Огромное спасибо! Миссионер от всей души благодарит вас за прекрасный завтрак!
Итак, вот 20 из 40 сенсаций христианства:
Сенсация 1. Откровение Бога, это прежде всего откровение Личности Сына Божия.
Личность Иисуса Христа — это Божие Откровение человеку
«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». (1Ин. 1:18)
«Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо.
Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне.
Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам.
Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.
И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.
Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего
Я и Отец — одно.
Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.
Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?
Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.» (Ин. 10:25-33)
Сенсация 2. Христиане — Свидетели Иеговы свидетели Христа.
«Вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой; и будете Мне (Христу) свидетелями в Иерусалиме, по всей Иудее и Самарии и даже до края земли». (Деян. 1:8)
Для того, чтобы быть свидетелями христиане должны знать Бога и Иисуса Христа:
Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. (Ин. 17:3).
Это познание Христа происходит в личном общении христиан друг с другом:
«Где двое или трое собраны во имя моё, там и я среди вас»
Сенсация 3. Иисус из Назарета — реальная историческая личность.
«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». (От Луки 2:1-7)
В этом тексте дано место и время рождения Иисуса Христа. Кроме новозаветных текстов есть небиблейские свидетельства современников Иисуса Христа о Его существования. (См. Иосиф Флавий, Гай Светоний Транквилл, иудейский Талмуд.)
Сенсация 4. Иисус Христос существовал до Своего земного воплощения.
Всё очень просто: Иисус Христос- Сын Божий, второе Лицо Троицы, Божия Премудрость.
«Я желаю, чтобы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения».
Согласно учению св. Писания во Христе Иисусе сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2:3). Кроме того Сам Он для нас, призванных ко спасению, есть Божия сила и премудрость (1 Кор. 1:30).
«От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением». (1 Кор. 1:30)
Описание этой Премудрости есть в Ветхом Завете:
«Премудрость есть дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый, благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи.
Ибо премудрость подвижнее всякого движения, и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает.
Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя: посему ничто оскверненное не войдет в нее. Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его.
Она — одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет, и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков; ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью. Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд; в сравнении со светом она выше; ибо свет сменяется ночью, а премудрости не превозмогает злоба». (Прем. 7:21-30)
Сенсация 5. Смерть Христа была предопределена Богом- Отцом заранее.
«Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его». (Деяния 2:22-24)
· Бог воскресил Иисуса Христа из мёртвых.
· Каждый из нас убил Христа «руками беззаконных», то есть своими
грехами.
· Бог совершил знамения и чудеса через Иисуса Назорея «по определённому совету» и предведению Божию.
Смерть Иисуса Христа произошла по предведению Божию.
Предсказание о смерти Христа:
«Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона и поносит нас за грехи нашего воспитания; объявляет себя имеющим познание о Боге и называет себя сыном Господа; он пред нами — обличение помыслов наших.
Тяжело нам и смотреть на него, ибо жизнь его не похожа на жизнь других, и отличны пути его: он считает нас мерзостью и удаляется от путей наших, как от нечистот, ублажает кончину праведных и тщеславно называет отцом своим Бога.
Увидим, истинны ли слова его, и испытаем, какой будет исход его; ибо если этот праведник есть сын Божий, то Бог защитит его и избавит его от руки врагов.
Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его; осудим его на бесчестную смерть, ибо, по словам его, о нем попечение будет».
Так они умствовали, и ошиблись; ибо злоба их ослепила их, и они не познали тайн Божиих, не ожидали воздаяния за святость и не считали достойными награды душ непорочных.
Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его». (Прем. Сол. 2:12-24.)
Сенсация 6. Иисус Христос Сам о Себе говорит, что Он единственный путь к Богу.
«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». (Ин. 14:6-7)
Иисус Христос — единородный Сын Бога и единственный посредник между людьми и Богом. (1Тимофею 2:3-6, Деяния 4:12, Ин. 16:23-24)
Сенсация 7. Воскресение Иисуса Христа было предсказано.
