Божественная литургия
Вопрос 1. Что такое Божественная литургия?
…
Божественная литургия – не просто «воспоминание о Тайной Вечере», а продолжение Тайной Вечери, в которой участвуют Иисус и Его Апостолы, а также совместное действие людей Божьих, которые соединились вместе для того, чтобы:
-
Восхвалять и благословлять Бога за его милости.
-
Провозглашать миру радостную и благую весть о победоносной смерти Христа, о Его воскресении и нашем ожидании Его Второго Пришествия.
-
Принять Святое Причастие, Тело и Кровь Иисуса Христа, которое предложено нам во прощение наших грехов и ради вечной жизни.
-
Служить доказательством присутствия Царства Божия в мире.
Вопрос 2. Что означают части Божественной Литургии?
…

Часть 1. Проскомидия. Обряд приготовления.
Перед началом Божественной Литургии, священник приготавливает наши дары: хлеб и вино.
-
Хлеб раздробляется на частицы в память о Христе, Пресвятой Деве Марии, святых и всех христиан живущих и умерших.
-
Вино разбавляется водой и затем вливается в специальный сосуд, который называется потир.
-
Во время литургии наши дары торжественно кладутся на престол, где они становятся истинными Телом и Кровью Спасителя.
Часть 2. Литургия Слова
-
Возглашение, «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа» напоминает нам о том, что мы входим в Царство Божие через Богослужение.
-
Во время Великой Ектиньи мы молимся об удовлетворении различных нужд, которые возникают в нашей повседневной жизни.
-
Антифоны и песнопения Христу, Единородному Сыну Божию, выражают нашу веру в Иисуса Христа, как истинного Бога, истинного человека и Спасителя всех людей.
-
Тропари и кондаки – это песнопения, которые отражают тему дневной Литургии и имеют связь с чтением Евангелия и Апостола.
-
Трисвятое – «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный помилуй нас» — поется в честь Пресвятой Троицы.
-
Прокимен — это фрагмент псалма, тема которого созвучна смыслу того праздника, в честь которого мы служим данную литургию. После чтения Прокимна верующие приготовляются к чтению Священного Писания.
-
Сперва в храме читается отрывок из какого-то апостольского послания или книги Деяний Апостолов.
-
Аллилуйя состоит из стихов псалма, разделённых пением «Аллилуйя», что означает «Хвалите Господа».
-
Чтение текста, взятого из Евангелий – это общественное провозглашение Слова Божьего. Писание является основной темой проповеди.
-
Проповедь, во время которой священник продолжает провозглашать радостную весть об Иисусе Христе, соотнося её с нашей сегодняшней жизнью.
Часть 3. Литургия верных
Божественная Литургия есть, помимо всего прочего, Тайная Вечеря, за которой верующие приобщаются истинных Тела и Крови Христовых.
-
Когда поётся «Херувимская песнь», принесённые нами в Храм хлеб и вино переставляются с жертвенника на престол. В это время священник совершает «Великий Вход», что обозначает Вход Господень в Иерусалим для принесения жертвы за грехи людские. Мы призваны отложить все земные заботы, чтобы встретить Христа как нашего Первосвященника и Царя.
-
«Мир всем» — «И духови твоему». Это наше торжественное подтверждение сугубого благословения Христова, которое Он преподаёт Своим верным ученикам.
-
Символ веры – это провозглашение нашей общей веры в Бога и в тот путь спасения, который открывается нам во Христе.
-
Во время пения хором «Милость мира» мы читаем Молитву Благодарения, в которой излагается суть смерти, воскресения и вознесения Иисуса Христа. Эта молитва заканчивается радостным провозглашением славного Второго Пришествия Христова.
-
Далее мы произносим молитву Освящения Даров. Здесь мы просим Святой Дух претворить хлеб и вино в Тело и Кровь Христа, вспоминая при этом всех тех, за кого наши дары предлагаются.
-
В молитве «Отче Наш» мы исповедуем своё усыновление Богу и духовное родство друг с другом. Затем священник возносит перед всеми Тело Христово, свидетельствуя этим неотмирную святость Господа и Его славное Воскресение.
