***
Учение Христа похоже на свет. Чем ближе мы к источнику света, тем меньше вокруг нас тьмы, чем дальше мы от источника, тем сильнее вокруг нас сгущается мрак. По этому поводу Господь сказал своим ученикам: «Вам дано знать тайны Царствия Божьего, внешним же всё даётся в притчах». (Мк. 4:11) Одним словом, понять учение Христа дано не всем, а только Его ученикам. Ученики Христа узнаются по любви между собой (Ин. 13:34-35), а любовь изливается на нас Духом Святым (Рим. 5:5) через общинную деятельность (Еф. 4:15-16) в Теле Церкви (1Кор 12:12-13).
Вопрос 1. Как найти истинную Церковь среди разных деноминаций?
…
Нам нужно найти аутентичное христианство. То есть нам нужна такая конфессия из ныне существующих, которая возникла во времена апостолов.
Как же нам это сделать? Если мы мысленно перенесёмся в первый век, то увидим три группы людей, которые называли себя христианами.
1. Иудео-христиане. Это люди, которые считали, что христианство не для всех, а только для некоторой группы особо праведных иудеев. Иудео-христиане не признавали канон Нового Завета. Только ветхозаветние тексты Писания они считали боговдохновенным Божьим словом. Есть версия, согласно которой иудео-христиане присоединились к иудейскому восстанию Бар Кохбы в 136 году и после его разгрома сошли с исторической сцены.
2. Гностики. «Христианами» их можно назвать с большой натяжкой.
Слово «гностики» происходят от слова «гнозис», то есть знание. Гностики появились раньше христианства под влиянием греческой философии и считали спасительным средством только какое-то особое знание. Некоторые идеи христиан и иудеев им понравились, и они взяли их себе в свои теософские концепции. Гностики не воспринимали апостолов как авторитетных свидетелей славы и величия Христа, не воспринимали историю жизни Христа как истинную историю спасения, а скорей, как очень красивый миф. Секты гностиков были очень престижными группами для интеллектуальной элиты античного мира. Лидеры гностиков были коллаборационистами и легко договаривались с римской администрацией о том, что нужно делать, чтобы не иметь проблем с властями. Каждая гностическая секта имела свой собственный канон Нового Завета. Многие знают такие евангелия, как Евангелие от Фомы или Евангелие 12 Апостолов. Это гностические Евангелия.
3. Ортодоксы. В их среде сформировался тот канон Нового Завета (27 книг), который сейчас имеет самое широкое распространение. Ортодоксы себя позиционировали, как ученики Христа и стремились подражать своему Учителю, Господу и Спасителю. Ортодоксы испытали самые сильные гонения со стороны римских властей из-за своего нежелания приносить жертвы римским богам. Именно ортодоксов заметил и приблизил к себе император Константин Великий, именно их версию христианства он стал теперь рассматривать как имперскую религию.
Древние иудео-христиане и гностики до наших дней не сохранились.
Вопрос 2. В чём разница между православными, католиками и протестантами?
Слово «ортодокс» в переводе с греческого – это именно «православный».
А. «Просто-христиане». Это, по сути, внеконфессионалы, о которых мы уже говорили. Они убеждены в том, что Церковь факультативна и что они могут добиться успехов в деле спасения через свой личный особенный контакт со Христом. «Просто-христиане» не связывают себя ни с какой конфессией, не разделяют многих христианских доктрин и придерживаются только тех нравственных требований христианства, которые им нравятся.
Б. Католики. Начиная с 9 века христианские епископы г. Рима начали претендовать на власть над всей Церковью. Они стали учить, что главой Церкви должен быть Папа Римский.
Восточные христиане не согласились на претензии Римских Пап и тогда христиане Запада, влекомые властолюбивыми епископами Рима, откололись от единой Церкви.
Историки утверждают, что раскол произошёл в 1054 году, но фактически он оформился в 1204 году, когда крестоносцы-католики захватили и разграбили православный Константинополь.
В процессе постепенного отделения католиков от православных у католиков появилось много своих уникальных ересей, например, учение о чистилище, о непорочном зачатии Девы Марии и о филиокве.
В. Протестанты.
В 1517 году внутри Католической Церкви началась Реформация.
Среди западных христиан появились протестанты. В 16 веке возникло три ветви протестантизма: англиканство, лютеранство и кальвинизм. Впоследствии протестантских направлений стало намного больше. Всех их объединяет то, что Божественным Откровением они признают только Писание Ветхого и Нового Завета. Кроме того, и в учении о спасении протестанты многие элементы традиционного учения о спасении сделали факультативными, необязательными.
Вопрос 3. Как при помощи Писания можно найти истинную Церковь?
Давайте посмотрим признаки истинной Церкви в Писании:
I. Церковь должна быть основана Самим Христом:
«Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Здесь же сказано, что Церковь неразрушима. То, что врата ада её не одолеют, означает, что она не может никогда разрушиться ни от ересей, ни от грехов людей.
II. Церковь неразрушима. (См. выше Мф. 16:18)
III. Церковь состоит не только из праведников, но и из грешников:
«Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: выйдут ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов». (Мф.13:47-53)
Здесь речь идёт о людях, имеющих тайные нераскаянные грехи, а не о тех грехах, которые очевидны. Про открытые грехи ап. Павел писал: «Извергните развращённого из среды вас» (1Кор. 6:6)
IV. Церковь есть место спасения:
«И Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». (Деян. 2:47).
