Заповеди Блаженства наиболее чётко и сжато излагают основы духовной жизни человека. На Литургии они поются в тот самый момент, когда Евангелие торжественно вносится в алтарь, чтобы провозгласить верующим Слово Божье. И Евангелие, и Церковь учат, что человек может войти в таинства Христа и Царства Божия только следуя учению Господа, выраженному в этих Заповедях.

Ряд древних и современных отцов и учителей Церкви воспринимали заповеди блаженства как своеобразную «лестницу» на небеса: преп. Пётр Дамаскин, Ефрем Сирин, а из современных святых – святители Игнатий Брянчанинов и Николай Сербский и т. д.

Поскольку в толковании значительного числа святых отцов древней Церкви заповеди блаженств представляли собой «ступени к небу», то при прочтении нагорной проповеди мы можем видеть три этапа пути к Богу:

  1. Этап пути из мира до горы «ученичества», то есть до того места, где Христос может нас встретить. Назовём его этапом миссии.
  2. Путь на гору. Это можно назвать этапом катехизации.
  3. Путь с горы на небо. Этап выполнения заповедей блаженств. Путь духовной жизни.

Итак, перед нами Евангели от Матфея, глава 5, стих 1. «Увидев народ, Он взошёл на гору…»

Сначала мы должны пойти туда, где мы можем встретиться со Христом. Он должен нас «видеть», то есть как бы выделить для Себя из толпы.

«… Он взошёл на гору и, когда сел, приступили к нему ученики Его».

Господь «пошёл на гору», то есть оправился в трудный путь к небу. Здесь Господь ведёт себя с нами как «проводник». Тех, кто решили идти за ним, невзирая на опасности, Он признал Своими учениками.

«… И приступили к нему ученики Его». Это очень важный для момент: своим подъёмом на гору Господь выделяет из массы народа тех, кто впоследствии становятся его самыми близкими друзьями. Христос не бросает жребий, не назначает учеников приказом, он даёт «идею»: проявить инициативу, «догадаться» и подняться вместе с Ним в гору.

Ученик — по латыни «disciplus», то есть это тот, кто принимает на себя определённую дисциплину. Слово это является однокоренным словом discepto – решать, исследовать.

Самое ценное в христианстве — это отношения со Христом и Писание говорит, что это отношения ученика и Учителя.  «Каждый должен понимать: то, чего мы ищем в Церкви, и что она может дать, — это личные отношения со Христом. Очень важно знать, что, входя в Церковь, мы призваны устанавливать связь не с учением церкви, а с конкретной Личностью, чтобы мы имели личные отношения с Личностью Иисуса Христа, Которая существует и с Которой человек может и должен иметь отношения любви. Очень важно полюбить эту Личность». (Митрополит Лимассольский Афанасий. Голод по Богу. М. 2011 г. С. 5.)

  Вопрос 1. А разве мы можем называться учениками Христа? Разве ученичество Христово не тождественно апостольству?

Ответ: Среди апостолов действительно все были учениками Христа, однако ученичество не ограничивается апостольством. Из книги Деяний Святых Апостолов мы можем видеть, что лишь только некоторые ученики Христа были апостолами. (Деян. 6:2,7). Последователи Христа в Новом Завете иногда называются:

  • «верующими» (Деян. 5:14),
  • «принадлежащими к Церкви» (Деян. 12:1),
  • «спасаемыми» (Деян.2:47).
  • Однако чаще всего они  называются именно «учениками Христа». В одиннадцатой главе книги Деяний Апостольских мы впервые встречаем слово «христиане».

Вопрос 2. Где ученики Христа впервые стали называться христианами?

Ответ: Это произошло в Антиохии. Вот как мы читаем об этом в Писании:

   …Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию. Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики (Христа) в Антиохии в первый раз стали называться христианами.  (Деян. 11:26)

Из этого текста мы видим, что «ученики Христа» и «христиане» — это одно и то же.

Вопрос 3. Что Писание говорит о том, кто такие ученики Христа?

