На этом уровне мы проясняем для себя вопрос с духовником.

Вопрос 1. Зачем нужен духовник?

Ответ: Когда св. Паисия Афонского спросили, с чего начать духовную жизнь, он сказал:

«Сегодня самое необходимое для людей – это найти духовника, исповедоваться ему, доверять ему и советоваться с ним. Если, имея духовника, люди устраивают свою жизнь так, чтобы в ней находилось место молитве и чтению духовных книг, если они ходят в храм, причащаются, тогда в этой жизни им нечего бояться. 
Для того чтобы душа не сбилась с пути, за ней должен наблюдать духовник. В духовной жизни очень помогает, к примеру, чтение духовных книг, однако, не имея духовного руководителя, человек может истолковывать прочитанное на свой лад и таким образом впасть в прелесть».[1]
Правильное прохождение духовной жизни есть самая трудная наука, поэтому…

«Для успехов в благочестивой жизни всякому христианину необходим опытный руководитель, как и во всяком важном деле внешней жизни полезно пользоваться наставлениями сведующих людей. Наука христианской жизни есть труднейшая из всех наук по своей сокровенности, возвышенности и трудности. Если наш разум, под влияния страстного сердца, иногда слепо избирающего злое под видом добра, часто погрешает и в обыкновенных делах, подлежащих непосредственному наблюдению, то тем скорее он может погрешать в предметах духовных, возвышенных и сокровенных не подлежащих опыту. Поэтому в этом важном деле всего опаснее полагаться на собственное благоразумие. Кто не знает, сколько бывает обольщения от нашего самолюбия слепых страстей расстроенного воображеия и в делах обыкновенной жизни, а тем более в делах духовных?

   Поэтому все святые отцы согласно утверждают, что для желающих преуспевать в благочестии непременно нужен опытный руководитель, который мог бы открыть обольщения самолюбия и бесов, везде указывать путь царский, ослабевшего ободрять, а упавшего поднять»[2].

«Если хочешь быть благочестивым, то найди человека боящегося Бога и служащего Ему всей душой и живи с ним. Следуй ему во всём, внимай словам его, делай приятное ему: Если ты нашёл такого человека, будь покоен, ты нашёл ключ к Царству Небесному»[3]. (Преп. Иосиф Волоколамский)

Вопрос 2. Можно ли научиться тому, как жить правильно только по книгам?

Ответ: По книгам не без труда можно научиться этикету. Чтение книг хороших людей может дать вам возможность правильно думать. Однако правильная духовная жизнь возникает прежде всего вокруг правильной молитвы. А освоение правильной, спасительной и благодатной молитвы – это искусство. Вот что пишет об этом архимандрит Кирилл Павлов: 

«Вы не замечали, что настоящие мастера в любом искусстве никогда не руководствуются (только) правилами?! Они это творят по интуиции… А как к этому придти? 
Путь один.. — У каждого был учитель. И в какой-то момент что-то передалось от души учителя. Но как это происходит? А вот как! 
— Смотри, вот, я пеку просфоры. В этом искусстве главное – как замешать тесто. И если учитель показал на примере, какая упругость замеса, каким тесто должно быть, то ученик это запомнит и потом, следующий раз, а может быть, через много-много лет, – почувствует и вспомнит.
Это нечто — назовем его чувством или воспоминанем — не передашь в книге. Это невозможно. В книге можно написать «упругость – примерно как пластилин…». Но показать может только учитель, имеющий дар… 
Ведь так можно всю жизнь пробовать – и не получится. Сколько таких людей с блестящей техникой, отточенной годами, но не умеющих приготовить вкусно… 

Знай же, что книги передают не Предание, а только общие правила, по которым можно сориентироваться, как выйти из мира.
А что такое учеба у старца? Это нечто личное, что может передаться только от старца, от души — к душе. Я раньше поражался, почему все духовные книги описывают только начальный этап, а дальше – умалчивают. А дальше писать не о чем, можно только показать…
Духовное предание не существует самостоятельно, само по себе, оно живет только живой передачей некоего таинственного опыта, а передача происходит примером![4]»

                                                                                                                     Архимандрит Кирилл Павлов.

