Жертвенность и «десятина».

На этом уровне нам очень важно разобраться с вопросами милостыни, жертвенности и десятины.

Вопрос 1.  Я много помогаю своим детям и внукам. Это мне «зачтётся» Богом, как моя милостыня?

Ответ: Помогать своим детям и внукам – это наша прямая обязанность, которая распространяется на всех людей, и на верующих и на неверующих. Нас когда-то кто-то «поднял», вскормил и воспитал, теперь наша очередь кого-то «поднимать».

Милостыня есть богатый дар для всех, кто творит её пред Всевышним. (Тов. 4:11)

Богатый дар для того, кто её творит с верой. Ниже даны будут некоторые принципы, которые позволят нам творить милостыню перед Всевышним правильно:

  • Милостыня должна быть сокрыта от людей, но открыта Богу. Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. (Мф.6:1)
  • Милостыня — это то не какая-то конкретная сумма денег, а то, что больше десятины[1], что мы отдаём Богу от всей души: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять». (Матф.23:23)
  • «Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела». (Лк.21:1-4)

Вдова отдала Богу всего две лепты, однако в парадигме «десятины» — это было больше того, что отдавали богатые.

  • Милостыня, это средство оправдания перед Богом[2]: «Вода угасит пламень огня, и милостыня очистит грехи. (Сир.3:30)
  • Милостыня, это то, что мы должны давать Богу с рассуждением: Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам. (Тов :4,17) «В устах бесстыдного сладким покажется прошение милостыни, но в утробе его огонь возгорится». (Сир.40:32)
  • Творение милостыни нельзя воспринимать, как средство укрепления своего материального благополучия: «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, – потому что приобретение её лучше приобретения серебра, и прибыли от неё больше, нежели от золота». (Притч.3:13)
  • Милостыня, это не обязательно деньги. Это может быть затраченное время, отданное другому наше душевное тепло, ласковое слово и добрый совет.

Вопрос 2. Я готов поставить Богу толстую свечку в храме, разве Ему этого мало?

Ответ: Милосердие, это средство изменения своего сердца. И без этого изменения никто из нас не войдёт в Царство Небесное. Бог же не нуждается ни в наших деньгах, ни в нашем времени, однако Он дал нам такой закон, который учит нас благодарности. А благодарность может быть измерена размером жертвы, на которую мы идём ради того, кому мы благодарны. Возможно, для вас покупка самой большой свечки – это очень серьёзный шаг. Если вы потратили на эту свечку все свои сбережения, то конечно же Бог это благословит. Плохо, когда мы действуем по принципу «На тебе Боже, что нам не гоже!» Плохо, когда человек, движимый жадностью, «экономит на Боге».

В пятой главе книги Деяний Апостольких Анания и Сапфира продали дом, и должны были отдать  десятину от прибыли с продажи дома. Анания и Сапфира не были совсем уж негодяями. Какую-то сумму с продажи дома они принесли в Церковь, однако они отдали меньше того, что должны были отдать… И ап. Пётр обвинил их в стремлении обмануть Бога.

«Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоё мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твоё ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это». (Деян. 5:3-5)

Эта история показывает, как плохо «экономить на Боге». Поэтому всегда важно спрашивать свою совесть: «Не жаден ли я? Не отдаю ли я Богу меньше того, что должен отдать?» Бог дал нам «индикатор», позволяющий самим себе отвечать на этот вопрос, это десятина.

Отношение к десятине является для нас выражением отношений с Богом:

«Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями.

Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня.

Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Мал.3:8-10)

Добавим здесь, что вопрос десятины является сейчас неким средством распознавания воцерковлённых людей. Они отдают от всей души намного больше десятины. Люди, которые рассматривают Церковь как некий ритуально-требный сервис,  решающий задачи некой «церковной белой магии» выступают за отмену десятины для всех людей без исключения[3].

Вопрос 3. Как и кому платить десятину?

Ответ: Вы можете выделить из средств десятины одну треть и оставить их на покупку свечей, на оплату записок, панихид и т.д. Другую одну третью часть десятины вы можете положить в ящик для пожертвований в тот храм, в который вы ходите чаще всего. Когда у вас появится духовник, то эти деньги вы можете отдавать ему. Пусть ваш духовник не ищет спонсоров и не зависит от количества треб. Тогда ему будет легче сконцентрироваться на молитве и душепопечении. И оставшуюся часть денег приберегите на «угощение» тем братьям и сёстрам, из числа верных, с которыми вы будете делить трапезу после Божественной Литургии в воскресный день.

 Вопрос 4. Минимальной частью жертвы наших материальных средств является десятина. А какова минимальная часть жертвы нашего времени?

Ответ: Вспомним заповедь: «Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему». (Исх.20:9–10)

В неделю у нас 168 часов. Из них мы должны 24 часа отдать Богу.

Вопрос 5. А как можно отдать время Богу?

Ответ: Существует четыре способа это сделать:

  • Молитва,
  • Исследование апостолького учения,
  • Участие в богослужении,
  • Общение с братьями и сёстрами по духу о вере.

Читаем об этом в описании жизни ранней Церкви: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах».  (Деян. 2:42).

 

[1] «Десятина»- это одна десятая часть нашего чистого дохода.

[2] «Иудеи были обязаны регулярно выплачивать десятину; христиане, обладающие свободой, посвящают свое имущество Господу, свободно отдавая не меньшую часть (а большую – доп. авт.) имущества, имея надежду на лучшее». (Св. Ириней Лионский. Пять книг против ересей.)

[3] Св. Ириней Лионский считал, что десятина отменяется только для тех, кто отдаёт на храм больше её: «Нельзя требовать десятины от того, кто все свое имение приносит Богу и оставляет отца, мать и все свое родство и последует Слову Божию. И не заповедано проводить день в покое и досуге тому, кто каждый день соблюдает субботу. т. е. в храме Божием, который есть тело человека, совершает достойное служение Богу и всякий час творит правду».  (Св. Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди.)