|
Утверждения Софии
|
|
Утверждения Андрея:
|
|
1.
|
София: Мне не очень понятно, когда верующие люди обвиняют неверующих в оскорблении их религиозных чувств. Вот, допустим, я верю в то, что дождь, который сейчас идёт, и ветер, который сейчас дует — это два бога. А третий бог — это Великий Ходок. Он отвечает за прохождение любого пути. Я, как ты понимаешь, это всё сама придумала. Я придумала себе трёх богов и верю в них. А ты не веришь и начинаешь мне доказывать, что их нет. Я могу считать это оскорблением моих религиозных чувств?
|
2
|
Андрей: А на что ты готова пойти ради того, чтобы доказать, что твои боги реально существуют? Готова ли ты обнищать ради своих богов? Готова ли ты перенести болезни, скорби и смерть ради них?
|
|
3.
|
София: Я могу быть психически больным человеком. И тогда моя болезнь может закончиться для меня самоубийством.
Но поскольку у меня «съехала кукуха», я свою готовность к смерти обосновываю при помощи религии, которую я сама же придумала…
Я могу сказать, что бог Пути призвал меня проповедовать его учение до самой смерти. Дескать, если я умру за свою веру в Него, то попаду в рай. А остальные попадут в ад. И вот тех, кто будут мешать мне проповедовать свою религию, я обвиню в оскорблении моих религиозных чувств. Как тебе это?
|
4.
|
Андрей: Ты привела очень хороший пример. Но в твоей аргументации есть одно «слабое звено». Всё это выглядит странным, если ты — реально психически больная. А если ты — психически здоровая. Допустим, ты — Зоя Космодемьянская. Тебя взяли в плен враги и пытают. Если ты расскажешь, где находятся твои друзья — партизаны, немцы сохранят тебе жизнь. А если ты будешь молчать, тебя повесят! Что ты выберешь?
|
|
5.
|
София: Нет, ну такую жертву за других я признаю правильной. Но ведь мои друзья партизаны — они реальны. А богов, которых я сама придумала, их не существует.
|
6.
|
Андрей: Верно. Меня радует, что не всякое самопожертвование ты считаешь проявлением психического расстройства. То есть бывает такое, что человек за что-то отдаёт свою жизнь и он не является сумасшедшим…
|
|
7.
|
София: Да, бывает.
|
8.
|
Андрей: Я не буду утверждать, что среди верующих людей, нет психически больных. Они есть везде. Это болезнь и она не выбирает себе атеистов или верующих. И психическое здоровье тоже не удел одних только атеистов. Как мы знаем, среди психиатров есть много верующих людей. Ты видела какие-нибудь сны — София? (Тут я оживился, вспомнив, прошлый разговор с сектантами.)
|
|
9.
|
София: Да, видела, а что это меняет?
|
10.
|
Андрей: Можешь рассказать какой-нибудь свой сон?
|
|
11.
|
София: Ну… У меня в детстве умер братик. Ему было всего 4 годика. Так вот… Через несколько лет он приснился мне и сказал, что у него всё хорошо. Андрей, но это же никак не доказывает существование Бога. Сны — это свойство психики, а не догмат веры.
|
12.
|
Андрей: Я согласен. Я и не собираюсь тебе доказывать существование Бога при помощи снов. У меня другая идея. София, а ты показать мне свой сон можешь?
|
|
13.
|
София: Нет конечно! Как я могу тебе показать свой сон?
|
14.
|
Андрей: А если ты не можешь мне показать сон, так может его и не было? Ты точно его не выдумала?
|
|
15.
|
София: Нет, не выдумала… Я его реально видела. А Бог здесь при чём?
|
16.
|
Андрей: То, что ты не можешь мне показать свой сон, вовсе НЕ значит, что ты ничего не видела. Так вот… Верующие люди «видят» Бога как ты, видишь сны. И они также не могут тебе его математически доказать, как ты не можете доказать то, что видела во сне своего умершего братика.
|
|
17.
|
София: Ну раз ты не можешь мне показать Бога, зачем тогда обижаешься на то, что я не верю? Я то не «видела» Бога, не встречалась с Ним ни во сне ни наяву.
|
18.
