Урок 3.3. 10 ошибок благовестия. (Уровень 2.)

Сайт Школы Крёстных Нянь Калининградской митрополии

1. Ошибка думать «спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи».

Во-первых, никто не может спасти себя сам. Именно поэтому к людям пришёл Спаситель – Иисус Христос.

Во-вторых, это указание предлагает человеку заняться проповедью только после того, как человек сам спасётся. Если бы апостолы следовали этой логике, они никогда не вышли бы на проповедь. Ведь при жизни никто из них не мог бы сказать, что гарантия спасения лежит у него в кармане.  Если мы и спасённые, то только в надежде, то есть мы надеемся на то, что Бог нас спасёт.

2. Ошибка думать, что слова «спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи» принадлежат преп. Серафиму Саровскому.

На самом деле эта фраза – апокриф, ведь преп. Серафим никогда этого не говорил. Преп. Серафим говорил: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи.»

Стяжание мирного духа находится в зоне наших возможностей, а вот спасение не находится, ведь спасает нас Господь по своей великой милости.

3. Ошибка думать, что можно спастись, не делая ничего для спасения ближнего своего.

«Спастись невозможно тому, кто ничего не делает для спасения ближнего своего, а посему самое главное внимание христианина должно быть обращено на спасение душ наших ближних». Преп. Симеон Псково-Печерский.


«Никто не может успеть в деле собственного спасения без спасения своего ближнего. Потому и Павел говорит: «никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1Кор.10:24), зная, что собственная выгода заключается в пользе ближнего». Свт. Иоанн Златоуст.


4. Ошибка думать, что причиной миссии должно быть специальное назначение миссионера кем-то из иерархов Церкви.

Главная причина миссии — это благодарность Богу, соединённая со смирением.

«Ты спросишь, как знать Бога, а я говорю, что мы видели Господа Духом Святым. И если ты смиришь себя, то тебе Дух Святой покажет Господа нашего и ты тоже захочешь кричать о Нём по всей земле». (Преп. Силуан Афонский)


5. Ошибка думать, что духовное невежество — это что-то безобидное.

 «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих». ( Ос. 4:6)

Поэтому Господь и посылает к людям своих избранников, чтобы каждый мог узнать об условиях достижения спасения и вечной жизни с Богом в Его Небесном Царстве.

6. Ошибка думать, что, живя в миру, спастись невозможно, поэтому и благовестие здесь бесполезно.


«Спастись можно и в миру, но высшее совершенство достигается в монастырях… И в миру много путей, которые ведут к Богу. Святое это дело, несомненно, — спасая других, и самому спасаться». (Преп. Варсонофий Оптинский) Преп Варсонофий Оптинский. Духовные беседы. Келейные записки. Оптина пустынь 2017. С. 139.)


Из слов св. Варсонофия видно, что есть два пути спасения. Более совершенным путём является монашество. Другой путь – это спасение в миру. Обратите внимание на то, за счёт чего достигается спасение в миру: «Святое это дело, несомненно, — спасая других, и самому спасаться». То есть спасение в миру достигается через спасение других. Это значит, что, если ты не монах, значит ты — миссионер.

  Впрочем, в истории Церкви монахи тоже проявили себя как очень хорошие миссионеры.

7. Ошибка думать, что это не моё дело — проповедовать Православие.


«Дело Православия есть дело всякого право верующего: всякий сын Церкви должен не только сохранять православное вероучение во всей чистоте, но и заботиться, чтобы вера православная распространялась среди неверующих и неправо-верующих. Поэтому на всех верующих лежит обязанность содействовать этому возможными для них средствами». (Св. Макарий Алтайский Слова и беседы. С. 209.)