Такое пророчество мы находим в книге Премудрость царя Соломона:
«Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицем тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги его; они же, увидев, смутятся великим страхом и изумятся неожиданности спасения его и, раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе: «это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания. Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною! Как же он причислен к сынам Божиим, и жребий его — со святыми?» (Прем. Сол. 5:1-5)
Сенсация 8. Иисус Христос заранее знал подробности Своей смерти.
«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:37–38).
Из этого текста видно, что Господь знал, какая смерть Его ждёт. Также Господь и Сам предсказал свою смерть и воскресение:
«С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть». (Мф. 16:21)
Сенсация 9. Христиане были первыми, кто сказали, что Бог есть любовь.
Главное открытие, которое мы узнали от Иисуса Христа — Бог есть любовь.
«И мы познали любовь, которую Бог имеет к нам и уверовали в неё. Бог есть любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1Ин. 4:16)
Что такое любовь? Каковы её качества?
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». (1 Кор. 13:4-9)
Сенсация 10. Христиане, это прежде всего ученики Христа.
В Библии слово «христианин» встречается только 3 раза. А вот словосочетание «ученик Христа» почти 300 раз.
«Ученики (Христа) в Антиохии в первый раз стали называться христианами». (Деян. 11:26)
Ученики Христа видят в своём божественном Учителе смысл и цель своей жизни. Они стараются учиться у Христа и подражать Ему таким образом, чтобы все их действия вели к обретению силы Святого Духа и к прославлению Бога Отца. В апостольскую эпоху христианами называли именно учеников Христа.
Синонимы для понятия «ученик Христа»
Кроме понятия «ученики Христа», в Новом Завете есть и другие названия христиан: «принадлежащие к Церкви» (Деян. 12:1), «спасаемые» (Деян. 2:47), «верные», святые и царственное священство» (1Пет. 2:9).
Сенсация 11. Святые отцы древности тоже называли христиан учениками Христа.
Здесь мы приведём две цитаты:
«Ученик же, как мы научены от Самого Господа, есть всякий приходящий к Господу, чтобы последовать за ним, то есть слушать слова Его, веровать и быть ему послушным – как Владыке, Царю, Врачу, Учителю Истины – в надежде вечной жизни (ТИТ. 1:2)…» (Василий Великий О крещении. М. 2012. с. 10.)
***
“Никому не позволено в христианстве быть вовсе неученым и оставаться невеждой. Сам Господь не нарек ли Себя Учителем и Своих последователей – учениками? Неужели это праздные имена, ничего не значащие? И зачем послал Господь в мир апостолов? Прежде всего, учить все народы: идите, научите все народы (Мф 28: 19). Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа – не для тебя посланы апостолы, ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства; я не знаю, что ты такое и что с тобой будет”. (Св. Филарет Московский)
Ссылка на подборку цитат святых об ученичестве…
Сенсация 12. Не все, называющие себя христианами таковыми являются.
Не всё то золото, что блестит:
«Кто не верует во Святую Церковь как единую врачебницу, вмещающую в себе все восстановительные для нас силы, и святые таинства ее и освятительные средства считает простыми обрядами без внутренней силы, – тот не наш.
Кто мечтает получить освятительную силу Божией благодати каким-то сокровенным, невидимым способом, а не тем, какой предлагается Святою Церковью, – тот не наш.
Кто не признает нужным подвижничества и всяких дел самоотвержения, обольщая себя ложною надеждою совместить дух Христов с духом мира, – тот не наш…
Кто явно и тайно нарушает уставы Церкви Божией, не считает нужным соблюдать посты, исповедоваться и причащаться, кто не почитает святых праздников и дней воскресных или вместо должного их чествования предается безумным увеселениям и забавам, – тот не наш.
Кто с дерзким самооправданием не хранит чистоты до брака и верности супружеской по браке, измышляя вместо благословленного Богом иной какой-либо образ сожития, – тот не наш.
Вообще, кто увлекается сам и увлекает других неукротимым своеволием в образе мыслей и правилах жизни – тот не наш».
Святой Феофан Затворник. (Созерцание и размышление).
