Беседа о рождении свыше. Митр. Филарет Московский. 1844 год.

Сайт Школы Крёстных Нянь Калининградской митрополии

Текст свят. Филарета печатается с сокращениями и элементами русификации. Редактор текста — иерей Александр Пермяков.


«Подобает вам родиться свыше» сказал Господь Никодиму в ночной, уединенной с ним беседе. Не сказал он: «надобно «тебе» родиться вновь», хотя говорил с одним только человеком. Но сказал он: «подобает вам»: дабы видно было, что речь идет не о потребности этого или другого человека, но что изрекается закон всем нам, которые желают быть истинными учениками небесного Учителя Иисуса Христа. 

Учение Господне о возрождении человека странным показалось Никодиму:


 «Как же может человек родиться, будучи стар? Разве может кто-либо во второй раз войти в утробу матери своей и родиться?» (Ин.3:4)


  • Не бывает ли подобного и сейчас?

  • Что такое возрождение?

  • Не довольно ли быть просто добрыми христианами?

  • Такие слова против глубокого христианского учения не вырываются ли сейчас у некоторых, как камни, бросаемые наудачу?


Возрождение требуется не для того, чтобы сделаться мудрецом, но для того, чтобы приобрести Царствие Божие.

Если ты удаляешь от себя мысль о возрождении: то удаляешь от себя возможность видеть царствие Божие: «Если кто не родится свыше, тот не сможет увидеть Царствия Божия» (Ин.3:3).


Итак повторяю: блажен, кто может праздновать свое рождение свыше…


На это вы можете сказать: почему же нам и не поздравить себя с блаженством возрождения, когда мы рождены водою и духом во святом крещении? – Вот мысль, достойная внимательного исследования!

Давайте спросим себя: Крещение, которого мы сподобились, есть ли только крещение водою? – Нет без сомнения… Во святом крещении мы сподобились возрождения:


«Как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек». 1 Пет. 1:23.


Так что ж? Есть ли Царствие Божие внутрь нас? – Да… Так и должно быть.

Но разве мы блаженны? – Пусть так и скажет о себе тот,  кто сможет, а лично я не смею так сказать, потому что вижу в себе более всего явлений и дел человека невозрождённого и ветхого, чем возрожденного и новаго. Я вижу в себе больше бедности Адама, нежели блаженства Христова.

Посмотрите, какими чертами описывает истинно возрожденных Священное Писание:


«Всякий, рождённый от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нём; и он не может грешить, потому что рождён от Бога». (1Ин. 3:9)


То есть: благодать Божия, как семя, как начало новой жизни в человеке, одушевляя его верою и любовью к Богу, непрестанно производит в нем добрые помышления, намерения и дела; и потому совсем не удобно делать ему грех и находить в нем удовольствие. Всякой ли из нас, крещенных, осмелится сказать о себе, что он таков?


«Всякий рожденный от Бога побеждает мир». (1Ин.5:4)


Всякой ли из нас чувствует себя таким победителем? Не многих ли из нас побеждает корысть, или слава, или суета мира, и влекут в плен его прелести?


«Вы, – пишется к возрожденным, – помазание имеете и знаете всё.» (1Ин. 2:20)


«Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте». (1 Ин. 2:27)


Укажите мне здесь хотя одного из таких знающих всё, чтобы и мне научиться от него разрешению трудностей излагаемого теперь учения?

Мы стали теперь между двумя крайностями:


  • С одной стороны есть причины думать, что мы причастны духовного возрождения чрез святое крещение…

  • С другой стороны есть признаки, по которым нас нельзя признать, людьми  возрожденными.


Как же объяснить эти противоречия? Здесь вспомним слова притчи Господней:


«Царство Небесное подобно сокровищу спрятанному в поле». (Мф. 13:44)


Поле, изображает человека. Глубина, в которой скрыто сокровище, означает сердце или внутренность человека, более или менее открытую верою.

Сюда, то есть в сердце, в таинстве крещения невидимо вселился Дух Божий, «дышущий где хочет» (Ин. 3:8),  и внес в Своем дыхании сокровище, то есть нетленное семя возрождения, новую жизнь от Бога.

Итак сокровище положено, и точно есть на поле нашем: но каждый ли из нас сделал с своей стороны то, чего далее требует притча?


  • «Обрел» ли он его глубоким самопознанием и вхождением внутрь себя?