Ответ:

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня. (Матф.10:37-40)

  • Ученик Христа ставит Господа на первое место в своей жизни.
  • «Нести крест» — означает терпеливо переносить трудности, связанные со служением Христу.
  • «Потерять душу ради Христа»- означает подчинить свою волю, свой разум и свои чувства Христу.

Вопрос 4.  Что православные святые говорят о том, кто такие христиане?

Ответ: Когда православным святым необходимо умозрительно выделить верных христиан из числа номинальных христиан, они называют верных «учениками Христа».

  1. Ты христианин, и значит должен подражать Христу и повиноваться Его законам. Что же он делал? Не сидел в Иерусалиме и не призывал больных к себе, но ходил по городам и селениям, врачуя болезни и душевные и телесные. Мог Он, конечно,  сидя в одном месте привлечь к себе всех: однако же не делал этого, подавая нам пример, как следует ходить везде и искать погибающих… Часто приобретение и одной души может уничтожить бремя бесчисленных грехов и сделаться для нас выкупом в день судный.  (Св. Иоанн Златоуст. Сретенский календарь. 2006. с. 55.)                                               
  2.  Слово Божие требует, чтобы христиане были как ученики Христовы, которые в своей жизни сообразуются единственно с тем, что во Христе видят или, что от Христа слышат.  (Св. Василий Великий. Правила Богоугодной жизни. М. 1995. с. 161.)

 Итак, христиане  =  ученики Христа.       

Идём дальше…. Прежде чем мы приступим к этапу освоения заповедей блаженства нам нужно чтобы

Христос увидел нас. «И Он, взойдя на гору, увидел множество народа…»

Вопрос 5.  Если мы будем  рассматривать заповеди блаженств как некую «лестницу на небеса», то перед нами возникнет вопрос: Почему у первой и восьмой заповеди блаженства – одна награда (Царство Небесное)? 

Ответ: Это как-то связано с идеей Божественной педагогики. Бог сначала приглашает человека «в паломничество» в своё Царство, в котором человек получает мечту, цель и смысл жизни: найти дорогу сюда самому, но при помощи сверхъестественных подсказок. Вот как пишет об этом преп. авва Аммоний:

«Знайте, что в начале Дух Святой дарует праведникам, видя их сердца чистые, радость для духовного делания. А когда эта радость даруется, тогда Дух Святой отходит и оставляет их и это есть знак (печать) Его. Делает это Он со всякой душой, взыскующей Бога в начале духовного преуспеяния. 
А отходит и оставляет Дух людей, дабы знать, действительно ли они благодарны Богу или нет. Некоторые из них, когда Дух отходит от них отяжелевают и остаются в тяжести неподвижными. Они … по нерадению своему и по собственному желанию отчуждают себя от сладости Божией. Поэтому они становятся плотскими и носят одно только имя христианское. Такие христиане суть слепцы в жизни своей и не знают они Бога. Но если христиане, чувствуя непривычную тяжесть и вспоминая о прежней радости будут усиленно со слезами молить Бога и подвизаться в посте, тогда Бог, видя их искренность и самоотречение дарует им радость больше первой радости и прочно утвердит их в вере. Эту печать ставит Бог на каждую душу, которая ищет Его.» Св. преп. авва Аммоний. (Авва Аммон. Преп. Послания, IV, 4-5. Богословские труды. Вып. 33. М. 1997. С. 267.) 
Силуан Афонский утверждает, что никто не может искать Царства Небесного, если не будет ему дано пережить опыт неба по благодати:
«Искать Бога может только тот, кто познал Его, а затем по какой- либо причине потерял. Всякое искание Бога предваряет внушение от Бога». (Старец Силуан Афонский. Подворье Русского на Афоне Свято- Пантелеимонова монастыря. 1996. с. 135.) 
Так что в первый раз мы попадаем в Царство Небесное как дорогие гости или как паломники…

Вопрос 6.  Расскажите о первой заповеди блаженств?