И ещё вот полезная цитата св. Тихона Задонского:
«Христиане, бесстрашно живущии, покаяния и плодов его не творящии, Церкви святой не принадлежат, хотя и крещены во имя Святыя Троицы, поскольку веры не имеют. Без веры быть членом Церкви святой невозможно». (Свт. Тихон Задонский)
Преп. Симеон Новый Богослов пишет:
«Господь хочет нас научить не обманываться одними словами и не верить всякому человеку, называющему самого себя духовным, но удостоверившись сначала его жизнью и действиями, а особенно – согласны ли слова его и дела с учением Господа и апостолов и святых отцов, тогда принимать и слушать его слова, как слова Христовы. А если нет, то, если он и мертвых воскрешает, если он и тьму других чудес покажет, отвращаться от него, как от беса. » (Преп. Симеон Новый Богослов)
В другом месте Преп. Симеон пишет:
«Не тот православный, кто не вносит новый догмат в Церковь Божию, но тот, кто имеет жизнь, согласную с правым учением». (Св. Симеон Новый Богослов. Послание об исповеди.)
Свят. Игнатий Брянчанинов говорит, что существует наглое насилие, которое называется Православием:
«Я переживал в Сергиевой пустыни ту эпоху, во время которой неверие и наглое насилие, назвавшись православием, сокрушали нашу изветшавшую церковную иерархию, насмехались и издевались над всем священным». (Свят. Игнатий Брянчанинов. Письма.)
Свят. Афанасий Великий говорит ,что даже середи тех, кто называется священнослужителем есть лжехристиане:
«Поэтому, брат, если видишь, что имеет кто благоприличную наружность, не на то обращай внимание, облечен ли он в овчую вóлну, носит ли он имя пресвитера, или епископа, или диакона, или подвижника; но постарайся узнать дела его: целомудрен ли он, страннолюбив ли, милосерд ли, исполнен ли любви, пребывает ли в молитвах, терпелив ли? Если чрево ему — Бог, и гортань его — ад, если страждет он сребролюбием, корчемствует благочестием; то оставь его. Это — не пастырь сведущий, но волк хищный». Св. Афанасий Великий (Александрийский)
“Черта книжников: знание закона без заботы о жизни по закону. Черта фарисеев: исправность внешнего поведения без особенной заботы об исправности сердечных чувств и помышлений. Тот и другой нравственный строй осуждены быть вне Царствия Небесного.
Возьми же отсюда всякий потребный себе урок. Узнавать закон евангельский — узнавай; но с тем, чтобы по знанию и жизнь учреждать. В поведении старайся быть исправным, но тут же исправными держи и внутренние чувства и расположения.” (Свят. Феофан Затворник)«Блудники, прелюбодеи и всякие осквернители, хищники, тати, грабители, хитрецы, лукавцы, обманщики, прелестники, ругатели и злоречивые, пьяницы, укорители, ненавистники и злобники, в гордости и пышности мира сего живущие и все не боящиеся Бога: все таковые солгали Богу и обетов своих не хранят, и вне Церкви Святой находятся, хотя и в храмы ходят и молятся, и Таин причащаются, и храмы созидают и украшают их, и прочие христианские знаки показывают». Свт. Тихон Задонский (1724-1783). «Сокровище духовное, от мира собираемое».
Сенсация 13. Существует шесть обязательных дисциплин ученика Христова.
Христианин — ученик Христа. Церковь Христова — это школа. И в этой школе есть обязательные дисциплины:
I. Погружение в Слово Божие (каждый день читаем Писание).
«И сказал Господь уверовавшим в Него иудеям: если пребудете в слове Моём, то вы истинно мои ученики, и познаете истину и истина сделает вас свободными». (Ин. 8:31-32)
• Ученик Христа постоянно изучает слово Божие, обретая в нём истину.
II. Участие в Таинствах, прежде всего в таинстве св. Причащения (хотя бы раз в неделю.)
«Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Потом взял чашу с вином и, подав ее апостолам, произнес: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26–28).