  • «Скрыл» ли от невидимых врагов, смирением?

  • «Продал ли всё, что имел»? (Мф. 13:44). 

  •  Отвергся ли он мира и плоти?

  • Отдал ли без остатка страсти и пожелания, чтобы взять внутреннее сокровище и употребить к для достижения блаженства?


Что можно ответить на это?


  • Если мы ничего такого не сделали…

  • Если мы совсем не позаботились проникнуть, что скрыто на нашем поле…

  • если мы только на поверхности его пасемся чувственным удовольствием…

  • если скрытое сокровище глубже и глубже зарываем смутой помыслов и суетных дел…


То сокровище хотя у нас и лежит, но мы им не пользуемся. Поэтому нетленное семя в нас не прорастает, не цветет и не плодоносит. Поэтому-то духовная жизнь наша или в зародыше, или в предсмертной агонии.

В этом случае нам нужно желать, чтобы о нашем возрождении вновь кто-нибудь позаботился, как, например, святой Павел позаботился о возрождении крещенных когда-то Галатов, которым он писал:


«Чада мои, за которых я снова в муках рождения, пока не отобразится в вас Христос». (Гал. 4:10) 

То есть нам нужен новый болезненный подвиг, чтобы погребенное под плотью духовное сокровище раскопать.

Нам нужно забытый росток духа возрастить до приношения плодов духовных, чтобы образ Христов, запечатанный в нашей душе крещением, проявить во всех способностях, силах и делах Христоподобных.

Кто соглашается с такими размышлениями о возрождении, но тем не менее в своей жизни не обретает доказательств этого возрождения, тому нужно серьёзно подумать, в каком же опасном он находится состоянии и к чему это может привести.

Закон Христов произнесен и он точно не будет отменён: «Не рожденный свыше, не может видеть Царствия Божия!»


Что нужно сделать, чтоб родиться свыше?


Некоторые утверждают: «Можно ли определить все шаги к Царствию небесному? Может быть, спасемся как-нибудь и мы!»

– Это всё-равно, что сказать: «Может быть хлеб сам уродится без возделывания и посева»! Нам не стоит обольщаться: Если мы не сеем ничего, то и жать нам будет нечего!


Если мы не сеем  ничего, то и жать нам будет нечего!


Другой же, напротив, скажет: хорошо…  я непременно буду сеять в дух, и сделаюсь возрожденным. – Нет, возлюбленный! Не может младенец родиться сам, когда и как он захочет. Родить его обязательно должна мать, по закону природы. Таким же образом не может человек возродиться, когда и как он сам захочет.  Возродить его должен Дух Божий, по закону благодати.

Между крайностями беспечной праздности и самонадеянного активизма лежит скромный, но деятельный путь духа, на который указывает Апостол следующими словами:


«Со страхом и трепетом совершайте свое спасение». (Фил. 2:12)


  «Совершайте спасение», а не думайте, что оно совершится само собою, но совершайте его со «страхом и трепетом», то есть не полагаясь только на то, что делаете сами.


Что в деле нашего возрождения более всего зависит от нас?


А хотите ли вы знать,  что в деле нашего возрождения более всего зависит от нас?

Посмотрите, по указанию Апостола, на образ естественного рождения!

 Не одна только мать рождает дитя в муках, но и само дитя тоже мучается и плачет. Вот вам живой пример для учения о возрождении, поэтому…


  • Плачьте о своей ветхой, плотской жизни, от которой вы еще не разрешилися.

  • Плачьте о грехах своих, не только потому, что ад угрожает вам за них, но еще и потому, что вы Богу не были верны.

  • Плачьте о том, что пред Христом, за вас пострадавшим, вы явились неблагодарными.

  • Плачьте о том, что Святого Духа вы опечалили.

  • Плачьте слезами сердечными, слезами печальной любви.


Найдите себе пищу в этих слезах, по написанному: «были слезы мне хлебом день и ночь». (Пс. 41:4)

Пусть ваше покаяние будет не только словесное, но деятельное.

Пусть оно будет не кратковременным, но решительным и постоянным.

Такое покаяние и будет для вас вторым крещением, а значит и таким возрождением, о котором радость бывает на небесах.

Познайте, стремящиеся быть чадами Божиими, духовный вкус чистой, Божественной печали, и вы познаете возрождение, и вкусите новую жизнь, на радость себе и Небу, на радость полную, неотъемлемую во веки. Аминь».