***
Вопрос: А действительно ли Иисус Христос воскрес из мёртвых?
Ни в одной религии мира нет такого большого количества мучеников.
Все эти мужчины, женщины, старики и дети, готовы были свидетельствовать о воскресении Иисуса Христа даже перед лицом смерти.
Ведь именно воскресение Иисуса Христа является основой христианской веры.
Ап. Павел говорит следующее:
«А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша,
Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если (конечно), то есть, мёртвые не воскресают.
Ибо если мёртвые не воскресают, то и Христос не воскрес.
А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы ещё во грехах ваших.
Поэтому и умершие во Христе погибли.
И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков». (1 Кор. 15:14-18)
Если Иисус Христос действительно воскрес из мёртвых, христианство – это путь истинной победы добра над злом, путь любви, которая побеждает смерть.
Если же Иисус Христос не воскрес, тогда христианство – это самый чудовищный религиозный обман за всю историю человечества, ведь тогда все эти жертвы множества праведников были напрасны. Тогда ответственность за пытки, страдания и смерть обманутых христиан ложатся на плечи христианских лидеров. Так воскрес Иисус Христос из мёртвых на самом деле или нет?
К. С. Льюис, профессор Кембриджского университета, в прошлом неверующий, писал:
“Я хочу здесь доказать, что не стоит повторять глупостей, которые часто приходится слышать насчёт Иисуса, вроде того, что “я готов принять Его как великого учителя жизни, но в то, что Он был Богом верить отказываюсь”. Именно этого говорить и не стоит.
Какой великий учитель жизни, будучи просто человеком, стал бы говорить то, что говорил Христос?
В таком случае он был бы или сумасшедшим – не лучше больного, выдающего себя за варёное яйцо, – или настоящим дьяволом.
От выбора никуда не деться. Либо этот человек был и остаётся Сыном Божьим, либо он был умалишённый, а то и хуже”.
“Можно не слушать Его, считая слабоумным, можно оплёвывать Его и убить Его, считая дьяволом, а можно и пасть к Его ногам, называя Его Господом Богом. Не будем только нести всякой покровительственной чуши насчёт учителей жизни. Такого выбора Он нам не оставил, да и не хотел оставлять.”
Давайте рассмотрим ситуацию, при которой люди, последовавшие за Христом, – это жертвы обмана. Здесь есть четыре варианта.
Иисус Христос Сам сознательно ввёл людей в заблуждение.
Ученики Христа сознательно исказили Евангелие и передали нам не мысли Христа, а собственные домыслы.
Иисус Христос или Его ученики ввёли людей в заблуждение неосознанно, по ошибке.
Иисус Христос на самом деле воскрес из мёртвых.
Итак, давайте разберёмся:
Вариант 1. Что если Иисус Христос Сам сознательно ввел людей в заблуждение?
Если мы будет читать Евангелие, то увидим, что Христос знал о том, что Он должен умереть. Его молитва в Гефсиманском саду показывает нам, что Он, как человек, боялся смерти.
У евангелиста Луки мы читаем:
“И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет”. (Лук. 22:39-42)
И всё-таки он пошёл на смерть.
А ведь ни один разумный человек не пойдёт на смерть из-за лжи.
Зачем люди придумывают новые религии?
Одни люди придумывают религии ради обогащения, другие ради власти. Относится ли это ко Христу? Христос призывал своих учеников к бескорыстному служению ближним.
Нигде в Евангелии не говорится, что Он своими чудесами зарабатывал деньги. Да и кто смог бы поверить Ему, если бы Он Сам не показывал примера жертвенного служения.
Когда Его арестовали, то у него нашли только шитый хитон, который римские воины разделили по жребию.
Иисус был настолько беден, что Его даже не в чем было похоронить. Один богатый человек по имени Иосиф просто подарил Христу свою гробницу.
Если учитывать факт исцеления Христом тысяч и тысяч людей, то бедность Христа и Его личная скромность просто поражают воображение.
Чудотворец, Пророк и Учитель часто ложился спать на камнях и на завтрак имел лишь маленький кусок хлеба.