|
Андрей: Я не обижаюсь. И у меня нет к тебе претензий. Я просто пытаюсь тебе объяснить свою позицию. То, почему я верю.
|
|
19.
|
София: Я поняла. А закон об оскорблении чувств верующих почему тогда к нам применяется?
|
20.
|
Андрей: Лично я его ни к тебе, ни к другим не применяю. Спроси об этом тех, кто применяет этот закон и утверждает, что его религиозные чувства кто-то оскорбляет. А ты знаешь, что в некоторых древних культурах сонные видения рассматриваются в суде как аргументы к оправданию или осуждению человека.
|
|
21.
|
София: Не знала. Это интересно.
|
22.
|
Андрей: Это вполне объяснимо. У нас есть два сильных аргумента в пользу того, что человек видели именно то, что он рассказал знакомым:
-
Если сон человека содержит пророчества,
-
Если перед нами — морально безупречный человек, если он никогда не лжёт и готов говорить правду даже под пытками.
Например Дмитрий Менделеев во сне увидел свою знаменитую таблицу, а Михаил Ломоносов во сне увидел место гибели его отца, который на тот момент считался пропавшим без вести. Михаил Васильевич написал письмо родным, в котором он указал точные координаты места, где находится тело его погибшего отца. Василий Ломоносов, отец учёного, был помором. Он занимался рыбным промыслом за полярным кругом. Там он и погиб. Пользуясь подсказкой Михаила Васильевича его братья нашли тело отца, которое в условиях мерзлоты хорошо сохранилось и похоронили его по-христиански.
Что касается второго аргумента, то тут я хочу обратить своё внимание на следующий момент: Люди склонны лгать и интриговать для того, чтобы выжить, заработать много денег, сделать карьёру. Но никто не будет лгать ради того, чтобы его пытали и убили. Поэтому когда человек говорит такие вещи, за которые ему не светит ни власть, ни карьера, ни благополучие, мы почему-то начинаем верить такому человеку. А если человек говорит то, за что его скорей всего будут пытать и убьют, тогда мы гарантированно верим в его искренность.
Эти два аргумента применяют религиозные люди в пользу того, что они «видели Бога». И мы верим им, когда встречаем удивительные пророчества, предсказывающие то, что невозможно было предугадать. Мы верим пророкам, когда видим, что их свидетельства о явлениях Бога не только усложняют их жизнь, но и вообще, иногда приводят их к гибели. И тем не менее они всё-рано говорили то, что видели и слышали у Бога. Вероятнее всего встреча с Богом давало им что-то такое, что обладало большей ценностью в их глазах, чем даже физическая жизнь и земное благополучие.
|
|
23.
|
София: Почему Бог выбрал такой странный способ самовыражения, чтобы оставить нам возможность сомневаться в Его существовании и в Его любви?
|
24.
|
Андрей: Потому что Богу важны отношения. А это самая хрупкая вещь на свете. Представь себе очень умного и богатого молодого человека. Пришла пора ему жениться. Он хочет взять себе в жёны лучшую девушку из всех, кто его окружает. Как ты думаешь, он будет всем подряд рассказывать о своём сказочном богатстве?
|
|
25.
|
София: Нет конечно…
|
26.
|
Андрей: А почему?
|
|
27.
|
София: Потому что если молодой человек умён, то он вряд ли захочет, чтобы его жена любила его ради денег и власти. Умный молодой человек захочет, чтобы его любили за его душу, а не за его деньги.
|
28.
|
Андрей: Верно. Бог поступает так же. Он мог бы ослепить любого из нас сиянием Своей силы и славы, но это ничего не даст. Мы будем любить не Самого Бога, а лишь Его тень, которая падает на наши достижения.
|
|
29.
|
София: Да, в такого Бога хочется верить. Однако этого желания не достаточно, не так ли?
|
30.
|
Андрей: Да, ты права. Человеку нужен опыт встречи с Богом. Бог являет себя как правило в чудесных обстоятельствах, которые мы можем неправильно интерпретировать. Поэтому к встрече с Богом нужно готовиться. А для этого нам необходимо знание о Нём, которое находится в Его Слове.
|
|
31.
|
София: Кажется наш автобус подошёл…
|
32.
|
Андрей: Да, пойдём. Это наш автобус.
|
|