• Ученик Христа регулярно причащается, благодаря Господа за Его жертву.
• Господь устанавливает для своих учеников таинство св. Причащения на прощальном вечере (перед тем, как Он идет на страдания и крест, отдает Свое пречистое тело и честную кровь за грехи всего человечества). Вечным напоминанием всем христианам о принесенной Спасителем жертве должно служить причащение Его Тела и Крови в таинстве Св. Евхаристии.
• Эта пролитая за людей кровь, согласно учению Христа, находится в чаше Причастия. Господь претворил хлеб и вино в Свои Тело и Кровь и заповедал апостолам, а через них их приемникам – епископам и пресвитерам совершать это таинство для верных христиан, то есть учеников Христовых.
III. Ученик Христа регулярно (каждый день по многу раз) молится.
«Случилось, что когда Он в одном месте молился и перестал, один из учеников Его сказал Ему: «Господи, научи нас молиться, как Иоанн научил учеников своих.» Он сказал им: когда молитесь говорите: «Отче наш, сущий на небесах…» (Лк. 11.1-2)
• Христос научил Своих учеников молиться. Молитва является одним из важнейших послушаний истинного ученика Иисуса Христа.
IV. Ученик Христа старается внимательно исполнять заповеди Божии.
«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим. И Я возлюблю его и явлюсь Ему Сам». (14:21)
• Важно не только иметь заповеди Христа (знать о них), а исполнять их.
• Бог — Отец и посланный Им Сын Божий Иисус Христос сугубо любят тех, кто стремится исполнить заповеди Господа.
Господь наш даёт нам в Новом Завете особую новую заповедь:
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга так, как я любил. И потому все будут знать, что вы Мои ученики, если вы будете иметь любовь между собою». (Ин. 13:34-35).
• Ученик Иисуса Христа это тот, кто воспринимает Христа как Учителя истинной любви.
• Ученик Христа это тот, кто демонстрирует миру любовь Христа.
V. Ученик Христа — свидетель Христа. Ради прославления Господа словами и делами христиане посланы в мир.
«Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками». (Ин. 15:7-8)
Блаженный Феофилакт Болгарский учит, что плоды, которые мы должны принести Господу это те народы, которые через проповедь Евангелия приведены к вере и стали прославлять Бога. (1Пет. 3:15)
«Желаю и молю, чтобы не только сами слушали слова наши, но и передавали их другим, и заблуждающихся обращали на путь истины, как и Павел говорит каждый ближнего назидайте (1Фес. 5:11), со страхом и трепетом свое спасение совершайте (Фил. 2:12). Таким образом и Церковь наша возрастет в числе, и вы получите свыше великую милость за свою великую заботливость о ваших сочленах». (Свят. Иоанн Златоуст. Беседа 8 на книгу Бытия. Т.4, Ч.1.)
Святой Серафим Чичагов говорит, что исповедание Христа перед людьми есть обязательное задание для ученика Христова.
Исповедание Христа «пред людьми» (см. Мф. 10.32) есть необходимое, спасительное дело для истинного ученика Христова. Тот, кто только верует в сердце и таит свою веру, не угоден Господу. Почему же так? Удивляются некоторые… Разве Богом не признается одна вера, без слов, без свидетельства перед людьми? Когда ап. Павел объясняет соотношение между верой и исповеданием ее, говорит: «Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению ( Рим. 10.10), то есть сердечная вера приводит к праведности, а устное исповедание ее ведет ко спасению. Для праведности нужна сердечная вера, а для спасения нужно больше праведности, необходимо ещё и устное исповедание… Вера без исповедания есть вера притворная, скрытая, несовершенная… Имеющий веру истинную должен всецело покоряться ей. Вера есть царский указ от Бога нам — подданным, объявленный с намерением, чтобы приняли ее и спаслись ею. Поэтому, кто не покоряется вере, противится Богу, смертельно грешит и творит хулу на Святого Духа.» (Св. митр. Серафим (Чичагов). Твердость духа. М. 2016. Изд. Летопись. С. 19- 21.)
