В православном христианстве есть два понятия смерти: смерть физическая и смерть духовная.
В чём отличие смерти физической от смерти духовной?
Смерть физическая — это временное отделение души от тела.
Смерть физическая является исполнением пророчества, которое дал Бог Адаму после грехопадения:
«В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». (Быт. 3:19)
Обычно мы оплакиваем физическую смерть, но на самом деле есть духовная смерть, которая намного опасней смерти физической.
«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне». (Мф. 10:28)
Смерть духовная — это отделение души от Духа Святого. Дух Святой такую же «функцию» выполняет в нашей душе, что кислород в нашем теле. Что почувствует человек, если у него забрали кислород?
Он погибает…
Духовная смерть так сильно притупляет чувства человека, что он не чувствует присутствия Бога и живёт так, будто никакого Бога нет.
Точно так же незаметно для всех упорные грешники погибают без благодати Духа Святого.
Поэтому с точки зрения христианства можно быть мертвым, еще живя на земле, и быть непричастным смерти, лежа в могиле.
Однажды к Христу пришёл молодой человек и говорит Ему:
«Позволь мне прежде похоронить отца моего, а потом я пойду за тобой? А Господь ему сказал: «Иди за мной. Предоставь мёртвым хоронить своих мертвецов». (Мф. 8:20-22)
Бог назвал мёртвыми тех людей, которые физически могут быть живы, но они не ищут Бога, не стремятся к Нему, не уповают на Бога.
Такие люди для Бога мёртвые, то есть жить в Его царстве они не могут, потому что это Царство жизни и любви, а мёртвые подобно камням там ничего не почувствуют.
Для того, чтобы духовно оживить человека, в христианстве существуют вера и покаяние.
Что такое вера?
Вера — это угождение Богу, через стремление подчиниться Богу и исполнить Его заповеди.
Что такое покаяние?
Покаяние, — это отречение от всего того, что противно Богу и Его закону. Кроме того, покаяние это действие Святого Духа, которое возникает в человеке, желающем исправить свою жизнь и компенсировать, насколько это возможно, то, что было сделано в прошлом дурного.
Вопрос 1. Почему Бог позволил человеку быть смертным?
…
Несмотря на неестественность смерти, она допускается Богом, чтобы зло не стало бессмертным:
«По сей причине, дабы не увековечилось поселившееся в нас зло… сосуд на время разрушается смертью, чтобы, по истечении зла, преобразовалось человеческое естество и, чистое от зла, восстановилось в первоначальное состояние» (св. Григорий Нисский).
Вопрос 2. Что происходит с человеком после смерти?
…
«Человекам положено однажды умереть, потом суд». (Евр. 9:27)
После смерти нас ждёт суд, который называется «частным». На него попадают души всех умерших людей без исключения.
На этом частном суде Господь определяет душе временное пристанище в загробной жизни – до общего воскресения тел, которое будет при Втором пришествии Господа Иисуса Христа.
На частном суде Господь отводит праведным душам временное и неполное блаженство, а грешным душам – временное и неполное мучение. При этом Бог смотрит на всецелое нравственное состояние души на момент смерти – на всё ее содержание, с которым она вошла в загробный мир. Решающее значение имеет здесь отношение человека во время жизни на земле к Богу и к созданной Им во Христе Церкви.
В св. Писании есть предсказание о том, что в конце греховной истории человечества к власти придёт антихрист. Вот, что говорит о нём Апостол и Евангелист Иоанн Богослов:
“И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно…И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе”. (Откр. 13:5-6)
Антихрист усвоит себе Божественное достоинство и потребует Божеского поклонения и служения:
“…в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога”. (2Фес.2:4).
Время антихриста будет временем очень сильных искушений для всех людей, особенно упорных грешников.
«И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы». (Рим. 1:28-31.)
Гипотеза: Есть предположение, что этот период власти антихриста будет продолжаться 3,5 года (он будет равен сроку активной проповеди Иисуса Христа во время Его земной жизни).
Власть антихриста будет прекращена Вторым Пришествием Христовым.
«И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою». (Мф. 24:29-30)
Господь наш Иисус Христос явится в славе как Царь для предстоящего суда.
Этот суд Христов называется «Страшным» потому, что он будет окончательным и бесповоротным. На нём будет подведён итог всей человеческой цивилизации и нераскаянное зло обретёт своё воздаяние. Для этого Бог воскресит из мёртвых всех людей когда либо живших на планете Земля.
«Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения». (Ин. 5:28-29.)
Все души умерших людей вернутся в свои собственные воскресшие и преображённые тела.
-
В одни дела войдут преображённые и возрождённые души, соединенные с Духом Святым.
-
В другие тела войдут мёртвые души не соединённые с Духом Святым.
От характера соединения души и тела будет зависеть, конечная участь человека.
Гипотеза: Есть предположение, что внешний вид всех людей будет таков, будто человеку 30 лет (возраст Христа).
Те, чьи души после смерти были оправданы на частном суде и попали в рай, на Страшном суде не судятся:
«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь» (Ин. 5:24).
Эти люди, оправданные на частном суде могут на Страшном суде присутствовать в качестве свидетелей (Евр. 12:1) либо в качестве судей:
«Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?» (1Кор. 6:2-3)
Те, чьи души после смерти были осуждены и отправлены в ад, по учению Православной Церкви могут быть выведены из ада упорной и неотступной молитвой близких, живущих на земле.
Однако речь идёт не о вымаливании всех подряд грешников, а о тех, кто перед смертью успел попросить у Бога прощение, но не успел примириться с ближними и принести плоды покаяния.
«Души людей, – исповедует св. Церковь, – впадших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но еще до разлучения с настоящей жизнью покаявшихся, нисходят во ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды облегчения от них.
Это касается только тех покаявшихся, кто не успел принести никаких плодов покаяния, каковы: молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним.»
Послание патриархов восточных о православной вере. Чл. 18.
«Такое облегчение они могут получить не в силу собственных каких-либо заслуг или через раскаяние, для чего после частного суда нет и не может быть места, но только по бесконечной благости Божией, через молитвы Церкви и благотворения, совершаемые живыми за умерших, а особенно силою бескровной жертвы». Православное исповедание. Чл. 1, ответы на вопросы 64 и 65.
***
Вопрос 3. Зачем нужны два суда?
…
Гипотеза:
Многие люди при земной жизни воспринимают слова Писания о загробной жизни как средневековое фэнтези. Пока они не столкнутся с реальным адом, они не поверят. Поэтому Бог даёт им столкнуться с ним по итогам частного суда.
Пребывание в аду по итогам частного суда называется наказанием.
Царь Соломон говорит следующее:
«Нечестивые же, как умствовали, так и понесут наказание за то, что презрели праведного и отступили от Господа». (Прем. 3:10.)
Однако наказание отличается от кары тем, что предполагает педагогическую боль ради исправления:
«Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.» (Евр. 12:11)
Именно там в аду беспечные скептики понимают, что угрозы проповедников воздаяния — это не средневековые страшилки, а реальность.
За порогом смерти нераскаянных грешников действительно ждёт ад.
В аду покаяться нельзя, ибо там нет тела, а значит нельзя совершить поступок. А без поступков покаяние бессильно.
Поэтому Бог воскрешает каждого человека и даёт ему обновлённое тело. И тогда человек может встать на колени перед Богом (или даже принять крещение) и сказать: «Господи, возьми мои грехи на себя.»
Интересный факт:
Во время Евхаристического канона священник молится:
«Досто́йно и пра́ведно Тя пе́ти, Тя благослови́ти, Тя хвали́ти, Тя благодари́ти, Тебе́ покланя́тися на вся́ком ме́сте влады́чествия Твоего́. Ты бо еси́ Бог неизрече́нен, недове́домь, неви́димь, непостижи́мь, при́сно сый, та́кожде сый, Ты и Единоро́дный Твой Сын, и Дух Твой Святы́й. Ты от небытия́ в бытие́ нас приве́л еси́, и отпадшия возставил еси паки, и не отступил еси, вся творя дондеже нас на небо возвел еси и Ца́рство Твое́ дарова́л еси́ бу́дущее. О сих всех благодари́м Тя и Единоро́днаго Твоего́ Сы́на, и Ду́ха Твоего́ Свята́го, о всех, и́хже ве́мы, и и́хже не ве́мы, явле́нных и нея́вленных благодея́ниих бы́вших на нас. Благодари́м Тя и о слу́жбе сей, ю́же от рук на́ших прия́ти изво́лил еси́. А́ще и предстоя́т Тебе́ ты́сящи Арха́нгелов и тмы А́нгелов, Херуви́ми и Серафи́ми шестокрила́тии, многоочи́тии, возвыша́щиися перна́тии.»