«Итак мы, соревнуя Павлу, будем назидать, если не весь мир, не целые города и народы, то, по крайней мере, каждый – собственный свой дом, свою жену, своих детей, друзей, соседей.
И никто пусть не говорит мне: я неискусен и несведущ.  Нет никого более неученого, чем Петр, и более неискусного, чем Павел.
Он и сам признается в этом и не стыдясь, говорит: «аще бо и невежда словом, но не разумом» (2Кор 11.6).  Однако невежда Павел и неученый Петр победили тысячи философов, заставили молчать бесчисленных ораторов, совершивши все это собственным усердием и благодатью Божиею.
Какое же оправдание найдем для себя мы, когда оказываемся не в состоянии научить и двадцать человек и быть полезными для живущих вместе с вами?
Это пустой предлог и пустая отговорка.
Не малоученость, не малообразованность, но леность и сон препятствуют нам учить.
Потому, отрясши этот сон, со всем прилежанием позаботимся о собственных членах, чтобы, наставляя ближних своих страху Божию, мы и здесь насладились полным спокойствием, и так сделались участниками бесчисленных благ, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым слава Отцу и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». (Свят. Иоанн Златоуст. Беседы на послание Римлянам, предисловие.)


Видите? Каждый сын Церкви не только сам должен сохранять Православное вероучение во всей чистоте, но заботиться о распространении своей веры. Тем не менее в наши дни сильно убеждение, что миссия – это дело исключительно священников. Это тоже суеверие.

8. Ошибка думать, что дело благовестия, это дело одних лишь священников.


 «Итак, когда ты увидишь кого-нибудь, нуждающегося в душевном или телесном врачевании, то не говори себе: почему такой-то или такой-то не позаботился о нем? или: я мирянин, у меня жена и дети; это дело священников, дело монахов. Скажи мне: если ты найдешь где-нибудь золотую монету, разве ты говоришь: почему такой-то или такой-то не поднял ее? Отнюдь нет; напротив, спешишь раньше других схватить ее. Так рассуждай и о павших братьях, и считай попечение о них как бы найденным сокровищем. «Изводящий, – говорится, – драгоценное из ничтожного… будет как Мои уста» (Иер.15:19). (Свт. Иоанн Златоуст)


«И нам нужно всем не только пастырям, но и всем верующим христианам говорить немолчно о святой вере нашей и жизни христианской всем неверующим и развращённым». (Священномученник Онуфрий Гагалюк)


9. Ошибка думать, что если я не умею красиво говорить, я свободен от дела благовестия.

Да, красиво и убедительно говорить не всем дано…

«Вам кажется, что не имеете призвания учить и не можете говорить с должной силой убеждения об этом великом предмете (религии). Как мать чадолюбивая, сами передавайте сведения об этих предметах вашим детям, как умеете. Вас в этом заменить никто не может… другие не знают ваших детей и их душевное расположение и потребности: и при этом слова матери более могут действовать на них, нежели слова постороннего человека. Наставления других действуют на ум, а наставления матери – на сердце». (Прп. Амвросий Оптинский)

Из слов св. Амвросия Оптинского видно, что родители — это Богом избранные миссионеры и благовестники для своих детей. Тоже самое можно сказать и про крёстных родителей. Быть миссионерами и проповедниками для своих крестников — это их прямая обязанность.

Значение благовестия можно сравнить со значением мученичества. Действительно не все христиане становятся в буквальном смысле мучениками, тем не менее всем христианам дана заповедь:


«Блаженны вы, когда вас гонят и неправедно злословят ради Меня, велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:11-12)


Тот, кто избежал пыток и умервщления должен позаботиться о тех, кто не избежал. Тогда Бог признаёт подвиг и того и другого. Эта же логика действует в отношении миссии.

10. Ошибка думать, что дело благовестия, это дело исключительно устной проповеди.

Если не можешь быть ловцом человеков, то лови рыбу для питания ловцов человеков».

Святой Макарий Алтайский считает полезным… 


«…Чтобы в деле миссионерского служения принимали участие лица всякого звания, пола и состояния, и в миссии, как при нём, так и впоследствии, наравне с юношами – сотрудниками его, служили и старец благочестивый, занимавшийся домохозяйством миссии, и старица, ухаживавшая за больными, и образованная девица, обучавшая детей грамоте и готовившая лиц женского пола ко крещению, рядом с женатым священником служил иночествующий иерей. Всем было своё место и своё дело. Если не можешь быть ловцом человеков, говорил о. Макарий, то лови рыбу для питания ловцов человеков». (Цит. по книге свящ. Георгия Максимова «Святоотеческое понимание миссии»)


Если не можешь быть ловцом человеков, то хотя бы молись об успехе духовной ловли. Этого достаточно, чтоб стать миссионером.


 «Смотри на них [на неверующих ] с жалостью, как на странников, ограбленных в дороге разбойниками. Сострадай им, как сострадаешь нищим и бездомным. И молись Богу за них. И станешь миссионером. Пусть твоим первым миссионерским правилом будет молитва за отпавших от веры». Св. Николай Сербский.  Миссионерские письма // Творения. М., 2010. Т. 3. С. 12.

11. Ошибка думать, что суть благовестия — это правильное изложение догматов веры.

Истинный благовестник делится прежде всего своей любовью и заботой. Догматы веры важны, но без любви они не имеют особого значения.

Церковь – это прекращение одиночества. Чтобы жить в Церкви, нужно идти к людям, надо стоять с ними в тесноте храма, надо пить Божественные Тайны из одной чаши.<…> Церковь начинается там, где, по слову Христову, «двое или трое собраны во имя Его». Не там, где «один», потому что любовь начинается только там, где «двое или трое». «Двое или трое» – это первичная клетка любви, а Церковь начинается там, где преодолевается самость, обособленность, где начинается любовь. Можно и нужно говорить о значении для Церкви иерархии или о роли её в истории вселенских соборов. Но когда забываются слова Христовы о «двух или трёх», тогда забывается любовь как первоисточник Церкви, соборов и догматов; тогда все остальные слова теряют свою силу, становятся никому не нужным «бряцающим кимвалом». И тогда лучше бы их совсем не знать. (Сергей Фудель «Записки о литургии и Церкви».)

Без миссии мы все одиноки, мы голодаем по доброте, жаждем чувства любви. И ничто не может наполнить нашу душу кроме Духа, который покрывает и утешает двоих или троих, собранных во имя Иисуса Христа.

12. Ошибка думать, что участие в деле благовестия никак не влияет на моё собственное спасение.

Удивительное дело, Православная Церковь никогда не рукополагает, не постригает, не посвящает миссионеров. Почему так? – Это происходит именно потому, что всякий христианин посвящается в миссионеры через таинства крещения и миропомазания.

Участие в деле благовестия является условием спасения:

«Исповедание Христа «пред людьми» (см. Мф. 10.32) есть необходимое, спасительное дело для истинного ученика Христова. Тот, кто только верует в сердце и таит свою веру, не угоден Господу. Почему же так? Удивляются некоторые… Разве Богом не признается одна вера, без слов, без  свидетельства перед людьми? Когда ап. Павел объясняет соотношение между верой и исповеданием ее, говорит: «Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению ( Рим. 10.10), то есть сердечная вера приводит к праведности, а  устное исповедание ее ведет ко спасению. Для праведности нужна сердечная вера, а для спасения нужно больше праведности, необходимо ещё и устное исповедание… »  (Св. митр. Серафим (Чичагов). Твердость духа. М. 2016. Изд. Летопись. С. 19- 21.


Теперь мы знаем, что благовестие – жизненно необходимо верующему человеку. Возникает вопрос: с чего начать? Ответ мы находим у св. Филарета, митр. Московского. Он говорит, что мы должны быть учениками Христа, а это значит что, нам нужно постоянно вникать в христианское учение, опытно познавая его силу и славу:


«Никому не позволено в христианстве быть вовсе неученым и оставаться невеждой. Сам Господь не нарек ли Себя Учителем и Своих последователей — учениками? Неужели это праздные имена, ничего не значащие? И зачем послал Господь в мир апостолов? Прежде всего учить все народы: Шедше, научите вся языки (ср.: Мф. 28, 19). Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа — не для тебя посланы апостолы — ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства; я не знаю, что ты такое и что с тобой будет».
Святитиль Филарет, Митрополит Московский. Слова и речи: В 5 т. Т. 4. М., 1882. С. 44.


Где и как можно найти духовника?


***

Вопросы для самопроверки.