Стремился ли Христос к власти? Он вообще не интересовался политикой. Именно поэтому иудейские религиозные лидеры, мечтавшие о восстании против римлян, были недовольны Его деятельностью.
В Евангелии рассказывается случай, когда Христа хотели «нечаянно сделать царём». И Он сделал всё, чтобы этого не произошло.
И хотя Он признавал Себя Царём, но Он всегда говорил, что «Царство Моё не от мира сего». Он проповедовал Царство Божьей правды, которая гонима в этом падшем мире, но которая восторжествует при кончине века, когда Бог очистит мир от всякого зла. Христос уже обладал властью личного примера. И поскольку Ему не было равных в добродетелях, то Ему не нужно было обманывать людей.
Вариант 2. Что если ученики Христа сознательно исказили учение Христа?
В наши дни всё чаще можно встретить людей, готовых принимать учение Христа в каком угодно, но только не в традиционном, апостольском истолковании. Этим людям можно ответить, что Сам Христос не написал ни одной книги.
Поэтому всё, что мы о Нём знаем, принадлежит другим людям. Апостольские свидетельства самые ранние и самые неординарные.
В них представлен действительно уникальный Человек, поступки которого наполнены благородством и смирением. Его учение о Боге Отце неповторимо и возвышено. Бог апостолов Христовых – это жертвенная Любовь, объединяющая в одном Божестве три Личности: Отца, Сына и Святого Духа.
Род людской получает спасение через воплощение Сына Божия, посланного Богом – Отцом при содействии Святого Духа.
Кто из неграмотных галилейских рыбаков мог такое придумать? Что должно было произойти такого на берегу Галилейского озера, чтобы об этом говорили несколько тысячелетий на всех континентах, на всех языках?
Ответ может быть только один: апостолы на самом деле видели то, чего раньше никогда не было, что поражает своим величием всякое воображение.
Некоторые говорят, что христианское богословие появилось только в четвёртом веке от Р. Х. Эта версия эволюции христианского учения действительно позволяет нам усомниться в авторитетности апостольского свидетельства, но не даёт ответа на вопрос: Что неграмотные рыбаки из римской провинции говорили другим такое, что привело к ним такое большое количество самых умных, честных и свободных людей последующих времён?
«Ни простой фанатик, ни сумасшедший не смог бы всегда сохранять равновесие разума, безмятежно преодолевать все невзгоды и гонения, словно солнце над облаками, всегда давать самые мудрые ответы на каверзные вопросы, спокойно ив полном сознании предсказать Свою смерть на кресте. Своё воскресение на третий день, излияние Святого Духа, основание Своей церкви, разрушение Иерусалима – причём все эти предсказания в точности исполнились!
Человек столь необычный, столь цельный, столь неизменно последовательный, столь совершенный, столь человечный и в то же время столь недосягаемо возвышающийся над любым человеческим величием, не может быть ни мошенником, ни созданием вымысла.
В таком случае, как верно сказано кем-то, поэт был бы более великим, чем его герой. Придумать Иисуса мог бы лишь некто, кто превышал бы Его своим величием.» (Филипп Шафф. Историк христианства.)
Мы знаем из небиблейских источников, что Иисус и Его ученики творили чудеса.
За чудеса их никто не гнал, гонения на апостолов было не за это, а за проповедь смерти и воскресения Иисуса Христа:
«Когда апостолы говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи,
досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мёртвых,
и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер.
Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.
На другой день собрались в Иерусалим начальники их, и старейшины, и книжники,
и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического;
и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?
Тогда Пётр, исполнившись Духа Святого, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские!
Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелён,
то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мёртвых, Им поставлен он перед вами здрав.
Он есть камень, пренебрежённый вами, зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения,
ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.
Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом;
видя же исцелённого человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки.
И, приказав им выйти вон из синедриона, рассуждали между собою,
говоря: что нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего;
но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сём никому из людей.
И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса.
Но Пётр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?
Мы не можем не говорить того, что видели и слышали. (Деян. 4:1-20.)
Из двенадцати апостолов только один Иоанн Богослов умер своей смертью. Остальные все были убиты.
Если бы апостолы придумали сами, что Иисус воскрес из мёртвых, то ради чего они могли бы об этом говорить?
