Закон необходим человеку для спасения. Необходим, но не достаточнен. Человеку необходима для спасения живая вера во Христа. А сама эта вера начинается с видения своей греховности и искреннего раскаяния в совершённых грехах:
«Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения: от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния».
«Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос для того, кто сам и разумен, и добродетелен, кто удовлетворен собой, кто признает себя достойным всех наград земных и небесных?» (Свят. Игнатий Брянчанинов)
Это значит, что на путь исцеления и спасения становятся лишь те, которые способны увидеть болезнь своей души, ее неизлечимость собственными силами. Из этого состояния смирения они обращаются к пострадавшему за них истинному Врачу – Христу.
«Начало просвещения души и признак ее здравия заключается в том, когда ум начнет зреть свои согрешения, подобные множеством своим морскому песку». (Преп. Пётр Дамаскин).
Подвиг, не приводящий к видению своей греховности, является лжеподвигом, а духовная жизнь без истинного подвига – лжедуховной.
«Делатель правды человеческой исполнен самомнения, высокоумия, самообольщения… ненавистью и мщением платит тем, которые осмелились бы отворить уста для самого основательного и благонамеренного противоречия его правде; признает себя достойным и предостойным наград, земных и небесных». (Свят. Игнатий Брянчанинов)
Если бы мы могли спасаться добрыми делами, то и Христу не нужно было бы приходить. Ведь люди творили добрые дела и до пришествия Христа.
На самом деле, главная цель исполнения закона — это обнаружение своей греховности, своей беспомощности и неумения исправить свою жизнь без помощи Божией.
«Исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи». (Преп. Симеон Новый Богослов)
Когда же человек осознаёт свою немощь, тогда обращается к Богу всем сердцем и всей душёю и Бог слышит такого человека и принимает его с любовью. Ведь не всякую молитву Господь приемлет. Об этом и Господь говорит в Евангелии:
«Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня». (Мф. 15:7-8.)
В другом месте Писания сказано:
«Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва — мерзость» (Притчи 28:9).
Вопрос 25. Что нужно сделать, чтобы Господь нас принял и благословил?
Господь предлагает нам следующее:
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». (Мф. 11:28-29.)
Вопрос 26. Что означает «взять иго Христово на себя»?
«Иго и бремя Христово – «евангельские заповеди».
Они требуют самоотвержения, и потому названы игом, но освобождают и оживляют душу, наполняют ее неизъяснимым спокойствием и наслаждением и потому названы игом благим и легким. Каждая из них благоухает кротостью и смирением, сообщает эти добродетели исполнителю заповеди.
Навык к исполнению евангельских заповедей соделывает кротость и смирение свойством души. Тогда Божественная благодать вводит в душу духовную кротость и духовное смирение действием превышающего ум мира Христова.» (Свят. Игнатий Брянчанинов)
Вопрос 27. Что об этом утешении во Христе говорят пророки?
Утешение, которое даёт Господь предсказано пророками:
Когда же обратитесь ко Мне и будете хранить заповеди Мои и исполнять их, то хотя бы вы изгнаны были на край неба, и оттуда соберу вас и приведу вас на место, которое избрал Я, чтобы водворить там имя Мое». (Неемия, Неем. 1:9)
***
«Возьмите с собою молитвенные слова и обратитесь к Господу; говорите Ему: «отними всякое беззаконие и прими во благо, и мы принесем жертву уст наших». (Пророк Осия. Ос. 14:3)
***
«Так говорит Господь Саваоф: обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф.» (Пророк Захария, Зах. 1:3)
Вопрос 28. Что означает — обратиться к Богу?
Обращение к Богу означает разворот в жизни человека на 180 градусов. Это коренное изменение мировоззрения и образа жизни человека, когда он отворачивается от греха и обращается ко Христу за спасением.
От идолопоклонства — к поклонению Богу. От самооправдания — к оправданию Христом. От самодеятельности — к подчинению Богу.
Вопрос 29. Когда происходит обращение человека к Богу?
Обращение происходит в тот момент, когда Бог пробуждает в человеке веру и призывает его стать учеником Христа. И если человек откликается на этот Божий призыв, то мы можем сказать, что человек встал на путь обращения.