-
Принятие святого Причастия – кульминационный момент Литургии. Через принятие Тела и Крови Христа мы объединяемся с Господом и делаемся «причастниками Божественного естества». Мы уподобляемся младенцам, питающимся молоком матери. Затем нас призывают…
-
Идти с миром во имя Господа, чтобы свидетельствовать о том, что …
* Бог дал нам во время Божественной Литургии;
* Помолиться во спасение и наставление во время последней Заамвонной молитвы, которая читается священником, стоящим среди нас;
* Ответить на Благословение Господне, преклонившись пред Святым Крестом.
Вопрос 3. Что необходимо сделать перед Божественной Литургией?
…
Перед принятием причастия необходимо:
-
Три дня говеть.
-
Исповедоваться в своих грехах.
-
Найти в молитвослове и прочитать следующие каноны: Покаянный ко Господу,
-
Божьей Матери и Ангелу Хранителю, последование ко Святому Причащению.
-
Утром прийти в храм натощак.
-
Вспомнить о своих решениях перед Богом и постараться исправить то, что нуждается в исправлении.
-
Прийти в храм к началу службы.
Вопрос 4. Каковы плоды литургической жизни?
…
Ответ: Тайная Вечеря для нас является…
-
завершением Синайского Откровения (Евр. 12:21),
-
выражением пасхального торжества в Царствии Небесном. (Мф. 22:2-14),
-
исполнением эсхатологических ожиданий Церкви.
Литургия является видимым выражением незримой тайны прославления Бога.
Но это ещё не всё:
Литургия раскрывает перед нами достойные славы совершенства Бога: милосердие, благость, премудрость, всеведение, всемогущество, святость и т. д.
-
Литургия даёт нам опытное переживание Троичности Божества. Бог-Отец с престола премудро промышляет о Своём творении. Бог-Сын предстоит пред Отцом от лица народа Божьего, «царственного священства». Бог-Дух Святой исходит от Отца на хлеб и вино, соединяя их с Телом и Кровью Спасителя и освящает нас во Святом Причащении.
-
Литургия даёт нам понимание Халкидонского догмата о характере соединения двух природ во Христе. Как в Спасителе Божественная и Человеческая природы соединены неразлучно, нераздельно, неслиянно и неизменно, также Тело и Кровь Господа в Таинстве соединяются с нашим предложением хлеба и вина.
-
Литургия освящает нас в Причащении, преображая наше естество, подготавливая нас к вечному Богообщению
Таинства Церкви
Вопрос 5. Что такое таинства Церкви?
…
Таинством называется священное действие, в котором через какой-нибудь внешний знак таинственно и незримо подается нам благодать Святаго Духа.
Духовные явления не могут быть полностью объяснимы словам. Для самых важных в жизни христианина духовных явлений Церковь предлагает особый ритуальный язык, понятия которого опираются на Божественное Откровение.
Допустим, мы хотим присоединить человека к Церкви, но это невозможно без Духа Святого, связывающего человека с Телом Церкви Христовой. Как сделать, чтобы Бог присоединил человека к Церкви Духом Своим Святым?
Мы бы никогда не догадались, что нужно для этого сделать, если бы Господь в Своём Откровении не открыл, что мы должны сделать.
Для того, чтобы человек присоединился к Церкви он должен быть сначала погружён во имя Святой Троицы (крещён), а потом епископ должен возложить на этого человека руки. Впоследствии возложение рук епископа было заменено более удобным обрядом, который тоже нам дан в откровении — миропомазание.
Это не магия. Когда Бог видит, как мы исполняем богооткровенные обряды, Он понимает, чего мы у Него просим и даёт нам то, обещанное Им в Его Откровении нам.
Все христианские таинства связаны между собой таинством Святой Евхаристии.
Кроме неё в православной Церкви есть еще 6 таинств. Итого в Православной Церкви 7 таинств:к
Крещение, Миропомазание, Соборование, Исповедь, Венчание, Рукоположение (Священство) и Евхаристия (Причащение).
Вопрос 6. Что такое действенность и действительность таинств Церкви?
…
Все христианские таинства совершаются в Церкви Самим Христом посредством учреждённой Им иерархии. Это является главным условием действительности таинств.