Св. Феофан Затворник: «Наилучший путь совершенствования – это индивидуальное, непосредственное ученичество у опытного, просветлённого Духом старца»[5].

Итак, для чего нам нужен духовник?

  • Для познания воли Бога,
  • Для обучения послушанию и смирению,
  • Для молитвенного предстояния,
  • Для укрепления в вере,
  • Для сотворения множества плодов покаяния,
  • Для совершения исповедальной беседы, в которой мы раскрываем своё сердце наиболее полно,
  • Для обретения любви Христовой.

Вопрос 3. Кто такой духовник?

Ответ: «Духовным отцом (духовником) человека является священнослужитель, у которого он постоянно исповедуется, который знаком с обстоятельствами его жизни и духовным состоянием. При этом верующие могут исповедоваться у иных священников в случае невозможности исповедоваться у своего духовника. Если нет духовника, то верующему следует обращаться с вопросами, касающимися причащения, к священникам того храма, где он желает причаститься.

Как духовнику, руководствующемуся церковными постановлениями и нормами и на основании их наставляющему христианина, так и причастнику необходимо сознавать, что целью подготовки является не внешнее выполнение формальных условий, но обретение покаянного состояния души, прощение обид и примирение с ближними, соединение со Христом в Святых Тайнах. Пост и молитва призваны помочь готовящемуся ко причащению в обретении этого внутреннего состояния…

Памятуя о словах Спасителя, обличающего тех, кто возлагает на людей бремена тяжелые и неудобоносимые (см. Мф. 23, 4), духовникам следует осознавать, что неоправданная строгость, равно как и чрезмерное снисхождение способны воспрепятствовать соединению человека со Христом Спасителем, принести ему духовный вред»[6].

Хотя в этом определении понятия «духовник» и духовный отец» смежные, тем не менее некоторые современные пастыри различают эти понятия:

Духовный отец – это тот, кто привёл к вере и помог воцерковиться.

Духовник – это тот, кому мы открываем своё сердце, перед кем мы максимально искренни сейчас и чьему руководству мы готовы покоряться.

Ещё есть понятие «духовные наставники». Это верующие люди (они могут быть и мирянами), знающие нас, с кем мы можем советоваться о духовной жизни. Если мы желаем найти волю Бога в советах людей, то нам необходимо множество советов. Воля Бога будет совпадать с мнением многих верных друзей, которые знают нас хорошо и сами являются христианами.

Вопрос 4. Чего нужно бояться при выборе духовника?

Ответ: Иоанн Лествичник говорит, что… «Когда ищем себе руководителя, мы должны быть осторожны, чтобы вместо опытного кормчего не попасть на совершенно иного управителя кораблём»[7]. Эта ошибка может привести к очень тяжёлым последствиям. Поэтому не нужно искать лёгкий путь, не прилепляться к тому, кто ближе к нам находится или к кому меньше народу ходит на исповедь (чтобы быстрее к нему подойти), а того, кто лучше поможет нам избавиться от наших грехов и наших страстей. Ниже описываются ситуации, которые нужно считать «тревожными сигналами» при выборе духовника. Вам необходимо отойти от человека, который…