Ответ: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».На этой ступени мы должны будем поставить Бога на первое место в своей жизни. Для этого нам необходимо «обнищать», отречься от всех земных предпочтений.
Нищета духовная состоит в том, чтобы покориться Богу, сделать Его закон смыслом своей жизни.
Для этого мы должны «разорить» самих себя, выкинуть на помойку всех своих идолов… Через «увеличительные стёкла» своей беспомощности человеку открывается картина прекрасного Неба Небес. Однако, особенность нашего устроения такова, что мы этот дар благодати в какой-то момент начинаем мысленно присваивать себе и своему правильному поведению. Мы привыкаем к действию благодати и это приводит нас к расслаблению. Наступает то, что в психологии называется «гедонистической адаптацией». Вот почему Господь как-будто «покидает» нас, и мы падаем. Впрочем, здесь усместно привести слова св. Симеона Нового Богослова: «Не думайте, безумцы, что Господь (на самом деле) скрылся во тьму. Он пребывает в Своей славе, наполняющей всю вселенную и все, что за ее пределами, но он хочет пощадить нас, чтобы мы не погибли полностью. Он устроил этот мрак, который покрывает не Его существо, а нашу греховную личность. Об этом сказано в Писании: «Бог есть огнь поядающий (Втор. 4:24), не праведников, но грешников.» ( Жан Клод Ларше. Преп. Силуан Афонский. М. 2015. С. 217-218.)

Утратив свою первую любовь и тот контакт с Богом, в котором мы обрели смысл и полноту жизни, мы плачем. Вот почему вторая заповедь звучит так: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».

Вопрос 7.  Расскажите о второй заповеди блаженств?

Ответ: На этой ступени мы ищем покаянного чувства, мы оплакиваем свою греховность и искренне исповедуем все свои грехи перед Богом. И когда мы придём к Нему, Он утешит нас:
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». – Говорит Господь (Мф.11:28-30). Если мы отдаём Христу свою скорбь, он являет нам величие кротости. Поэтому на следующей ступени к Богу написано следующее: «Блаженны кроткии, ибо они наследуют землю».

Вопрос 8.  Расскажите о третьей заповеди блаженств?

Ответ: Надо сказать, что наш перевод с греческого слова «анавим» (кроткие) не совсем точен… Более правильно это слово выглядит как «неудачники». (Сайман Тагуэлл. Беседы о блаженствах. Нижний Новгород 2015. С. 36) В этой жизни землю можно либо завоевать, либо наследовать. Так вот… завоевать землю может горделивый безбожник. И эта захваченная земля всегда будет яблоком раздора, причиной   новых войн. Ведь если я знаю, что чужая земля стала чьей-то собственностью в результате захвата, значит захват становится некой законной «дверью» для смены владельцев в будущем. В войне за землю никто не будет уступать вооружённому до зубов головорезу. Собственность, которая является яблоком раздора для воюющих сторон умиротворяет самых жадных людей, если её отдать под монастырь или детский дом. Посмотрите, кто в истории владеет землёй дольше всего? Монастыри. Многие монастыри были построены ещё при византийских императорах… Такого государства как Византийская империя давным-давно уже нет. А монастыри стоят. Этими землями владели арабы, турки… у них были многотысячные армии мамелюков и янычар… где эти армии? Их нет, а монастыри стоят на своих местах.

Но наследовании земли есть у нас ещё аллегорическое толкование. Вспомним, что имя «Адам» происходит от семитского корня «адамА», что значит «красная земля». Это наша природа, которую мы утратили в грехопадении. И вновь входим в права собственности на свою природу через послушание своему Учителю.

На этом уровне мы учимся побеждать свои страсти покорным послушанием. Но здесь нам нужно рассуждение о том, кому покоряться, а кому нет. Вспомним, что и дьявол требует себе послушание. Он не против и самого смирения, если это смирение перед ним. Для того, чтобы наше послушание было нам во спасение необходимо знать волю Бога. Поэтому на следующей, четвёртой, ступеньке написано: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся…» 

Вопрос 9.  Расскажите о четвёртой заповеди блаженств?

На этом уровне мы ищем волю Бога и стремимся сделать всё, что угодно, чтобы ее исполнить. Мы алчем и жаждем правды, когда ищем исключительно того, что угодно Богу. Познавая правду Бога, мы понимаем свою .обречённость… По правде, мы все должны погибнуть, исчезнуть со всеми своими грехами. Понимая это, мы ищем милости:   «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут…»

Вопрос 10.  Милосердие… Сейчас это слово применяется для обозначения желанных привилегий, льгот или даже оправданий зла. Каким же на самом деле должно быть милосердие христиан?