Ради власти и денег. Тогда стали бы они так сильно рисковать своей жизнью?
Ведь у них уже были толпы благодарных слушателей, несущих к ногам апостолов свои кровно заработанные деньги… Зачем апостолы так «нарывались» пытки и страдания?
Есть только одно объяснение происходящему: Апостолы действительно говорили то, во что искренне верили.
Вариант 3. Что если ученики Христа или Сам Христос ошиблись?
Если Иисус Христос ошибался, тогда Царство Божие, которое Он проповедовал, не более, чем утопия. Тогда все люди, посвятившие свою жизнь Христу, – жертвы этой утопии. Человек, отдающий себе отчёт в своих действиях, никогда не будет говорить то, что может привести к бессмысленной гибели других людей. Поэтому Иисус мог ошибаться только при условии, что Он был психически нездоровым человеком. Но был ли он сумасшедшим?
Протоиерей Дмитрий Смирнов хорошо отвечает на этот вопрос:
«Читая Евангелие, мы не видим ни одного момента, где он (Иисус Христос) безумствует. Наоборот, он мудр и своими словами Он всегда ставит в тупик даже тех людей, которые хотят уловить Его.
Он всегда опирается на Священное Писание; в его словах удивительная логика и удивительная правда. Это чувствует любой человек, даже воспитанный в мусульманстве.
У Чингиза Айтматова даже спросили: А почему вы, в своих писаниях всё время возвращаетесь ко Христу?»
Да потому, что ничего лучше никогда не было на земле и Айтматов, как человек образованный, расширил свои узкие рамки мусульманства и неизбежно пришёл ко Христу.»
Мнение о том, что Иисус из Назарета безумствует появилось ещё во время Его земной жизни:
“Он одержим бесом и безумствует” (Ин. 10:20).
Мнение о его безумии было оспорено Альбертом Швейцером в докторской диссертации «Психиатрическое исследование Иисуса: экспозиция и критика» («Die psychiatrische Beurteilung Jesu: Darstellung und Kritik», 1913).
За психическое здоровье Иисуса высказался психиатр Эндрю Симс в книге «Безумец или Бог? Иисус: самый здоровый ум из всех» (2018).
В этой книге психиатр доказывает, что поведение Иисуса из Назарета можно рассматривать как норму психического здоровья.
Давайте поразмышляем об этом…
Что было бы, если б Иисус был нездоров?
У Него могли бы возникнуть проблемы с логикой. Аргументация таких людей никогда не бывает убедительной.
Аргументация Господа всегда соответствовала уровню мышления тех, к кому она была обращена. Даже к тем, кто отверг Христа, Господь обращался с любовью, оставляя им в качестве последнего аргумента Свои пророчества. Всё, что Христос предсказывал конкретным людям, исполнялось. Христос никогда не сомневался в том, что Он говорил и не противоречил Сам Себе.
У Христа могли бы возникнуть провалы в памяти и наоборот ложные воспоминания.
Но мы не находим ни одного примера такой странной забывчивости, непоследовательности. Ученики тонут в море – и Иисус идёт по воде, чтобы их спасти. Друг Его Лазарь умирает, и Христос плачет, а потом идёт и воскрешает Его.
У Христа могла бы возникнуть мания преследования, патологический, немотивированный страх за Свою жизнь.
Да, мы видим, что Иисус, как человек, боится смерти. Однако этот страх вполне понятен, Иисус точно знал, что Его убьют. И не Он спровоцировал Своё распятие. Все окружающие Христа поступают так, чтобы исполнилось древнее пророчество о муках и смерти праведника (Прем. Сол.2:12-20). Иуда предаёт Христа за тридцать сребреников, ученики разбегаются и прячутся от гнева толпы. Понтий Пилат пытается отпустить Иисуса, но ему говорят: «если ты Его отпустишь, то ты не друг – кесарю».
Это убеждает Пилата отдать Христа на распятие. Из последней молитвы Христа (Ин. 17), которую называют первосвященнической, мы можем увидеть, что Он боялся скорей за Своих учеников, чем за Свою жизнь. И это тоже логично. Зато в Евангелии существуют десятки ситуаций, которые могли бы напугать любого самого мужественного человека. Из гадаринского бесноватого выходит целый легион бесов, в Капернауме разъяренная толпа пытается сбросить Христа со скалы. Господь общается с прокажёнными, с самарянскими сектантами и не боится пострадать ни от тех, кто просит Его помощи, ни от тех, кто этой Его любви не понимает.
