В прошлом разделе мы говорили о том, можем ли мы доверять свидетельствам апостолов о смерти и воскресении Иисуса Христа. Сейчас есть много версий жизни Иисуса Христа. Одни утверждают, что Иисус Христос до тридцати лет жил на Тибете, а потом пришёл в Палестину и принёс иудеям адаптированную к их мировоззрению версию ведического учения. Другие утверждают, что Иисус Христос ушёл в Гималаи после того, как его пытались арестовать и убить. Третьи учат, что Иисус Христос перенёсся на американский континент и проповедовал там среди потомков библейского Дана, которые сбежали в Америку, пытаясь избежать вавилонского плена… Давайте посмотрим на миссию Иисуса Христа глазами его ближайших учеников. Для этого мы откроем с вами текст книги Деяний Апостольских, главу вторую:

1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришёл в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их, нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
12 И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит?
13 А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина.
14 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим:
15 они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня;
16 но это есть предреченное пророком Иоилем:
17 «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши;
и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.
18 И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.
19 И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма.
20 Солнце превратится во тьму, и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный.
21 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасётся».

22 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете,
23 Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили;
24 но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.
25 Ибо Давид говорит о Нём: «видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался.
26 Оттого возрадовалось сердце моё и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании,
27 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.
28 Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицом Твоим».
29 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня.
30 Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его,
31 Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.
32 Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели.
33 Итак, Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.
34 Ибо Давид не восшёл на небеса; но сам говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,
35 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих».
36 Итак, твёрдо знай, весь дом Израилев, что Бог сделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.
37 Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?
38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа.
39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
40 И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.
41 Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
43 Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.
44 Все же верующие были вместе и имели всё общее.
45 И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого.
46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,
47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.

Деяния Апостолов, 2 глава.

Как можно видеть из текста тема Тибета, Гималаев, Шамбалы вообще не прослеживается в словах ап. Петра. В данном отрывке Писания есть много интересных идей. Для нашего дальнейшего воцерковления важно узнать, как на практике члены ранней Церкви выражали свою веру в спасительную миссию Христа? Давайте обратим внимание на 42-43 стихи:

42 «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
43  Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме».

Здесь говорится, принявшие слово Апостолов крестились и присоединялись к Церкви, то есть к сообществу апостолов. Все эти люди постоянно 1) пребывали в учении апостолов, 2) пребывали в общении друг с другом, 3) пребывали в преломлении Хлеба (в таинстве Евхаристии) 4) находились в молитвах и 5) пребывали в страхе (Божьем). И спасительное действие Святого Духа выражалось в совершении апостолов чудес…

Каждый уровень, который вы будете проходить, состоит из пяти шагов. Первый шаг — это изучение апостольского учения. Второй шаг — это укрепление отношений внутри общины верных. Третий шаг, это исследование учения о Таинствах Церкви и в частности о св. Евхаристии. Четвёртый шаг, это шаг вхождения в правильную молитву. Но вот вопрос, а что такое страх Божий? Что это значит?

«Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его» (Пс. 110:10)

Это означает, что страх Божий это такое проявление веры, которое внешне выражается в исполнении заповедей Господних.
«Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, ТО уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге». (Притчи 2:1-5 )

«… Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца». (Иоанна 14:23-24)

Таким образом, страх Божий, это готовность пойти на какие-то жертвы ради исполнения заповедей Господних.

Вопрос 1. Что такое заповеди Господни?

Ответ: Давайте подумаем о тех законах, которым подчиняется наша жизнь.  Нам известны законы физики, химии, других наук. Их нарушить невозможно. Есть другой тип законов — действующих в государстве, в котором мы живем. Эти законы нарушить можно, но ничего хорошего из этого не получится. Почему? Попробуем разобраться.

Когда человек перебегает железнодорожные пути перед близко идущим поездом или шоссейную дорогу на красный свет, неудивительно, если он останется без рук, без ног, а то и без головы. Если человек попадет под машину и ему ампутируют ногу, кто виноват? Работники ГАИ, которые зачем-то напридумывали разных правил и требуют от нас их соблюдения? Или доктора в больнице, отрезавшие раздробленную ногу человеку, попавшему в дорожно-транспортное происшествие? Наверное, все-таки, виноват тот нерадивый пешеход, который не считал для себя обязательным соблюдать правила дорожного движения.

Представим себе такую ситуацию. Водитель живет в городе, находящемся в ста километрах от Москвы. Правил дорожного движения этот водитель не знает. Сможет ли он доехать до столицы по дороге с плотным потоком машин? Однозначно можно ответить, что он до Москвы не доберется, а окажется в итоге в больнице, на кладбище или в тюрьме.

Другой вариант. Допустим, автоинспектор останавливает водителя за нарушение правил дорожного движения и спрашивает: «Ты знаешь правила?» Водитель отвечает утвердительно. «А ты их читал?» — «Нет!» А как же можно соблюдать правила дорожного движения, если их не читал и не изучал?

А теперь задумаемся. Мы ведь движемся не только по автомобильным дорогам, но и по дорогам жизни. Чтобы на жизненном пути не потеряться, не попасть в катастрофу и не погибнуть, надо тоже соблюдать определенные правила. Это заповеди, которые Бог дал людям более трех тысяч лет назад. Они помогают нам не только в земной жизни, но и сохраняют от погибели в Жизни Вечной.