VI. Ученик Христа — стремится к братскому общению во Христе:
«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.» (Ин. 15:1-8)
В христианстве больше всего работает принцип «один в поле не воин».
«Ибо как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.
И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество — пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение — пребывай в служении; учитель ли — в учении; увещатель ли — увещевай; раздаватель ли — раздавай в простоте; начальник ли — начальствуй с усердием; благотворитель ли — благотвори с радушием». (Рим. 12:4-8)
О значении братства и общения во Христе мы можем прочитать у священномученника Иннокентия Тихонова:
«Доселе вы очень дорожили зданием, иконами, украшениями и принадлежностями богослужения, колоколами. Кажется, всё Господь возьмёт на время или насовсем от нас для того, чтобы мы восчувствовали не убор, не блеск, то самое Тело во Христе, Самую Церковь, Братское общение наше в благодати. Если оно сохранится, то всё может быть спасено, а если оно утратится, то не будет и благодати Христианской жизни. А погибнуть церковное общение может только тогда, когда мы сами это сделаем, т.к. если мы этого не захотим – не сделаем, то общение с Церковью не уничтожит и весь ад во всём его могуществе и злой мудрости (Мф 16:18)». (Сщмч. Иннокентий Тихонов)
Сенсация 15. Мало быть учеником Христа. Надо быть верным учеником.
«Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Ин. 19:26-27)
Из всех учеников у креста остался только один апостол Иоанн Богослов. В его лице Господь наш Иисус Христос передал всем верным ученикам Христа попеченье о Своей Матери.
• Теперь Пресвятая Богородица является и нашей духовной Матерью. Она учит нас тому, чтоб мы поступали по воле Её Сына. (См. Ин.2:5 гл.)
• Многие готовы идти за Христом во время Его славы, мало кто оказывается у Его креста в момент Его скорби. Это удел только тех учеников, кто верен Ему до конца.
Сенсация 16. Если бы Иисус не умер за наши грехи, мы все бы погибли.
Грехопадение Адама и Евы отразилось на их природе, разрушив внутренне единство духовных сил и запустив «механизмы» физического старения, дряхления и смерти. Зло Адама и Евы, вошедшее в природу прародителей, передалось всему их потомству. На языке богословия это зло стало называться «первородным грехом». Итогом первородного греха в жизни каждого отдельного человека стало тотальное погружение всего человечества в бездну греховности:
«Нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их, они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их». (Рим. 3:10-18)
Кроме той роли в грехопадении, которую сыграли Адам и Ева, каждый из людей дополнил эту драму богоотступничества своими личными грехами. Поэтому мы можем сказать, что в грехопадении каждого из нас существует два аспекта:
А) Аспект первородного греха, который негативно влияет на судьбу каждого из нас и всей человеческой цивилизации (назовём этот аспект природным).
Б) Аспект личного греха, который негативно влияет на судьбу каждого из нас наших личных грехов (назовём этот аспект индивидуальным). Двум аспектам грехопадения соответствуют два аспекта искупления: природный и индивидуальный аспекты искупления.
Христианство называют религией искупления.
Искупле́ние по греч. ἀπολύτρωσις, λύτρωσις (аполитросис, литросис) это…
1) действие Божье, направленное на Спасение мира и человека, осуществленное через жертвенные Крестные Страдания и смерть Господа Иисуса Христа;
2) совокупность всех вообще действий, направленных на наше Спасение, осуществленных Господом Иисусом Христом (с благословения Отца при содействии Духа Святого) за время Его общественного служения.
Искупление – объективная сторона спасения – то, что сделано для нашего спасения Богом. (Субъективная сторона – это те усилия, которые нам необходимо приложить, чтобы этим даром воспользоваться, усвоить его.)
В православном богословии библейский термин искупление понимается не как акт юридического выкупа, а как акт благодатного, сверхъестественного освобождения Богочеловеком Иисусом Христом падшего человечества от рабства греху и смерти.