Христос мог бы требовать Себе Божественного поклонения.
У Него были все основания делать это, ведь Он действительно воплощённый Бог.
Ни один человек не совершил столько чудес, сколько Иисус Христос. Он мог прощать грехи, повелевал морской стихией, читал мысли своих собеседников, превращал воду в вино, возвращал к жизни самых безнадёжных грешников.
Однако перед Своей смертью Он помыл ноги Своим ученикам, показывая им пример такого поведения, которое несовместимо ни с какой манией величия.
Христос совершенно не замечал своего величия, не обижался на тех, кто говорил о Нём плохо и заботился даже о своих врагах самой деятельной любовью. Вообще говоря, Писание и Предание удивительным образом соединяют свидетельства Божественного достоинства Христа и мудрую тактичность Его личной независимости от суетной человеческой славы.
Апостол Павел пишет:
“Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной”. (Фил.2:6-8)
Ещё в первом веке возникла другая точка зрения, что ученики Христа неправильно поняли Его учение, неправильно интерпретировали Его слова.
Именно такую точку зрения представляет Михаил Булгаков в своём романе «Мастер и Маргарита». Если бы у нас было только одно Евангелие от Матфея, тогда можно было бы говорить о возможности ошибочного восприятия одним из апостолов учения Христа.
Однако у нас четыре Евангелия, и хотя между ними существуют незначительные расхождения – они едины в главном: Бог воплотился среди людей ради нашего спасения.
Кроме четырёх Евангелий православные христиане имеют апостольские послания. В них мы тоже находим полное соответствие каноническим Евангелиям. Не может быть, чтобы все слушатели Господа поняли Его одинаково неправильно. Кроме Евангелий и апостольских посланий православные христиане признают устные наставления апостолов, которые мы называем Апостольским Преданием. И здесь царит полное единодушие с христианскими Писаниями.
В первом послании Апостола Павла к Коринфянам (1Кор. 15:6) говорится о том, как воскресший Христос явился одновременно более, чем пятистам братьям.
Это было время, когда новозаветные тексты ещё не были написаны. Люди узнавали о Господе не из книг, не из записок какого-нибудь писателя-фантаста.
Они видели всё сами, своими глазами. Может быть, в этом и состоит причина того, что почти все свидетели Христа проповедовали Его учение даже перед лицом смерти. Это говорит об их удивительном единодушии и глубокой убеждённости в объективности их восприятия действительности.
Вариант 4. Иисус Христос на самом деле умер и воскрес из мёртвых.
Иисус Христос на самом деле умер и воскрес из мёртвых именно так, как об этом сказано в апостольских свидетельствах.
Прочитайте всю 2 главу книги Деяний апостольских. В ней приводится свидетельство апостола Петра:
«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами.
Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришёл в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
критяне и аравитяне, слышим их, нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит?
А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина.
Пётр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим:
они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня;
но это есть предречённое пророком Иоилем:
«И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.
И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.
И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма.
Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный.
И будет: всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся».
Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете,
Сего, по определённому совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили;
но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.
Ибо Давид говорит о Нём: «видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался.
Оттого возрадовалось сердце моё и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании,
ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.
Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицом Твоим».
Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребён, и гроб его у нас до сего дня.
Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его,
Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.
Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели.
Итак, Он, быв вознесён десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.
Ибо Давид не восшёл на небеса; но сам говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,
доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих».
Итак, твёрдо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.
Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?
Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа.
Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовёт Господь Бог наш.
И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращённого.
Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трёх тысяч.
И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.
Все же верующие были вместе и имели всё общее.
И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого.
И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,
хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». (Деян. 2:1-47.)
По итогам этого урока вам надо решить: верите ли вы в смерть и физическое воскресение Христа. Если нет, тогда дальнейшее изучение нашего курса не имеет смысла.
***
Для возвращения в игру, постучитесь в дверь:
***
***