Вопрос 1. Расскажите о том, как православные христиане учат о едином в Троице Боге?
Ответ: Тайну того, что Бог имеет единое имя Отца, Сына и Святого Духа открыл нам Господь наш Иисус Христос:
“И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь2. (Матф.28:18-20)
Христос заповедует крестить верующих не «во имена», а «во имя». Общее имя Лиц Святой Троицы означает то неразрывное единство Божественных Лиц, которое связано общностью Их Божественной природы. Из других текстов Писания мы видим, что между Лицами Святой Троицы есть различия:
«Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном».
(1Иоан.5:7-8)
«И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Матф.3:16-17)
Евангелист Матвей рассказывает здесь о том, что Сын получает крещение от Иоанна Крестителя в водах Иордана, Дух Святой сходит на Сына в виде голубя, Отец произносит благословение Сыну. Отсюда мы видим, что Божественные Лица в Троице различаются между собой. Бледной тенью этого единства является в нашем мире единение ума, чувства и воли в молитве.
Второе открытие, которое делает для нас наш Господь Иисус Христос, состоит в том, что “Бог есть любовь” (1 Иоан. 4,8). Великое откровение о Божественной Любви помогает нам понять христианское учение о Троице и наоборот: Бог есть любовь, потому что Он Троичен в Лицах; и Бог Троичен в Лицах, потому что Он — любовь. Автор одного из лучших православных катехизисов епископ Александр Семенов-Тян-Шанский пишет:
«Даже человеческая несовершенная любовь соединяет людей между собою как бы в одно существо, например, супругов, семью, друзей. Относительно людей — это больше слова, чем действительность. Но любовь Божественная безмерна и потому Лица Пресвятой Троицы, по всемогуществу Их взаимной любви, суть, действительно, один Бог, имеющий одну сущность и живущий одной – жизнью. Люди, которые верят только в единоличного Бога, представляют Его нередко суровым и деспотическим. Действительно, если Бог был бы одиноким, откуда зародилась бы в Нем любовь? Любовь там, где есть кому любить и кого любить. И любовь тем более совершенна, чем совершеннее те, кто любит и кого любят. А в Пресвятой Троице, как Любящие, так и Любимые есть само совершенство, так как каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог. И Отец — Бог, и Сын — Бог, и Дух Святой — Бог. Пресвятую Троицу можно назвать самым совершенным единством в любви, или союзом любви, потому что совершенны Любящие и совершенна Их любовь»[1].
Вопрос 2. Разве учение о Троице не возникло в эпоху средневековья?
Ответ: Хотя само слово “Троица” стало употребляться христианами на рубеже 2 и 3 веков, однако само представление о трёх Личностях в единой сущности Бога было у верующих с первых дней существования Церкви. Христиане в единство Отца, Сына и Святого Духа, основываясь на словах людей, лично знающих апостолов и на Свидетельствах Писания. Однако понадобилось несколько столетий, чтобы учение о Троице было облечено в точные богословские формулировки. У митр. Иллариона Алфеева в книге “Таинство веры” мы читаем следующее: «В III веке церковь столкнулась с ересью Савелия, который учил, что Бог единое Существо, а три Лица – это как бы три личины, которыми Бог является людям (греческий термин «лицо» – просопон означает не столько личность, сколько «личину», маску актёра)…
Александрийский священник Арий в начале IV века учил, что Отец есть единый истинный Бог, а Сын является Его творением. Сын был создан из ничего, но Он имеет преимущества над прочими тварями, так как рождён раньше времени и веков»[2]. На 1 и 2 Вселенских Соборах Церкви эти учения были признаны ложными, то есть не соответствующими общецерковному апостольскому преданию.
Давайте тезисно изложим основные элементы православного учения о Боге:
- Бог обладает всеми мыслимыми и немыслимыми сверхъестественными свойствами. Он есть Дух вечный, вездесущий, всемогущий, всеблагой, всеправедный и всеблаженный и т.д.
- Своими качествами Бог обладает раз и навсегда. Бог никогда не изменяется.
- Бог-Отец рождает Сына и изводит Духа. Но эти «рождение и изведение» происходят вне времени, превечно, то есть не имеют временной протяжённости или пространственных изменений.
- «Рождение Сына от Отца» и «исхождение Духа от Отца» – это не процессы, и не события, а открытые (в Писании) человеческому уму рациональные формулы, необходимые нам для нашего внешнего, то есть логического различия Лиц Святой Троицы. Духовное понимание Троичности Бога даётся нам в опыте духовной жизни, когда мы стремимся прославлять Бога Отца через подражание воплощённому среди людей Слову Божию и через призывание Святого Духа, который изливает на нас свет боговедения в таинствах Святой Церкви.
- Внутренние отличия лиц Пресвятой Троицы состоят в том, что Бог Отец не осознаёт Себя Сыном, Сын не осознаёт Себя Духом, а Дух не осознаёт Себя Отцом. Однако каждое Лицо Пресвятой Троицы осознаёт Себя Единым Божеством.
- В христианском богословии термин «Дух Божий» имеет два значения. А) Дух – Божественная Природа, общая для всех Лиц Пресвятой Троицы. Б) Дух, как третье Лицо Пресвятой Троицы, который от Отца исходит. Неспособность различать эти два значения приводит разум человека к неразрешимым противоречиям.
- Бог Отец безначален. Он есть Источник бытия Сына и Святого Духа, однако это вовсе не значит, что Отец обладает «большим количеством Божества». Это также не значит, что Сын и Дух «ущербные» по сравнению с Отцом Личности.
- Бог не может быть познаваем по Существу, потому что в нашем мире нет Сущности Бога, которую можно было бы исследовать средствами научно-технического прогресса, но Бог постигается в своих энергиях, которыми пронизан наш мир.
Теперь, когда мы с вами имеем некоторое представление о характере и свойствах Бога, мы можем сформулировать цель христианской жизни.
[1] Епископ Александр Семенов-Тян-Шанский, Православный Катихизис., М. С. 38.
[2] Митр. Илларион Алфеев. Таинство веры. М. 2008. С. 66-67.