Однако таинства могут не производить желаемого действия в жизни конкретного человека, когда этот человек воспринимает таинства «механически», без соблюдения внутренних, евангельских условий Божьего благословения.
В этом случае благодать, подаваемая в таинстве, может даже действовать «во осуждение» как мирянину, недостойно принимающему таинство, так и священнослужителю, который подаёт таинство неподготовленному для этого человеку. (См. 1Кор. 11:28-30)
Поэтому, прежде чем приступать к тому или иному таинству, узнайте о том, какие существуют условия действенности этого таинства.
Вопрос 7. Расскажите подробнее о таинствах Церкви?
…
Таинство Крещения
Слово крещение произошло от греческого «баптидзо», что означает «погружать под что-то».
«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха». (Рим.6:3-6)
Из этого отрывка, который читается в таинстве Крещения, мы узнаём следующее:
-
В Крещении мы духовно соединяемся со Христом «подобием смерти Его».
-
Мы соумираем со Христом в Крещении для того, чтобы «ходить в обновлённой жизни». Это является признаком того, что мы совоскресаем со Христом.
-
В Крещении мы получаем освобождение от греха. Теперь грех перестаёт быть непреодолимой преградой между нами и Богом.
Кроме этого Крещение – это вступление христианина в Новый Завет с Богом.
Таинство Миропомазания.
«Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Эллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом». (1Кор.12:12-13)
Здесь мы видим, что при крещении Духом, человек входит в тело Христово, то есть в Церковь.
Повторюсь: В древности человек мог войти в Церковь только при непосредственном возложении на него рук апостола или апостольского преемника – епископа.
В настоящее время епископ делегирует свои полномочия принимать в Церковь новых членов пресвитерам (священникам), которые исполняют это послушание посредством Святого Миропомазания.
Кроме того, в св. Миропомазании новоначальный Христианин имеет некое духовное «зачатие» от Святого Духа для последующего «рождения свыше», которое должно стать главным плодом покаянного жительства христианина.
Таинство Покаяния.
Для того, чтобы наше покаяние было истинным покаяние в духе необходимо
выполнить следующие условия:
-
Признать свои грехи перед Богом.
-
Принять твёрдое намерение сделать всё возможное для исправления.
-
Обратиться к Богу за помощью.
-
Исповедать свои грехи перед священником, имеющим от Бога полномочия освобождать человека от власти грехов.
Принять со смирением терапевтическое средство (епитимью), которое даёт нам Бог через священника во исправление и исцеление от греха.
С чего начать исповедь?
-
Если вы идёте на исповедь в первый раз, но боитесь сделать что-то «не так»:
-
Купите себе в церковной лавке любую брошюру о грехах и покаянии.
-
Прочитайте и выпишите на листок бумаги свои грехи заранее.
-
Приходите со своим рукописанием грехов в храм за полчаса до литургии.
-
Подойдите к священнику и скажите, что вы пришли на исповедь впервые, попросите его о помощи.
Если вы принимаете крещение в сознательном возрасте, вам необходимо исповедать свои грехи до крещения. В этом случае скажите священнику, что вы пришли на предкрещальную исповедальную беседу. Если вы крестите ребёнка, то крёстные родители должны исповедаться. Это поможет им подготовиться к исполнению своего обета воспитания своего крестника в Православной вере.
Таинство Священства.
«Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства». (1Тим.4:14)
Когда дух пророчества говорит Церкви в лице её верных сынов и дочерей выделить на особое служение какого-то человека, тогда епископ на общественном
богослужении возлагает на главу кандидата к священству руки и молится о ниспослании этому человеку сугубой благодати.
При посвящении в священный сан Дух Святой исполняет особой благодатью тех, кто призван Богом к служению, наставлению и благословению народа Божьего.
Расскажите про епископов, пресвитеров и дьяконов?
В Православной Церкви есть три степени священства: дьяконы, пресвитеры и епископы.
Епископы – это апостольские преемники, которые имеют право осуществлять все таинства Церкви, включая само Таинство Священства. Только епископы могут посвящать в сан пресвитерский или дьяконский.