Несмотря на то, что многие из нас психологически пережили обращение в какой-то момент времени, в реальности обращение к Богу охватывает всю жизнь верующего, ведь оно связано с исправлением всей нашей жизни.
Вопрос 30. Что должно стать итогом обращения человека к Богу?
Итогом обращения человека к Богу должно стать изменение образа жизни человека и вообще полное его перерождение в Святом Духе:
«И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное.
Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять.
И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом». (Пророк Иезекииль, Иез. 36:23-28)
Вопрос 31. Что такое жизнь по вере?
Спасительная вера есть стремление прославить Бога через исполнение Его заповедей. Многие люди хотя и внешне выглядят как верующие люди, но Бог отвергает их. Господь наш Иисус Христос про таких людей говорит следующее:
Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:
«Приближаются ко Мне люди, которые чтут Меня устами своими, сердце же их далеко отстоит от Меня. (Мф. 15:7-8.)
Вообще надо различать религиозных и верующих людей. Можно быть религиозным, но неверующим человеком.
Вопрос 32. Приведите пример религиозного, но неверующего человека.
В Св. Писании есть история о том, как Бог отверг царя израильского Саула:
“И было слово Господа к Самуилу такое: жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь.
И встал Самуил рано утром и пошел навстречу Саулу. И известили Самуила, что Саул ходил на Кармил и там поставил себе памятник, и сошел в Галгал.
Когда пришел Самуил к Саулу, то Саул сказал ему: «Благословен ты у Господа;
я исполнил слово Господа.И сказал Самуил: а что это за блеяние овец в ушах моих и мычание волов, которое
я слышу? И сказал Саул: привели их от Амалика, так как народ пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу, Богу твоему; прочее же мы истребили.
И сказал Самуил Саулу: подожди, я скажу тебе, что сказал мне Господь ночью.
И сказал ему Саул: говори. И сказал Самуил: не малым ли ты был в глазах твоих, когда сделался главою колен Израилевых, и Господь помазал тебя царем над Израилем? И послал тебя Господь в путь, сказав: «иди и предай заклятию нечестивых Амаликитян и воюй против них, доколе не уничтожишь их». Зачем же ты не послушал гласа Господа и бросился на добычу, и сделал зло пред очами Господа?И сказал Саул Самуилу: я послушал гласа Господа и пошел в путь, куда послал меня Господь, и привел Агага, царя Амаликитского, а Амалика истребил; народ же из добычи, из овец и волов, взял лучшее из заклятого, для жертвоприношения Господу, Богу твоему, в Галгале.
И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление — то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем”. (1Цар. 15:10-23)
Как мы видим, Бог отверг царя Саула за непослушание. Саул формально оставался религиозным человеком, который руководствовался повелением пророка. Однако Саул решил имел свои виды и выгоды на захваченную собственность Агага. Корыстный мотив царя оказался альтернативой живой вере. Бог перестал быть для него целью, но стал средством. А целью стало собственное величие и богатство:
«Ошибка — когда Бог становится не целью, а средством для жизни. К сожалению, большинству людей Христос не нужен.
Нужно людям, чтобы у них было всё хорошо; а Бог должен быть средством для этого. Нужно, чтобы семья не распалась — пойти в церковь повенчаться.
Нужно, чтобы дети не болели — крестить, причастить. Нужно, чтобы не сглазили, порчу не навели — песочек с могилки популярной подвижницы принести, в уголочках посыпать. Сын пьет — акафист Неупиваемой Чаше прочитать.
Муж бьет — в паломничество съездить. Мы видим, что труд направляется не на то, чтобы быть с Богом и жить жизнью Святого Духа, а на то, чтобы получить что-то от Бога.
Бог выступает как гарант нашей благополучной жизни. Сыне, даждь Ми сердце твое,- говорит Христос, — а все прочее Я Сам приложу тебе, ибо в сердце человеческом может вмещаться царствие Божие.
Господь заповедует ученикам Своим: ищите прежде царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам». (Свт. Иероним Эгинский)
Какую молитву слышит Господь?
Для того, чтобы вернуться в чат-бот – постучись в дверь ниже:
***