«Искупление — это прежде всего устранение радикальных преград, отделяющих человека от Бога, и, главным образом, того греха, который подчиняет человечество диаволу и делает возможным владычество падших ангелов над земным космосом. Освобождение плененной твари сопровождается восстановлением ее природы, которая снова становится способной воспринимать благодать и шествовать «от славы в славу», вплоть до уподобления, в котором она воспринимает природу Божественную и делается способной преобразить весь космос». (В. Н. Лосский.)
Сенсация 17. Мы ещё не до конца искуплены. Мы спасены в надежде.
«Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего её, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего». (Рим. 8: 19-23.)
Человек, это не только душа, но и тело. И это тело нуждается в искуплении.
Сенсация 18. В Причащении происходит что-то похожее на переливание крови.
Для того, чтобы объяснить смысл искупительной миссии Христа, приведём здесь в качестве примера историю победы человечества над чумой.
Как известно, во время эпидемии врач заражал себя чумой и исследовал это заболевание на самом себе. Потом он погибал, оставляя после себя дневниковые записи, в которых подробно описывалась его методика исцеления.
Познакомившись с этой методикой, другой врач выбирал следующий вариант борьбы с болезнью. Потом на его место приходил третий, четвертый, пятый врачи, которые повторяли этот грустный опыт борьбы с болезнью.
Смерть каждого врача уменьшала количество неправильных вариантов лечения. Таким образом рано или поздно кто-то из участников этого опасного эксперимента должен был найти правильное решение проблемы эпидемии.
И такой человек нашёлся и выжил. В его крови возникли антитела, подавляющие болезнь.
Потом через переливание крови другие люди могли получить эту силу иммунитета к болезни. Переливание крови – медицинская процедура, поэтому многим она видится как нечто необязательное.
А вот без пищи и пития ни один человек прожить не может. Поэтому Бог решил дать нам Свою спасительную плоть и кровь как истинную пищу и питие, то есть под видом хлеба и вина.
Сын Божий сошёл с небес для того, чтобы стать человеком, «заразил» себя главной болезнью человечества, то есть смертью. В Самом Себе он исцелил человеческую природу, восстановив образ Божий в ней.
И теперь Он предлагает нам Свою плоть и кровь как «врачевство бессмертия». Через св. Причащение мы невидимо соединяемся со Христом, становясь с Ним одной плотью и кровью.
Иисус Христос умер за всех людей, то есть Его Святым страданием могли бы быть искуплены все без исключения люди. Этого общечеловеческого искупления фактически не произошло, ведь от плоды искупления усваиваются каждым человеком лично через покаяние и веру.
«…Которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью». (2 Петра 1:4).
Свят. Кирилл Иерусалимский так интерпретирует это место:
«Ибо таким образом бываем и христоносцами, когда Тело и Кровь Его сообщится нашим членам. Так, по словам блаженного Петра, бываем причастниками Божеского естества. Некогда Христос, беседуя, говорил к иудеям: [если не будете есть Плоти и пить Крови Сына Человеческого], то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6:53). (Свят. Кирилл Иерусалимский Мистагогические поучения 4.)
Сенсация 19. Для спасения нам нужна не просто вера, но но полная преданность Богу.
На древнееврейском языке слово «вера» звучит как «эмуна» – от слова «аман», верность. «Вера» – понятие очень близкое к понятию «верность, преданность».
Вера – это…
1) добровольный союз между Богом и человеком;
2) христианская добродетель, внутренняя убеждённость человека в существовании Бога, сопряженная с высшей степенью доверия к Нему как Благому и Мудрому Вседержителю, с желанием и готовностью следовать Его благой воле;
3) сухое согласие разума с фактом существования Бога; знание о Боге и Его воле, не сопровождающееся желанием её исполнять (бесовская вера) (Иак.2:19);
4) религиозный культ, верование (истинное или ложное).
«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1).
«Без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11:6).
Христианство – «вера, действующая любовью» (Гал.5:6).
Для спасения нам нужна не просто вера, но преданность и покорность Богу.
Сенсация 20. Бытовая вера есть у всех людей. Но она не спасает.