слову Спасителя: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 19–20).
42«… общий информационный поток, который сегодня обрушивается на каждого человека, способствует не актуализации, а архаизации Евангельского послания. Сквозь призму этого современного информационного потока люди склонны рассматривать древние христианские источники, в том числе Евангелие, как относящиеся в первую очередь к прошлому и мало затрагивающие жизнь современного человека. Не только сейчас, но и во все времена всегда актуализация Евангелия является главной задачей Церкви». (Слово Святейшего Патриарха КИРИЛЛА на заседании Наблюдательного совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры // PATRIARCHIA.RU: официальный сайт Московского Патриархата. 2005. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3880748.html (16 декабря 2014 года)).
43 Кол. 1:16–20.
44 1 Кор. 3:11.
45 Ин. 14:6.
46 Кол. 2:3.
47 Ин. 1:16.
48 Ин. 20:31.
49 Ин. 15:4.
50 Возможны ситуации, когда семья ребенка не является христианской или не все ее члены относят себя к членам Церкви; в этом случае верующий член семьи становится мостом, через который остальные могут войти в благодатную жизнь Церкви.
51 «Если мы теряем смирение, если мы начинаем думать, что написанные нами книги, устроенные нами школы и курсы могут обеспечить наверняка сознательную христианскую жизнь отдельной человеческой души, создать церковную жизнь, мы этим самым подрываем истинное значение и ценность нашего труда… Мы можем давать детям знание о Боге, о христианской нравственности, о Церкви, но не в наших силах дать познание Бога, не нам подведомственен тот таинственный, благодатный процесс духовного роста, которым живет человек, которым он тянется к Богу, приближается к Богу или удаляется от Него. И мы должны это сознавать» (Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. Гранат, 2019. – С. 490).
52 1 Кор. 3:2.
53 «Дитя дышит этим дыханием бесконечности – просто, беспечно, наивно, но и непосредственно, живо, глубоко. Оно набирается на всю жизнь безмолвных, но творчески действующих в нем интуиций». // Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Фонд «Христианская жизнь». Клин, 2002. – С. 174.
54 «Наступает пора реализма, трезвости, пора приспособления к миру и людям – и духовная жизнь… сразу мелеет». // Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – Фонд «Христианская жизнь». Клин, 2002. – С. 180.
55 «От юности всегда веет гениальностью… духовный мир не оттеснен «приспособлением» к жизни, он свободен и полон того дыхания бесконечности, которое выражено так полно, ясно и пленительно именно в юности». //Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – Фонд «Христианская жизнь». Клин, 2002. – С. 192.

***