Ответ: Приведём несколько примеров в цитатах святых отцов:

  •  «Мы должны заботиться не только о своем спасении, но и о спасении ближних; иначе и сами не получим спасения. Воин, который во время сражения старается только о том, чтобы спасти самого себя бегством, вместе с собой губит и других. Напротив, мужественный, сражаясь для защиты других, вместе с другими спасает и самого себя. А так как жизнь наша есть также и война, и притом жесточайшая из войн, время сражения и битвы, то будем вступать в сражение с готовностью поражать врагов наших, заботясь о спасении всех, укрепляя стоящих и поднимая падших… потому что величайшее дерзновение к Богу и похвала принадлежат тому, кто печётся не о своей пользе. Оттого то мы и бываем слабы и удобно побеждаемся как от людей, так и от дьявола, что ищем только своего и не укрепляем друг друга…» (Цит. по Жан-Клод Ларше. Преп. Силуан Афонский. М. 2015.с. 112-113.) 

  • «К нашему спасению послужит то, когда мы не о себе только будем заботиться, но и станем приносить пользу ближнему и руководить его на путь истины. А чтобы ты видел, какое это благо, совершая спасение, доставлять пользу и другому, послушай что говорит Иеремия от лица Божия: «Если извлечёшь драгоценное из ничтожного, то будешь как уста мои.» (Иер. 15:19). что это значит? Кто руководит ближнего от заблуждения к истине или от зла приводит к добру, тот, как говорит Господь, уподобляется Мне. И Сам Он, будучи Богом, облекся в плоть нашу и соделался человеком не для чего иного, как только для спасения рода человеческого… Насколько душа выше тела, настолько высших наград удостоятся те, кто увещеваниями и частыми внушениями ведут нерадивых и заблуждающихся на прямой путь, показывая им безобразие порока и красоту добродетели». (Св. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. III, 4. [Творения. Т. 4. Кн. 1. Спб. 1898. с. 19]. 

  • «Помазуй струп и язву ближнего, как бы цельным елеем, единственно словами любви и смирения, да призрит милосердый Господь на любовь твою и на смирение твое, да возвестятся они сердцу ближнего твоего и да даруется тебе великий Божий дар — спасение ближнего твоего». (Свт. Игнатий Брянчанинов. Понятие о ереси и расколе. См. http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/ignatiy_br/ponja..). 

     Но быть милостивым — не значит оправдывать ложь и грех, или быть терпимым ко глупости и злу, или проходить мимо несправедливости и беззакония, напротив, значит иметь сострадание к заблудшим и жалость к пленённым грехом. Отказываться от всякого лицемерия, самодовольства и самооправдания по отношению к ним.  Таким образом, только постоянное ощущение в душе милости Божьей, и только это, даёт ей изменить отношения с людьми которые нас окружают. И какой бы ступени духовного развития человек не достиг, его молитвой всегда останется главная молитва Церкви: «Боже, милостив буди мне, грешному!». И чем ближе к святости человек, тем сильнее его чувство собственной греховной недостойности, тем сильнее его зависимость от милости Божией и тем больше его милосердие к слабостям других.

На этой ступени мы учимся творить милостыню ближнему. Также мы стремимся через дела милосердия свидетельствовать людям о любви Бога.

Вопрос 11.  Расскажите о шестой заповеди блаженств?

Ответ: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». 
Господь показывает нам «орган» видения Бога – чистое сердце. Где и как человек чистый сердцем видит Бога? Человек видит Бога в событиях, в людях, в книгах, в произведениях искусства, в скорбях и радостях, но более всего в своём собственном сердце. Здесь можно вспомнить слова св. Николая Сербского: «Сердце человека – это зеркало, в котором любит смотреться Господь…»

Эта ступень чистоты сердца есть ступень трезвения. Здесь мы должны научиться хранить свои внешние и внутренние чувства от греховных впечатлений. Также мы должны постоянно выворачивать своё сердечное дно в таинстве исповеди с чувством глубокого покаяния.