V. Церковь есть «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15).
Это значит она не может воспринимать ересь как норму. Ересь – дело плоти (Гал. 5:20). Ересь, как и любой другой нераскаянный грех отделяет человека от Церкви.
VI. Главой Церкви является Сам Господь наш Иисус Христос:
«И Он (Христос) есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное». (Кол. 1:18-20)
VII. Бог искупил Церковь кровию Своей:
«Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею». (Деян. 20:28)
Христос искупил не каждого из нас в отдельности, а всю Церковь. И только после этого через наш контакт с Церковью мы приобщаемся к этому искуплению. Логично, что, отпав от Церкви из-за нераскаянного греха или ереси, мы утрачиваем связь со Христом, которая существует в Церкви.
VIII. В Тело Церкви мы входим через крещение Святым Духом:
«Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом». (1Кор. 12:13)
А продолжаем мы своё пребывание в теле Церкви через причастие и общение друг с другом в любви. — Через причастие:
«Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор.10:17).
— Через взаимоотношения любви:
«…Из которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф. 4:16)
Очень важно: человек поддерживает свою связь со Христом не сам по себе, а именно в Церкви. Он остаётся в Церкви до тех пор, пока он, во-первых, причащается, а во-вторых, получает приращение самого себя в любви «через посредство взаимоскрепляемых связей», а значит в христианской общине.
IX. Церковь распространяется хронологически и географически посредством пяти служений:
«И Он поставил одних Апостолами, других — пророками, иных — Евангелистами, иных — пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова…» (Еф. 4:11 -12).
И как минимум служение пастырей предполагает преемственность:
«Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овечий, но перелезает иным путем, тот вор и разбойник; а входящий дверью – пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. (Ин. 10:1-3)
X. Хотя Церковь состоит из разных общин, но она одна.
Её уникальность связана с единством убеждений и верой в Единого Бога:
«Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас». (Еф. 4:4-6)
Вопрос 4. Расскажите про три теории «границ» Церкви?
…
Среди людей, называющих себя православными христианами, существуют три теории границ Церкви. Эти теории по разному определяют место инославных христиан в парадигме православного христианства.
1) Теория «ветвей».
Согласно этой теории все христианские конфессии, исповедующие веру во Святую Троицу, суть Поместные Церкви, имеющие в глазах Бога единую веру. Разделения между конфессиями носят политический, а не духовный характер. Духовное единство между конфессиями уже существует и нам лишь надо его осознать.
Плюсы этой теории:
+ Она очень проста для понимания.
+ Она очень распространена.
Минусы этой теории:
— Эта теория возникла позже всех. Нет ни одного святого отца или учителя Вселенской Церкви, который бы принимал теорию «ветвей».
— Теория ветвей уравнивает раскол и стояние в истине, ересь и чистоту веры. Это происходит за счёт обесценивания отдельных догматов Церкви. Догматы, принимаемые всеми, считаются важными. Догматы, которые являются камнем преткновения считаются непринципиальными и отметаются.
— Теория ветвей обесценивает смыслы Писания и Предания. Из Божественного Откровения выбирается то, что удобно и экономически целесообразно.
2) Теория «контролируемого периметра».
Суть этой теории состоит в том, что ключи от входа и выхода в Церковь находятся только в руках у епископата или у людей, имеющих специальные полномочия от епископата принимать в Церковь или отторгать от Церкви.
Плюсы этой теории:
+ Существуют святые отцы и учителя Церкви, которые принимали эту теорию: Свят. Киприан Карфагенский, Блаженный Августин (Иппонский).
+ Теория легко согласовывается с канонами Церкви.
Минусы этой теории:
— Теория «контролируемого периметра» интерпретирует действие благодати в таинствах «магически» («ex opere operato», то есть по закону выполненного действия).
— Теория «контролируемого периметра» предполагает полное соответствие между юридическим членством Церкви и благодатным. Между тем мы знаем случаи этого несоответствия.
— Теория «контролируемого периметра» игнорирует факт невидимого отпадения человека от Церкви по причине упорства в грехах. И вообще для этой теории характерен акцент на безупречности в рациональном восприятии догматов Церкви и на скрупулезном выполнении обрядов в ущерб духовно-нравственным требованиям.
3) Теория крипто-православия.
Теория предполагает, что Церковь земная находится в становлении и поэтому её члены не обладают всей полнотой ведения происходящего. Теория предполагает существование остатка верных Богу людей, местоположение которых нам, нынешним членам Церкви на данный не известно.
«Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.» (Рим.11:4-5)
Плюсы этой теории:
+ Это теория объясняет, как любовь Бога достигает людей, не имеющих личного контакта с православными благовестниками.
+ Эта теория предполагает, что за пределами канонического Православия у людей есть настоящий шанс ко спасению. А раз есть шанс, то есть и ответственность за свой выбор. А если есть ответственность, то за отступлением от пути истины следует законное наказание.
Минусы этой теории:
— Главный минус этой теории состоит в том, что она не объясняет, как остаток верных православных христиан, зримо пребывающих в среде инославных христиан или нехристиан может спастись без таинства Причастия, которое подаётся только в общине, окормляемой законно-рукоположенным пастырем Церкви.
Для возвращения в игру, постучитесь в дверь:
***
***