  • …постоянно всех осуждает, публично осуждает правительство, епархиальное начальство. Хороший пастырь может иногда не соглашаться с какими-то нездоровыми явлениями религиозной или общественной жизни. Однако, он никогда не будет своё несогласие транслировать на пасомых.
  • …раскрывает тайну исповеди. Речь идёт о ситуациях, когда пастырь рассказывает кому-то о грехах какого-то человека, о которых он узнал на исповеди. При этом священник раскрывает имя и того, о ком идёт речь. В целях назидания иногда священник может рассказать о каких-то ситуациях, о которых он узнал на исповеди. Однако в этом случае священник должен сделать всё возможное для «маскировки» того, кто приходил на исповедь, и от кого священник получил эти сведения.
  • …в приватных беседах постоянно говорит не о духовной жизни, а о политике.
  • … плохо относится к службе, опаздывает на неё, служит бегло, сокращает, «прожёвывает» слова молитв и возгласов.
  • … «за глаза» называет каких-то людей обидными кличками, вообще имеет привычку в лицо говорить одно, а за спиной другое.
  • … излагает придуманное им учение, проповедует ересь, которая осуждёна Церковью. Здесь надо сказать, что каждый священник какой бы то ни было епархии всегда действует в рамках полномочий, которые ему даёт правящий архиерей. Для того, чтобы понять учит ли священник в полном соответствии с учением Церкви необходимо знать учение Православной Церкви.
  • … неодобрительно отзывается о миссии Церкви или об общинной жизни. Можно не соглашаться с какими-то современными практиками организации миссии и общинной жизни. Однако в этой ситуации «несогласия» должен работать принцип: «Критикуя – предлагай! Предлагаешь – исполняй!» Я думаю, что без правильно организованной общинной жизни не может быть никакой миссии. А миссия создаёт «базу» понятий и принципов, необходимых для духовной жизни.

Вопрос 5. Какими качествами должен обладать хороший духовник?

  • Духовник должен сам иметь духовника. Плоды общения пастыря со своим духовником должны быть очевидны для пасомых.
  • Он должен быть прежде всего молитвенником за своих чад, затем учителем и только потом миссионером.
  • Духовник должен защищая епископат Церкви и других священников от клеветы мирских людей и душеверов. При этом духовник честен со своими чадами и никогда не будет оправдывать зла из соображений «политкорректности».
  • Духовник должен быть начитан в Писании и святоотеческой литературе.
  • Духовник должен уметь выбирать для каждого пасомого разумную меру строгости и милосердия. Мера строгости должна соответствовать возможностям пасомого. Мера милосердия должна соответствовать глубине раскаяния духовного чада.

Вопрос 6. Каковы степени послушания духовнику?

«Есть три степени послушания – обращение за советом в случае полного своего недоумения; исполнение советов, совпадающих с нашими мыслями, наклонностями, с нашей точкой зрения; и, наконец, исполнение послушания, даже когда оно противоречит нашим взглядам и желаниям, – только это и есть истинное послушание». – св. Паисий Афонский.

Вопрос 7. Как найти духовника?

  • Походите по разным храмам, послушайте проповеди разных священников. Вам нужен такой батюшка, чьё обращение к вам будет понятным.
  • Если кто-то из священников вам понравился, сходите к нему несколько раз на исповедь. Посмотрите, как он общается с вами на исповеди. Есть ли у вас душевный контакт? Если контакта нет, то не стоит его навязывать священнику. Возможно, это не ваш вариант.
  • Необходимо сначала усвоить азы православной веры по книгам и в общении с верными христианами, знающими то, чему учит Православная Церковь. Это важно. А вдруг священник в приватных беседах с вами будет «нести чушь»?! Вот… А вы даже и не поймёте, что это чушь. Ведь учения Церкви вы не знаете.
  • Необходимо много молиться, чтобы Господь открыл свою волю и помог найти духовника.
  • Необходимо пообщаться с разными священниками, посмотреть, как они отвечают на вопросы о духовной жизни. Как правило, хорошие пастыри не окормляют только одного или двух людей.
  • Побывайте в тех местах, где вокруг пастыря собираются их общины. Посмотрите на отношение членов общин друг другу.
  • Если вам понравился какой-то священник, не спешите хвататься за него, пройдите «период кандидатства». Походите к этому священнику, пообщайтесь с его чадами. Не торопитесь… ведь, став его духовным чадом потом будет неудобно переходить к другому.
  • Будьте готовы к жертвам. Вам придётся помогать своему духовнику, отдавая ему свои силы, время и прочее. Вероятнее всего, вам придётся включиться в ту программу миссии, которую осуществляет этот священник. Вы готовы к этому?