Вопрос 12.  Расскажите о седьмой заповеди блаженств?

Ответ: «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся.» Если мы все дети Божьи, то вместе мы одна духовная семья. Что за мир мы творим в этой семье? Во-первых, мы сами примиряемся с Богом. Причиной нашего конфликта с Богом является грех. Исайя 59:1-2. «Вот рука моя не сократилась на то, чтобы давать и ухо моё не сократилось на то, чтобы слышать, но грехи ваши породили стену разделения между вами и Богом вашим». Только после того, как мы сами примирились с Богом, мы можем помочь другим тоже примириться с ним. Второе значение слово «миротворец», это тот, кто создаёт мира Божий, то есть христианскую общину. На этой ступени мы все вместе строим мир Божий. Чтобы все мы, держась главы, посредством взаимоскрепляемых связей и действии каждого члена в свою меру прирастали в любви. Мир Христов и есть выражение любви Божьей, но он отнюдь не освобождает от противостояния злу. Господь наш Иисус Христос утверждал, что Он Сам будет причиной многих потрясений и антагонизма между людьми:
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч. Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». 
(Мф. 10.34-39) Примирение с Богом обязательно приведёт вас к конфликту с миром. Поэтому на следующей восьмой ступени написано… «Блаженны изгнанные за правду, яко тех есть Царство Небесное…» 

Вопрос 13.  Расскажите о восьмой заповеди блаженств?

Ответ: Господь наш говорит нам, что «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше». (Ин.15:19-20) 
Господь показывает путь к тому, чтобы нам доверяли. Нам верят после того, как мы докажем свою безупречность в испытаниях. На этой ступени мы вновь входим в Царство Небесное, только теперь уже не как паломники, а как наследники… Внешним выражением нашего вхождения в права наследства есть терпеливое перенесение гонений, оскорблений и лишений.
«все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» 
(2 Тим. 3.12). Своим терпением лишений мы попираем всякую силу вражию. И на самой последней, девятой ступени нам на встречу выходит сам дьявол. Выходит с поношением и клеветой на нас:
«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня». 

Вопрос 13.  Расскажите о девятой заповеди блаженств?

Ответ: Клевета является последним испытанием на пути христианина к Богу. И это понятно, ведь слово «дьявол» в переводе с греческого «клеветник». То есть на последней ступени христианину придётся столкнуться с самим дьяволом.
Щедрое и полное любви прощение гонителей гонимыми является одним из основных условий прохождения этого уровня. Без него никакое страдание «за правду» не приносит плода и не вводит в Царство Божие.

Радуйтеся и веселитеся, ибо велика ваша награда на небесах… 

С самых первых и до самых последних страниц Евангелия апостолы Христовы вместе с Марией, Его Матерью, и всеми христианами — постоянно радуются о спасении, Им принесённом.
«Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна».  (Ин. 15.9-11) 
Истинная христианская радость — это не земное счастье, удовольствие или приятное времяпрепровождение, но ни с чем не сравнимая полнота жизни.
«Благословен Бог и Отец нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы, испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и пре-славною…»  (1 Петр. 1.3-8) 
Духовная радость тесно связана с духовным страданием. Неверно думать, что радость приходит только после страдания: радость во Христе приходит вместе со страданием во Христе. Они сосуществуют и зависят одно от другого в своей силе и власти. Как скорбь над грехом приходит вместе с радостью спасения, так и страдания в этом мире созвучны и даже прямо вызывают эту же неизреченную радость спасения. Поэтому, как говорит св. Иаков, христиане должны считать «великой радостью», когда они «впадают в различные искушения»; зная, что «совершенное действие» их непоколебимой веры выражается в том, чтобы они могли стать «совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» 
(Иак. 1.2-3). Таково же твёрдое убеждение апостола Павла:
«Хвалимся надеждою славы Божией, и не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». 
(Рим. 5.2-5) 
Такова духовная радость христиан, радость мучеников, которая более чем что-либо свидетельствует об истинности христианской веры и подлинности христианской духовной жизни.

Я могу поздравить вас с прохождением второго уровня. Для перехода к тестированию нажми зелёную стрелку справа.