Самого же епископа посвящают в эту степень двое или трое епископов. Епископов мы еще называем святителями или предстоятелями.
Пресвитер имеет от епископа полномочия осуществлять все таинства Церкви, кроме таинства Священства. Дьякон поставляется для помощи священнику при богослужении и для того, чтобы «пещись о столах», то есть организовывать социальное и миссионерское служение в приходской общине. Епископ вместе с пресвитерами, дьяконами и церковным народом образуют самостоятельную церковную общину, которая называется епархия. Предстоятели крупных епархий называются архиепископами и митрополитами. Епархии, объединённые общей историей, языком и частными традициями представляют собой Поместную Церковь. Такой Поместной Церковью является Русская Православная Церковь.
Таинство Венчания
Во время венчания на жениха и невесту священник возлагает венцы — знаки царственного благословения свыше. Кто же этот Царь?
Конечно, наш Господь Иисус Христос. Это Он входит в жизнь двух сердец, полюбивших друг друга, чтобы помочь им создать семью и вместе преодолевать все испытания. Заметим, что каждое таинство — это обновление человека, как бы новое его рождение. И в таинстве Брака человек тоже рождается заново, но уже не один, а в семье. Ведь в христианском браке двое становятся одной душой и одной плотью во Христе.
Почему семью часто называют «малой церковью»?
-
Потому что Церковь – это большая семья. Семья единоприродна Церкви и имеет то же назначение, что и Церковь – совместное прославление Бога. Христианская семья черпает свою силу в духовной семье, в христианской общине.
-
Потому что в семье есть установленная Богом иерархия.
Таинство Соборования.
Апостол Иаков пишет:
«Если кто болен, пусть призовет пресвитеров (священников) Церкви, и пусть (они) помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему«. (Иак. 5:14-15).
Всякий грех даёт человеку некое соблазнительное удовольствие. Некоторые спрашивают:
Мне сказали, что я совершил грех. Но мне было очень хорошо. Почему Богу не нравится то, что мне приятно?
Бог видит наши поступки в контексте всех причинно-следственных связей, которые возникают в нашей жизни. Это значит, что ему открыты не только причины наших греховных удовольствий (такие как жестокость, властолюбие и эгоизм), но и последствия: страдания, разочарования, конфликты с другими людьми. Но самым распространенным следствием греховного образа жизни является болезнь.
Вот Церковь и даёт нам таинство Соборования — таинство исцеления и очищения от последствий греха. Однако условием этого очищения всё-таки является покаянное стремление воспользоваться здоровьем к вящей славе Господней. Соборование совершается в храме, соборно, то есть при участии нескольких священнослужителей. Однако соборование может совершаться и одним священнослужителем. Это происходит, например, в ситуации, когда священник приезжает на дом к больному, который не может посетить храм самостоятельно.
Именно участие в таинствах является главным средством поддержания вашей связи с Церковью, то есть с тем местом, где вы можете достичь спасения. Этому преимущественно служат таинства Исповеди и Причащения.
А. Участие в богослужениях:
«Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему». (Исх. 20: 4).
Б. Таинство св. Причащения хотя бы раз в три недели.
-
Хотя бы раз в три недели христианин должен приступать к таинству св. Причащения.
-
Для того, чтобы причащаться не во осуждение, а во спасение – необходимо деятельное покаяние. Этому способствует участие в таинстве исповеди, борьба со страстями, самоукорение и внимание к себе. Частоту Причастия и правила подготовки к нему необходимо обсудить с вашим приходским священником лично.
Прочитайте документ «Об участии верных в Евхаристии».
Эсхатология – раздел богословия, изъясняющего учение о последних временах.
«Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения» (80-е пр. 6-го Всел. собора)
***
Вот как объясняет Вальсамон причину этого наказания: «… ибо из этого открывается одно из двух — или то, что таковый не прилагает никакого попечения об исполнении божественных повелений о молитве Богу и песнопении, или он не есть верный. Ибо почему же он в течении двадцати дней не захотел быть в церкви с христианами и иметь общение с верным народом Божиим?» (толкование Вальсамона на 80-е пр. 6-го Всел. собора)
Для возвращения в игру, постучитесь в дверь:
***
***