Вряд ли за время прохождения нашего курса вы найдёте себе духовника в монашеском смысле этого слова. Во-первых, таких пастырей в России можно по пальцам пересчитать. Во-вторых, даже на обычного священника в России приходится около 15000 крещённых в Православии людей. Если из них к священнику придёт только каждый десятый, это будет 150 человек. Господь наш Иисус Христос, являясь лучшим в мире духовником, имел всего 12 «духовных чад». Как бы не был талантлив духовник, однако глубина его отношений с каждым отдельным духовным чадом напрямую связана с общим количеством духовных чад. Вспомним также, что у священника, живущего в миру, есть и своя собственная семья, свои дети… Пока мы далеки от Бога и от Церкви нас не сильно волнует тема духовничества. Нас вполне устраивает то, что можно назвать «верой в душе». Однако, чем глубже мы погружаемся в учение Христа, тем острей мы испытываем потребность в назидании и в наставлении. Однако найти настоящего духоносного старца у нас вряд ли получится.

В качестве некой компенсации я бы предложил остановиться на возможности подружиться с каким-то священником вашего возраста и вашего круга интересов. Советуйтесь с ним, обсуждайте с ним вопросы воцерковления и духовной жизни… Такого священника конечно же нельзя рассматривать как «старца» в аскетическом смысле этого слова. Назовём этого батюшку «духовником-в-гостях». Его задача будет состоять в том, чтобы помочь вам усвоить себе основные принципы духовной жизни и через это приобрести самостоятельность и свободу во Христе. Смена работы, рождение ещё одного ребёнка, переезд в другой город и другие обстоятельства (которые редко возникают в монастырях) не приведут к формализации ваших отношений с духовником. Вы, обсудив ситуацию с вашим батюшкой-другом, установите контакт с другим священником, который территориально и хронологически окажется к вам ближе. Возможно когда-то вы сможете найти себе того пастыря по сердцу, который станет для вас духовником раз и навсегда. В этом случае «духовник-в-гостях» выполнит функцию духовной «няньки». А что делать? Иногда хорошая нянька больше даёт ребёнку плохого профессора философии.

Вопрос 8. А что делать если пастырь недостойный?

Св. Иоанн Златоуст говорит: «Если ты презираешь священника, то презираешь не его, а рукоположившего его Бога. А откуда, скажешь ты, известно, что Бог рукоположил его? Но если ты не имеешь убеждения в этом, то суетна твоя надежда. Если Бог ничего не совершает через него, то и ты ни крещения не имеешь, ни Тайн не причащаешься, ни благословений не получаешь, и, следовательно ты – не христианин. Что же скажешь, неужели Бог рукополагает всех, даже и недостойных? Бог не всех рукополагает, но через всех (рукоположенных) Сам действует, хотя бы они были и недостойны ради народа»[8].

 

 

Молитва св. Симеона Нового Богослова о нахождении духовного наставника:

«Господи, не хотяй смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему, сошедый на сие на землю, да лежащия и умерщвленныя грехом воздвигнеши и видети Тебе, свет истинный, якоже человеку возможно видети, сподобиши их, пошли ми человека, ведущаго Тебе, да, якоже Тебе, поработав ему и всею силою моею подчинився ему, и Твою в того воли сотворь волю, благоугожду Тебе, единому Богу и сподоблюся и аз, грешный, царствия Твоего».

[1] Преп. Паисий Афонский. Слова. Том 3. Часть 5: О силе исповеди. Глава первая: О необходимости духовного руководителя. М. с. 129.

[2] Еп. Петр Екатериновский. Указание пути ко спасению. М. 2017. С. 16-18.

[3] Преп. Иосиф Волоколамский. Цит. по Пестов Николай Евграфович. Современная практика православного благочестия.  Т1. Сатис. С. 259.

[4] http://www.isihast.ru/?id=1841

[5] Феофан Затворник. Простые истины сердца. М. Сретенский монастырь. с. 16.

[6] Документ: «Об участии верных в Евхаристии». Февраль 2015.

[7] Иоанн Лествичник. Лествица. СПб. Алетейя. С. 96.

[8] Азы Православия.  М. Ковчег. С. 91.