Вопрос 4. Может быть Господь спасёт всех?
…
Идея спасения всех осуждена вместе с её автором Оригеном на 5 Вселенском Соборе.
10 анафематизм Константинопольского Собора 1076–1084 звучит так:
«Всем, которые принимают и преподают другим ложные и языческие мнения, будто есть предсуществование душ и будто все сотворенное произошло не из ничего; также будто мучению грешников в будущей жизни будет конец и будто творению и человечеству предстоит вообще восстановление (апокатастасис); и таким образом Царство Небесное представляют разрушимым и преходящим, тогда как Сам Иисус Христос и Бог наш предал нам учение, что оно вечно и неразрушимо, и мы на основании всего Священного Писания, как Ветхого, так и Нового Завета, веруем, что муки будут нескончаемы и Царство Небесное вечно; тем, которые таковыми своими мнениями и себя самих погубляют, и других творят общниками вечного осуждения, анафема».
Упорные грехолюбцы (кого ничего не исправит и не поставит на колени) таковые останутся наследием геены навечно после Страшного суда.
«Слава Господу, что Он дал нам покаяние, и покаянием все мы спасемся, без исключения, не спасутся только те, которые не хотят каяться, и в этом я вижу их отчаяние, и много я плачу, жалея их». (Преп. Силуан Афонский)
Вопрос 5. Чем смерть Христа отличалась от смерти любого другого человека?
…
Смерть Иисуса Христа отличалась от смерти обычных людей целью, значимостью и последствиями.
Свою смерть Господь Иисус Христос принял свободно и осознанно ради спасения человека. В этом состояла главная цель Его Крестных страданий и смерти (Ин. 3:16).
Значимость смерти Христа соответствовала высоте её цели. Через Его страдания и смерть было совершено Искупление человека, следствиями которого стали: победа над адом; победа над диаволом; попрание смерти через Воскресение; примирение человека с Богом; прославление человеческого естества во Христе; преподание людям образцового примера послушания Богу, святости; демонстрация любви Божией к людям; создание Церкви и пр.
Вопрос 6. Следует ли христианину бояться смерти?
…
Свт. Дмитрий Ростовский учит:
«Не бойся смерти, но готовься к ней, проводя святую жизнь. Если будешь готов к смерти – перестанешь бояться ее. Если возлюбишь всем сердцем Господа – сам пожелаешь смерти».
Вопрос 7. Почему католическое учение о чистилище — ересь?
…
Чистилище можно сравнить с автомойкой: поставил в неё грязную машину и пошёл кофе пить. Как бы не была машина испачкана, ее все-равно отмоют, «хочет» она этого или нет.
В Православии нет механического или магического оправдания и очищения от грехов. Человек должен осмыслить, осознать, побывать в муках рождения, пока в нем не отразится Христос (Гал. 4:19).
Вопрос 8. Почему неверующий, но хороший человек не может спастись?
…
Притча
Ответ содержится в этой притче в стихах:
Жил да был один Василий,
Жил он просто, без усилий.
Взрослый дядя был уже.
Верил в Бога лишь в душе.Презирал он тех, кто в Бога
верил искренне и строго.
Их сектантами он звал,
И придурками считал.В храме был он редкой тенью,
Ставил свечи за везение.
Близким он добро творил,
Остальных он не любил.Ранним утром у порога,
Так и не дойдя до Бога,
Наш Василий вдруг спросил:
«Кто здесь!» — и на сем почил.«Это Я!»- сказал Всевышний
Путь твой пройден никудышный.
Все! Достигнут твой предел,
Жизни, злых и добрых дел.»Если честно, нету смысла
Приводить вам даты, числа.
Важен только лишь итог:
Вася в рай попасть не смог.Вопрошает Вася Бога:
Почему ты судишь строго?
Есть ли у кого-то власть
Чтобы в рай к тебе попасть?Отвечал ему Всевышний
Мне в раю никто не лишний.
Ты — хороший человек,
Но на ад себя обрек.Ты в душе служил мне где-то…
Я в душе тебе за это
Дам Свой лучший райский сад.
А на деле будет ад.Дело в том, что ты при жизни,
Лишь земной служил отчизне.
Получить в раю удел
Ты и даром не хотел.Видя, плод твоих усилий,
Я решил, с тобой, Василий,
Рассчитаться при земной
Жизни щедрою рукой.И за каждый твой поступок
Дал тебе Я тьму уступок.