За полтора тысячелетия до Рождества Христова Господь через пророка Моисея дает людям духовно-нравственные законы. Это, в первую очередь, десять заповедей, данные людям на горе Синай. Они еще не ведут к вершине святости такую цель гораздо позднее поставит перед христианами Евангелие Христово.

Господь объявил вслух десять заповедей всему народу Израильскому: И изрек Бог [к Моисею] все слова сии… (Исх. 20, 1). Все эти десять заповедей были даны Самим Богом в письменном виде на двух каменных досках (скрижалях), исписанных с обеих сторон (см.: Исх. 32, 15).

1. Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20, 2-17).

Даровав евреям свободу от египетского рабства 3,5 тысячи лет назад, показав им Свою милость и могущество, Бог дал им и нравственные законы. Тот, кто исполняет эти законы могли расчитывать на помощь Господа на всём протяжении их земного пути. Эти законы — заповеди — неизменны на все времена и, хотя Иисус Христос и расширил их, они остались действующей мерой оценки поступков людей до сих пор.

На протяжении всей истории Ветхого Завета еврейский народ нарушал заповеди, данные ему Богом. Как следствие, через некоторое время на народ обрушивались различные беды. Это закономерно, и такое происходит как с целыми народами, так и с отдельными людьми. Удивляться здесь нечему: если нарушаются правила, обеспечивающие безопасность, то случается несчастье.

Если вам необходимо перейти через топкое болото, в котором можно погибнуть, нужно осторожно двигаться безопасным путем, границы которого обычно отмечаются вешками. Свернуть с этого пути направо или налево — значит умереть. Пройти опасной дорогой, остаться живым и достичь цели своего путешествия можно, только тщательно следя за метками, — указателями опасности.

Но немало опасностей подстерегает нас и в духовно-нравственной жизни. А здесь роль вешек-указателей выполняют десять заповедей Божиего Закона. Их задача — указать человеку безопасный путь в духовно-нравственной жизни. Нарушение этих заповедей, данных Богом, наносит страшный вред, в первую очередь, самому нарушителю Божиего Закона и является смертным грехом, то есть приводит человека к разрушению отношений с Богом и с людьми, а в итоге — к духовной смерти и вечной погибели.

Вспомним Евангельский рассказ о том, как один молодой человек подошел к Иисусу Христу и спросил: что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Спаситель ответил ему: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19, 16-17). Здесь мы видим, какое значение Бог придает исполнению этих заповедей: их нарушение является препятствием к достижению Вечной Жизни. Более того, Иисус Христос говорит нам: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14, 21).

Исполнение заповедей со стороны человека — это выражение любви к Богу. Десять заповедей, данных Богом на Синае, составляют костяк, духовно-нравственную основу ветхозаветного закона.

Каково же отношение у нас, христиан, к этим десяти заповедям? Насколько они нужны, насколько мы можем руководствоваться ими в нашей жизни, ведь у нас же еще есть и совесть, тоже служащая мерилом правильности наших поступков?

Можно сказать, что совесть является естественным (природным) критерием оценки поступков человека. С одной стороны, если совесть спокойна, человек ощущает мир и покой в душе, то, возможно, он поступает честно и справедливо, а если совесть взбудоражена и на душе «кошки скребут», уже ясно: что-то сделано неправильно. Однако надо помнить, что совесть человека — голос Бога в нем — искажена грехами, то есть то, что кажется нам правильным, может не быть таковым в глазах Божиих. Есть люди и с «прожженной», искалеченной совестью. Поэтому, поскольку только Бог всегда праведен, неизменным и точным критерием оценки жизни христианина является воля Божия, открытая людям.

Сами десять заповедей не ведут к христианскому совершенству и святости. Более того, они не являются заповедями Христовыми, которые указывают путь духовного преображения и возрастания. Определяя их место в христианской жизни, мы можем сказать так: десять заповедей указывают ту линию, ниже которой христианину опускаться недопустимо.

В течение нашей жизни мы закладываем фундамент нашего спасения и вечной жизни. Этим фундаментом и являются десять заповедей Божиих. Это еще не весь дом, но без них спасения нет. Их отсутствие в доме нашего спасения равносильно разрушению фундамента, разорению здания и духовной гибели живущих в нем. Все остальное — Евангелие, Христовы заповеди — духовно выше. Но стоит все это на фундаменте откровения Творца, данного на горе Синай.

Вы, вероятно, уже «созрели» для того, чтобы от теории перейти к практике… И это похвально, ведь Господь сравнивает жизнь «теоретика» в христианстве с домом, который построен на песке. (Мф. 7:25-27) Да, в этом доме есть и чердак и балкон. Однако если пойдут дожди, подуют ветры, то дом развалится. Ведь у него нет фундамента. А фундаментом является ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ того, что мы знаем в теории.

Предлагаем вам подготовиться к исповеди. Вот ссылка на соответствующий раздел:

 

 

Если вы хотите найти код для прохождения I уровня, пройдите несложный тест на усвоение пройденного материала. Для прохождения теста нажмите сюда: