41. Манна с небес.
Стан израильский продолжал свой путь, и Господь вел его.
Когда они пришли в пустыню Син, то все стали роптать на Моисея и Аарона, говоря, что в Египте им было лучше, так как в пустыне им нечего есть. Моисей сказал народу:
«…Господь услышал ропот ваш, который вы подняли против Него. А мы что? — Не на нас ропот ваш, но на Господа».
Затем Господь сказал Моисею:
«Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: «Вечером вы будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом, и узнаете, что Я — Господь, Бог ваш».
Вечером прилетели перепелы и покрыли весь стан, так что народ смог приготовить себе различные кушанья из их вкусного мяса.
Утром же все увидели росу вокруг стана. Когда роса испарилась, то на поверхности пустыни осталась крупа, похожая на иней. Это был небесный хлеб от Господа для всего народа. Израильтяне назвали этот хлеб «манной».
Вкус ее был как лепешка с медом. Господь повелел собирать манны столько, сколько было необходимо на один день.
Если же кто-нибудь собирал больше, то остаток за ночь пропадал. В пятницу же Бог велел собирать на два дня, так как суббота была днем покоя, установленным Господом и в этот день никто ничего не делал.
И только в пятницу собранная на два дня манна не пропадала.
Читайте более подробно: Исход 16:1-31.
42. Моисей добывает воду из воды
И вот израильтяне пришли в место Рефидим и оказалось, что там нет воды для питья. Народ начал укорять Моисея, говоря:
«Дайте нам воды пить».
Моисей ответил им:
«Что вы укоряете меня? Что искушаете Господа?»
И стал он молиться, чтобы Бог помог ему.
Тогда Господь повелел ему ударить по скале. Моисей поступил так, как сказал ему Бог, и вода потекла из скалы, и весь народ утолил жажду.
Моисей назвал то место «Масса и Мерива», что в переводе означает «искушение и укорение», так как там израильтяне укоряли и искушали Господа, говоря:
«Есть ли Господь среди нас, или нет?»
Вот уже несколько раз за время путешествия по пустыне народ израильский роптал на Господа и укорял Его. На очень короткое время Господь допускал трудности на израильтян, испытывая их веру, и они сразу начинали сомневаться в присутствии Бога.
Ропот — это грех. Господь никогда не посылает испытаний сверх сил, но всегда ободряет нас, утешает и помогает расти и укрепляться нашей вере и доверию к Нему.
Читайте более подробно: Исход 17:1-7.
43. Декалог. 10 заповедей Моисея.
Моисей был очень кротким человеком.
Он был избранным сосудом Божиим, верным и послушным Ему. Поэтому Господь говорил к народу через Моисея.
Однажды, когда израильский народ расположился станом возле горы Синай, Моисей взошел на гору. Там Господь дал ему каменные скрижали.
На них были написаны десять заповедей, которые должен был соблюдать народ:
2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
3 Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
8 Помни день субботний, чтобы святить его;
9 шесть дней работай и делай всякие дела твои,
10 а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих;
11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
12 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
13 Не убивай.
14 Не прелюбодействуй.
15 Не кради.
16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Читайте более подробно: Исход 20.
44. Золотой телец
Господь долго говорил с Моисеем на горе.
Народ, видя, что Моисей долго не появляется, пришел к Аарону и сказал:
«Сделай нам бога, который бы шел перед нами, потому что не знаем, что случилось с Моисеем, который вывел нас из Египта».
Тогда Аарон сказал им:
«Выньте золотые серьги из ушей ваших и принесите ко мне».
Они принесли ему серьги, а Аарон взял их и сделал из них литого тельца и обделал его резцом. Израильтяне увидели тельца и воскликнули:
«Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из Египта!»
На следующий день они встали рано и принесли жертвы тельцу, называя его своим господом. Затем народ сел есть и пить, а потом стал играть.
Господь же сказал Моисею на горе:
«Поспеши сойти, ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им…»
Бог хотел истребить этот жестокий и буйный народ, изо Моисей стал умолять Его, говоря:
«Да не воспламенится, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, чтобы египтяне не говорили: «На погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли». Отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего…»
И услышал Господь эту просьбу и отменил то, что хотел сделать. Моисей же сам воспламенился гневом и разбил каменные скрижали, бросив их на землю. Потом он взял золотого тельца, сжег его в огне, стер в прах и рассыпал по воде.
Эта история говорит нам, чтобы мы никогда не забывали живого, всемогущего Бога, Его многочисленных чудес и милостей и не создавали себе кумиров.
Читайте более подробно: Исход 32:1-20.
45. Скиния собрания
Вскоре Моисей поставил шатер вдали от стана израильского и назвал его скинией собрания. Каждый, ищущий Господа, приходил сюда.
Исход 33:8–11
8 И когда Моисей выходил к скинии, весь народ вставал, и становился каждый у входа в свой шатер и смотрел вслед Моисею, доколе он не входил в скинию.
9 Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и Господь говорил с Моисеем.
10 И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой.
11 И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим; и он возвращался в стан; а служитель его Иисус, сын Навин, юноша, не отлучался от скинии.
46. Жертвы перед постройкой святилища.
Однажды Господь через Моисея повелел Своему народу построить другую скинию, куда народ мог бы приносить жертвы Богу, и где присутствие Его было бы постоянным.
«И сказал Моисей всему обществу сынов Израилевых: «Вот что заповедал Господь: Сделайте от себя приношения Господу; каждый по усердию пусть принесет приношение Господу, — золото, серебро, медь, шерсть голубого, пурпурового и червленого цвета, и виссон, и козью шерсть, кожи бараньи красные, и кожи синие, и дерево ситтим, и елей для светильника, и ароматы для елея помазания и для благовонных курений. Камень оникс и камни вставные для ефода и наперсника. И всякий из вас мудрый сердцем пусть придет и сделает все, что повелел Господь.»
И пошло все общество сынов Израилевых от Моисея. И приходили все, кого влекло к тому сердце, и все, кого располагал тому дух, и приносили приношения Господу для устроения скинии собрания и для всех потребностей ее, и для священных одежд.
И приходили мужья с женами, и все по расположению сердца приносили кольца, серьги, перстни и привески, всякие золотые вещи, каждый, кто только хотел приносить золото Господу. И каждый, у кого была шерсть голубого, пурпурового и червленого цвета, виссон и козья шерсть, кожи бараньи красные и кожи синие, — приносили их.
И каждый, кто жертвовал серебро или медь, приносил это в дар Господу; и каждый, у кого было дерево ситтим, приносил его на всякую потребность для скинии.
Господь любит добровольно дающих. Он щедро благословляет того, кто от всего сердца и из любви к Нему жертвует на Его дело.
Читайте более подробно: Исход 35:4-29.
47. Освящение новой скинии.
Вокруг скинии находился двор, длинною приблизительно в 50 м и шириною в 25 м.
Двор был окружен завесами, висевшими на столбах, обложенных медью. Сама же скиния имела форму прямоугольника, приблизительно 15 м длиной, 5 м шириной и 5 м вышиной.
Вход был с восточной стороны. Внутри скинии было два отделения.
Первое помещение, называемое «Святилище», было больше размером, и в нем находился золотой жертвенник куревия. Возле жертвенника стоял золотой стол, на котором лежали двенадцать хлебов.
Эти хлебы назывались «хлебами предложения» или священными хлебами. В этом же помещении находился золотой светильник с семью лампадами.
Второе, внутреннее помещение, отделилось от первого завесой.
Там находился золотой «ковчег завета» (или ковчег откровения), т.е. сундук с изображением двух золотых ангелов. В нем хранились скрижали завета, на которых было написано десять заповедей. Все второе помещение наполнила слава и присутствие Божие и поэтому оно называлось «Святое святых».
В «Святилище» позволялось входить только священникам а в «Святое-святых» только первосвященнику один раз в год.
Когда новую скинию собрания построили, Моисей освятил ее и священников, которые должны были служить в ней.
После этого облако покрыло всю скинию собрания и слава Божия наполнила ее. В ночное время облако горело в скинии огнем, а днем стояло над ней. Иногда облако поднималось высоко над скинией.
Это был знак от Бога. И по этому знаку народ отправлялся в путь в ту прекрасную землю Ханаанскую, куда Господь вел их из Египта. Скиния называется в Библии также «скинией откровения» и «скинией собрания», так как народ собирался вокруг нее для богослужения.
Читайте более подробно: Исход 40:17-38.
48. Соглядатаи в Ханаане.
Наконец израильтяне приблизились к Ханаанской земле.
Они расположились в пустыне Фаран. Оттуда Моисей послал в ту землю двенадцать главных мужей из стана, сказав им:
«Пойдите в эту южную страну… и осмотрите землю, какова она, и народ, живущий на ней, силен ли, или слаб… И какова земля, на которой он живет… И каковы города, в которых он живет… Будьте смелы и возьмите от плодов земли».
Двенадцать соглядатаев (разведчиков) отправились в путь.
Сорок дней они осматривали землю Ханаанскую. Они нашли там чудные сады, луга и поля и встретили большие укрепленные города.
Вернувшись назад, они принесли с собой гранаты, смоквы и другие фрукты, а также кисть винограда, которая была такой большой, что двое ее несли на палке.
Разведчики рассказали о той чудной стране, где «течет молоко и мед», и сообщили, что народ там очень сильный и живет в больших укрепленных городах.
«Не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас»,
— говорили они.
Соглядатаи распускали недобрую молву и вселяли страх в народ, забыв, что Бог обещал помочь им.
Только два соглядатая, Иисус Навин и Халев, были верны Господу и не хотели устрашать народ. Халев говорил:
«Пойдем и завладеем этой землею, потому что мы можем одолеть ее».
Однако народ не хотел слушать их. Все подняли плач и стали упрекать Моисея и Аарона за то, что они вывели их из Египта.
Потом они сказали друг другу:
«Поставим себе начальника и возвратимся в Египет».
А Иисус Навин и Халев разодрали свои одежды и сказали:
«Если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам се — эту землю, в которой течет молоко и мед. Только против Господа не восставайте, и не бойтесь народа земли сей, ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало: а с нами Господь, не бойтесь их».
Моисей и Аарон, услышав мятежные слова народа, опечалились и пали на лица свои. Им было больно видеть упрямство и неверие народа. Тогда Господь сказал Моисею:
«Доколе будет раздражать Меня народ сей? И доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его?»
Затем Господь сказал, что готов истребить их и произвести новый народ от самого Моисея, но Моисей умолил Его простить великий грех народа.
Бог ради Моисея вновь простил мятежный народ, но в наказание сказал, что только их потомки войдут и будут жить в обетованной Ханаанской земле.
Также Иисус Навин и Халев войдут в нее за их веру Господу.
Читайте более подробно: Числа 13:1-34; 14:1-30.
49. Наказание Корея, Дафана и Авирона.
Господь повелел всему израильскому народу слушаться Моисея и поступать так, как он говорит им, потому что его избрал Сам Бог и поставил мудрым руководителем народа.
Но однажды в израильском стане произошло восстание. Двести пятьдесят человек, которых возглавили Корей, Дафан и Авирон, поднялись против Моисея.
Они не желали больше слушать его и упрекали его за то, что он ставит себя выше других.
Услышав это, Моисей призвал весь народ израильский и по указанию Господа повелел им отойти от шатров Корея, Дафана и Авирона и не прикасаться к их вещам.
Затем Моисей сказал:
«Из сего узнаете, что Господь послал меня делать все дела эти, а не по своему произволу я делаю это:
Если они умрут, как умирают все люди, и постигнет их такое наказание, какое постигает всех людей, то не Господь послал меня; а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзнет уста свои и поглотит их и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди эти презрели Господа».
«Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними. И разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество. И сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества.
И все израильтяне, которые были вокруг их, побежали при их вопле, дабы, говорили они, и нас не поглотила земля».
А остальных двести пятьдесят человек, восставших с ними, поразил огонь с неба, и они умерли. Так Бог показал всем, как ужасно восставать против Его воли.
Читайте более подробно: Числа 16:1-3, 23-35.
50. Медный змей
Продолжая путь по пустыне, народ снова начал малодушествовать и роптать на Бога и против Моисея:
«Зачем вывели вы нас из Египта, чтобы умереть нам в пустыне? Ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища».
За этот ропот Господь послал на народ ядовитых змей, которые жалили людей, и они умирали. Тогда многие пришли к Моисею и сказали:
«Согрешили мы, когда говорили против Господа и против тебя. Помолись Господу, чтобы Он удалил от нас змеев».
Моисей стал молиться о народе, и Господь ответил ему:
«Сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив».
Моисей сделал большого медного змея и выставил его перед всеми. Когда ужаленный змеей человек смотрел на медного змея, то он не умирал.
Как важно верить всему тому, что говорит Господь!
нам кажется, что невозможно получить исцеление от укуса змеи, только посмотрев на искусственного змея, но когда Сам Бог говорит об этом, это значит, что Он указывает нам единственный путь к спасению. Это был пример для нас.
От укуса и жала греха мы также можем избавиться, взглянув на распятого за нас Иисуса Христа и приняв Его в наше сердце.
Читайте более подробно: Числа 21:4-9.
51. Пророк Валаам и ангел.
Моавитяне были врагами израильского народа и очень желали ему зла.
Однажды они попросили пророка Божьего Валаама прийти к ним и проклясть народ Божий. Но Господь сказал пророку:
«Не ходи с ними и не проклинай народа сего, ибо он благословен».
Однако, Валаам не послушался Господа и пошел к моавитянам.
Гнев Божий воспылал на него за то, что он пошел, и ангел от Господа стал на дороге, чтобы воспрепятствовать ему.
Валаам ехал на своей ослице, и с ним было двое слуг. Вдруг ослица увидела ангела, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и свернула с дороги в поле.
Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить ее. Но она вновь, увидев ангела, сошла с дороги, потом села, а пророк опять начал бить ее.
Тогда Господь открыл уста ослицы и она сказала человеческим голосом:
«Что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?» Господь открыл глаза Валааму, и он тоже увидел ангела с мечом. Валаам преклонился и упал ниц. Ангел сказал ему: «За что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать тебе, потому что путь твой не прав предо Мною». Валаам ответил ангелу: «Согрешил я, ибо не знал, что Ты стоишь против меня на дороге. Итак, если это неприятно в очах Твоих, то я возвращусь». Ангел сказал ему: «Пойди с людьми сими, только говори то, что Я буду говорить тебе». Моавитяне, увидев идущего к ним Валаама, сказали ему: «Прокляни… изреки зло на Израиля». Но Валаам ответил: «Как прокляну я? Бог не проклинает его. Как изреку зло? Господь не изрекает на него зла».
И Валаам дважды благословил Израиль вместо того, чтобы проклясть.
Читайте более подробно: Числа 22:3-35; 23:7-20.
52. Иисус Навин преемник Моисея
Моисей очень состарился, и Бог сказал ему, что он скоро умрет.
Но перед смертью Моисей помолился, чтобы Господь поставил ему преемника для управления народом Божиим, чтобы они не были как овцы, не имеющие пастыря.
Тогда Господь сказал ему:
«Возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух (Божий), и возложи на него руку твою, и поставь его перед Елеазаром священником и перед всем обществом, и дай ему наставление перед глазами их, и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его все общество сынов Израилевых. И будет он обращаться к Елеазару священнику, и спрашивать его о решении, посредством урима пред Господом; и по его слову должны входить он и все сыны Израилевы с ним, и все общество».
Моисей сделал так, как повелел ему Господь.
Вы наверное помните рассказ «Соглядатаи в Ханаане». Иисус Навин был одним из тех двух соглядатаев, которые верили, что Бог поможет израильскому народу войти в Ханаан. Они ободряли народ, говоря: «С нами Господь, не бойтесь их!»
Со дня этого события прошло много времени. Сорок лет путешествовали израильтяне по пустыне. За это время все взрослые, вышедшие из Египта, умерли и не увидели обетованной земли Ханаан. Все случилось так, как сказал Бог:
«В пустыне сей падут тела ваши, и все вы… от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня, не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина. Детей ваших, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, Я введу туда, и они узнают землю, которую вы презрели… По числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною».
Читайте более подробно: Числа 14:29-31, 34-35; 27:18-23.
53. Смерть Моисея.
И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, и всю землю Неффалимову, и всю землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора.
И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: «Семени твоему дам ее». Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь.
И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню. И погребен на долине в земле Моавитской против Веффегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня. Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась.
И оплакивали Моисея сыны Израилевы на равнинах Моавитских тридцать дней. И прошли дни плача и сетования о Моисее…
И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его, и над всею землею его, и по руке сильной, и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля…
И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы, и делали так, как повелел Господь Моисею.
Читайте более подробно: Второзаконие 34.
54. Раав скрывает лазутчиков.
После смерти Моисея Господь сказал Иисусу Навину:
«Моисей, раб Мой, умер; Итак, ты встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею… Никто не устоит перед тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою; не отступлю от тебя и не оставлю тебя… Только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо, ни налево, чтобы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих».
Все ближе и ближе подходили израильтяне к земле Ханаанской, и вскоре им предстояло вступить в борьбу с ее нечестивыми жителями. Уже показались стены большого укрепленного города Иерихона.
Иисус Навин послал двух израильтян в этот город в разведку. Придя туда, соглядатаи, т.е. лазутчики, остановились ночевать в доме женщины, по имени Раав. Кто-то сообщил иерихонскому царю, что в город пришли лазутчики из израильского стана и остановились в доме Раав, и царь приказал слугам пойти и взять их.
Но Раав слышала о чудесах, которые сотворил Бог для израильтян, и верила, что Господь даст им Иерихон, так как он лежит в обетованной земле.
Поэтому, с верою в Бога, она укрыла пришедших соглядатаев, а царским слугам сказала, что они вечером ушли от нее.
Тогда слуги погнались за ними по дороге, ведущей из Иерихона к Иордану. Когда же наступила ночь, Раав спустила израильтян по веревке через окно своего дома, находящегося в городской стене.
Она велела им идти на гору и скрываться там три дня, чтобы не встретить слуг, которые погнались за ними.
Читайте более подробно: Иисус Навин 1:1-7; 2:1-16.
55. Переход народа через Иордан.
На пути к Иерихону израильскому народу предстояло перейти через реку Иордан.
Иисус Навин сказал людям, что Бог обещает им безопасный переход через реку и победу над семью ханаанскими народами.
«Тогда Господь сказал Иисусу: в сей день Я начну прославлять тебя пред очами всех сынов Израиля, дабы они узнали, что, как Я был с Моисеем, так буду и с тобою; а ты дай повеление священникам, несущим ковчег завета, и скажи: как только войдете в воды Иордана, остановитесь в Иордане…»
И сказал Иисус: из сего узнаете, что среди вас есть Бог живой, который прогонит от вас Хананеев, и Хеттеев, и Евеев, и Ферезеев, и Гергесеев, и Амореев, и Иевусеев: вот, ковчег завета Господа всей земли пойдет пред вами чрез Иордан…
И как только стопы ног священников, несущих ковчег Господа, Владыки всей земли, ступят в воду Иордана, вода Иорданская иссякнет, текущая же сверху вода остановится стеною…
Лишь только несущие ковчег вошли в Иордан, и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана (Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы), вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла».
Тогда весь израильский народ стал переходить Иордан по сухому дну. Во время их перехода священники стояли посередине иссохшей реки, держа на руках ковчег завета.
С того места, где они стояли, Иисус Навин велел двенадцати человекам взять двенадцать камней в память об этом чуде. Когда весь народ перешел Иордан, Господь сказал Иисусу Навину:
«Прикажи священникам, несущим ковчег откровения, выйти из Иорданна».
Священники вышли из реки, и вода вновь потекла по своему руслу.
Двенадцать камней, взятых из Иордана, Иисус Навин поставил в месте, называемом Галгал.
Читайте более подробно: Иисус Навин 3:7-17; 4.
56. Взятие Иерихона.
Когда израильтяне подошли к Иерихону, иерихонский царь приказал запереть все ворота города. Но Господь сказал Иисусу Навину:
«…Вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, и находящихся в нем людей сильных. Пойдите вокруг города все, способные к войне, и обходите город однажды в день; и это делай шесть дней. И семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами. Когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом; и стена города обрушится до своего основания, и весь народ войдет в город…»
Вооруженные же шли впереди священников, которые трубили трубами; а идущие позади следовали за ковчегом, во время шествия трубя трубами.
Народу же Иисус дал повеление и сказал: не восклицайте и не давайте слышать голоса вашего, и чтобы слово не выходило из уст ваших до того дня, доколе я не скажу вам: «воскликните!» и тогда воскликните.
Таким образом ковчег завета Господня пошел вокруг города, и обошел однажды; и пришли в стан, и ночевали в стане…
Таким образом и на другой день обошли вокруг города однажды, и возвратились в стан. И делали это шесть дней… Когда в седьмой день… на седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу:
«Воскликните, ибо Господь предал вам город!…»
Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом; и обрушилась стена города до своего основания, и народ пошел в город, каждый со своей стороны, и взяли город».
Двое соглядатаев, которые приходили раньше на разведку в Иерихон, обещали спасти Раав и ее родственников за то, что она укрыла их от преследователей. Они велели ей во время взятия Иерихона привязать красную веревку к окну. Раав сделала это, и они спасли ее вместе со всеми родными.
После этого город Иерихон был сожжен.
Читайте более подробно: Иисус Навин 6:1-24.
57. Сражение с Аморреями.
Однажды произошла большая битва израильтян с их врагами аморреями.
«И сказал Господь Иисусу: не бойся их, ибо Я предал их в руки твои: никто из них не устоит пред лицем твоим. И пришел на них Иисус внезапно, потому что всю ночь шел он из Галгала. Господь привел их в смятение при виде Израильтян, и они поразили их в Гаваоне сильным поражением, и преследовали их по дороге к возвышенности Вефорона, и поражали их до Азека и до Македа».
Но случилось так, что сражение затянулось. Иисус Навин помолился Господу, чтобы солнце не зашло, и чтобы продлился день. Он сказал перед израильтянами:
«Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Авилонскою!»
Бог услышал его просьбу. «И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим… Стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день!»
Не было подобного дня ни прежде, ни после него, когда Господь так слышал и отвечал на просьбу человеческую. Ибо в тот день Сам Бог сражался за Свой народ. После окончания битвы войско Иисуса Навина возвратилось в свой стан, одержав победу.
Бог сказал Иисусу Навину слова, которые Он также говорит каждому, верующему в Него:
«Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся: ибо с тобою Господь, Бог твой, везде, куда ни пойдешь».
Читайте более подробно: Иисус Навин 10:6-15; 1:9.
58. Судьи Израиля.
Прежде, до прихода израильтян из Египта в Ханаан, там жили разные языческие народы: хеттеи, гергесеи, аморреи, хананеи, ферезеи, евеи и иевусеи. Иногда мы называем их всех хананеянами. Из-за множества грехов Господь решил истребить хананеев.
Главными божествами хананеев были Ваал и его жена Астарта. Поклонение Ваалу сопровождалось бесстыдными оргиями.
На так называемых «высотах» совершались жертвоприношения, там приносили в жертву и людей. Израильтяне поселились на территории Ханаана, границы которого проходили, приблизительно, от середины сегодняшнего Ливана на севере, до полуострова Синая на юге, а также к востоку от реки Иордан.
Моисей разделил землю на 11 колен из 12 колен Израилевых — потомков 12 сыновей Иакова:
Рувима, Симеона. Левия, Иуды, Дана, Неффалима, Гада. Асира, Иссахара, Завулона, Иосифа (колено Иосифа в свою очередь делилось на два колена от двух его сыновей Ефраима и Манассии) и Вениамина.
Колено же Левииново не получило своей доли земли.
Левиты были избраны Богом для служения при Его Святилище, а жили в определенных городах, принадлежавших другим коленам.
Первые 300-400 лет после прихода в Ханаан, у 12 израильских колен не было центрального управления. Их объединяла, в основном, вера в единого Бога, Творца неба и земли.
И, тем не менее, они все-таки впали в идолопоклонство, воевали между собой и с окружающими их племенами, которые хотели уничтожить израильтян.
За преступления и идолопоклонство Господь гневался и наказывал Израиль, допуская, чтобы враги Израиля — моавитяне, аммонитяне, амаликитяне, филистимляне, хананеяне, мадианитяне и сидоняне — порабощали его.
Под игом этих народов израильский народ часто пребывал в состоянии изнурения и апатии. Но, чтобы помочь Своему народу. Господь милостиво выдвигал из их среды «судей», которые спасали его от рук врагов.
После смерти судей народ снова впадал в идолопоклонство и поступал даже хуже отцов, навлекая на себя снова гнев Господний.
Израильскими судьями были: Гофониил, Аод, Самегар, Девора и Варак, Гедеон, Авимелех, Фола, Иаир, Иеффай.
Есевон, Елон, Авдон, Самсон, первосвященник Илий и Самуил. В этой книге мы расскажем только о некоторых из них.
«В те дни не было царя у Израиля: каждый делал то, что ему казалось справедливым».
Читайте более подробно: Книга Судей.
59. Гедеон.
После смерти Иисуса Навина народ израильский стал оскорблять Бога и служить идолам. За это Господь допустил мадианитянам победить израильский народ.
Через семь лет израильтяне вновь обратились и воззвали к Своему Господу.
Бог услышал их вопль и назначил им нового вождя — Гедеона. Гедеон считал себя слабым, но Бог сказал ему:
«Я буду с тобою, и ты поразишь мадианитян, как одного человека».
До поражения мадианитян Господь приказал Гедеону разрушить жертвенники идолам, которые были у его отца.
Гедеон взял десять человек из рабов своих, и вместе они разрушили жертвенник Ваалов и срубили «священное дерево», которое было при нем.
После этого Дух Господень объял Гедеона, и он стал собирать многочисленное войско против врагов Израиля.
Но до сражения Гедеон попросил у Бога знамения о том, что Он избрал его на спасение израильтян.
Господь дал ему знамение, которое он попросил: шерсть, которую Гедеон расстелил на гумне на ночь, стала мокрой, а земля вокруг была сухой; а в следующую ночь, наоборот: земля вокруг шерсти, была мокрой, а шерсть была совершенно сухой. Тогда Гедеон на следующий день расположился со своим войском напротив мадиамского стана.
Но Господь сказал ему: «Народа с тобою слишком много, не могу Я предать мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: «Моя рука спасла меня».
Итак, провозгласи вслух народа и скажи:
«Кто боязлив и робок, тот пусть возвратится и пойдет назад…»
Гедеон сделал так, и возвратилось двадцать две тысячи человек, а десять тысяч осталось.
Но Господь сказал, что народа все еще много, и повелел Гедеону привести их к воде и наблюдать за ними, как они будут пить.
Большинство из них становились на колени и пили прямо из реки. Только триста человек лакали воду из горсти. Бог сказал Гедеону:
«Тремястами локавших Я спасу вас, и предам мадианитян в руки ваши…»
Так и случилось. Господь сотворил великое чудо: триста израильтян победили войско мадианитян и амаликитян, а последние были в таком множестве, «как саранча».
Читайте более подробно: Книга Судей 6; 7.
60. Самсон.
Несмотря на чудеса, милость и помощь Божию, израильтяне продолжали отступать от Господа и делать неугодные Ему дела.
За это они вновь попали в плен, и сорок лет находились под властью филистимлян. Во время пленения. Господь поставил над ними судью, по имени Самсон.
Это был человек необыкновенной силы, которая заключалась в его волосах. Еще до его рождения, Бог сказал родителям, чтобы они не стригли ему волос, потому что он будет называться назореем* Божиим и начнет спасать Израиль от филистимлян.
Сила Самсона была так велика, что он однажды растерзал, как козленка, встретившегося ему на дороге льва.
В другой раз он убил в один день тысячу филистимлян ослиной челюстью. Он свободно мог разрывать самые прочные веревки и оковы.
Однажды Самсон пришел в город Газу и остался там ночевать. Филистимляне решили убить его там.
Они закрыли городские ворота и стали подстерегать его. Но в полночь Самсон проснулся и решил уйти из города.
Придя к воротам, он обнаружил, что они замкнуты. Тогда он схватил городские двери вместе с косяками и засовами, положил их на плечи и отнес на гору.
* Назорей, евр. назир, «отделенный или посвященный»
Читайте более подробно: Книга Судей 13:1-5; 14:5, 6; 15:14, 15; 16:3.
Двадцать лет Самсон был судьей у Израиля.
Очень неспокойно было от него врагам его народа, филистимлянам.
Они хотели убить его, но, не зная в чем заключается его сила, ничего не могли с ним сделать. Однажды они попросили женщину по имени Далида, которую любил Самсон, выведать у него секрет его силы.
Много раз она спрашивала его, но Самсон не хотел сказать правды. Тогда она стала каждый день умолять его и тяготить своей просьбой.
От этого тяжело становилось Самсону на душе, и он, наконец, открыл ей тайну, сказав:
«Если остричь волосы на голове моей, то отступит от меня сила и я стану таким же, как и все люди».
Услышав это, Далида усыпила его и позвала филистимлян. Они пришли и остригли ему волосы. Тогда начал Самсон ослабевать, и сила оставила его.
Господь тоже отступил от него. Филистимляне сковали его двумя медными цепями, выкололи ему глаза и заставили молоть в доме узников. Но со временем волосы у Самсона начали отрастать и сила возвращалась к нему.
Как-то раз филистимляне собрались, чтобы принести жертву своему богу-идолу, прославляя его и говоря:
«Бог (т.е. их идол) наш предал в руки наши врага и опустошителя нашей земли, Самсона, который побил многих из нас».
И когда они развеселились, то сказали:
«Позовите нам Самсона! Пусть он позабавит нас».
Самсона привели и поставили между двумя средними столбами, на которых был утвержден весь дом. Тогда Самсон воззвал к Богу:
«Господи Боже! Вспомни меня и укрепи меня только теперь, о, Боже, чтобы мне в один раз отомстить филистимлянам за два глаза мои».
Уперевшись в столбы, он сказал: «Умри, душа моя, с филистимлянами». И обрушился весь дом, и все, бывшие в нем, погибли.
Читайте более подробно: Книга Судей 16:15-30.