Жизни срок тебе продлил,
От болезней исцелил,Отпевание в соборе,
«Кореша» все будут в сборе,
На поминках за столом
Будет водка с «шашлыком…Будет, Вася, все как надо.
Это хоть и не спасёт от ада,
Но теперь, мой дорогой,
Я в расчёте пред тобой…Что ж ты сделал ради рая?
Вера вся твоя пустая…
Пусть тебе «твой бог в душе».
Помогать начнёт уже.Если ищешь Царство Божье
И идёшь по бездорожью,
Богу с верой покорись,
За слова Его держись.Полюби Христа веленья.
И вникай в Его ученье.
Вопрос 9. Рождаются ли младенцы духовно мёртвыми?
…
Со времён грехопадения мы все рождаемся в состоянии духовной смерти…
«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут». (1 Кор. 15:22)
Словосочетание «все умирают» говорит о том, что речь идёт о духовной смерти. Ведь в настоящий момент есть люди, которые рождены «в Адаме», но они ещё не умерли.
Поскольку сказано, что в Адаме все умирают, то и младенцы, рождённые в Адаме, умирают тоже. Это смерть достаётся младенцам без их вины.
Как дети алкоголиков не виноваты в алкоголизме родителей, но страдают от родительского порока, так и дети и внуки Адама и Евы генетически повреждаются из-за грехопадения прародителей.
Вопрос 10. Насколько важно крещение для человека?
…
Крещение связывают с духовным возрождением. На самом деле, духовное возрождение часто происходит в течение всей жизни человека.
В момент крещения в нас происходит некое «зачатие духовное» (см. свят. Филарет Московский, слово о рождении свыше. 1844 год), сообщающее нам потенциал духовных сил для осознанного движения к Богу.
Нам необходимо через осознанный подвиг укрепить свою связь с Богом, сделав её неразрывной.
Вопрос 11. Что нам помогает укрепить свою связь с Богом?
…
Для того, чтобы войти в неразрывную связь с Богом нам необходимо жить во Христе, то есть посещать храм, каяться в грехах, причащаться, молиться, изучать Писание, исполнять Божии заповеди, общаться с верными христианами.
Если человек все это делает, то он пребывает в сотрудничестве (в синергии) с Богом и в нём возрождается его душа.
Такой человек способен жить с Богом в Его Царстве и быть счастливым.
Что происходит с крещённым человеком, который не хочет молиться и ходить в храм?
Если человек не хочет ходить в храм, молиться, причащаться, каяться в грехах, менять свою жизнь, изучать Писания, — в его душе отсутствуют возрождающие действия Святого Духа.
Такой человек так и остаётся в состоянии духовной смерти («духовный мертвец»).
Люди не могут войти в Царство Небесное до тех пор, пока Господь их не оживит. Но Он оживляет людей на своих условиях.
Цитаты о смерти
«Мы должны понять, что в действительности человек не умирает. Смерть — это просто переселение из одной жизни в другую. Это разлука на недолгое время. К примеру, если человек уезжает на год за границу, то его родные расстраиваются, потому что они разлучатся на один год, или, если он уезжает на десять лет, они расстраиваются из-за этой десятилетней разлуки.
Подобно этому люди должны смотреть и на ту разлуку с любимыми людьми, которую приносит смерть.
К примеру, если у пожилых людей умирает близкий человек, то они должны сказать: “Лет через пятнадцать мы опять встретимся”. Если люди, у которых умер близкий, ещё молоды, то пусть они скажут: “Мы снова встретимся лет через пятьдесят”.
Конечно, человек испытывает боль из-за смерти родного ему человека, однако к смерти надо относиться духовно». Прп. Паисий Святогорец.
***
«Как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души». (Святитель Григорий Палама. Омилия 16.)
***
«Так, возлюбленнейшие братья, близ есть Царствие Божие: с прохождением мира настанет уже награда жизни, радость вечного спасения, всегдашняя безопасность и обладание раем, некогда утраченное; земное сменяется уже небесным, малое великим, временное вечным. Какое же тут место тоске и беспокойству?
Кто при этом будет тревожиться и печалиться, как не тот, у кого недостает надежды и веры? Бояться смерти может только тот, кто не хочет идти ко Христу; а не хотеть идти ко Христу свойственно только тому, кто не верит, что он начнет царствовать со Христом». (Священномученик Киприан Карфагенский.)
***
Для возвращения в игру, постучитесь в дверь:
***
***