Шлем ассоциируется у нас с богослужением и таинствами Церкви.
В Православном христианстве существует семь таинств: Крещение, Миропомазание, Исповеди, Причащения, Соборования, Священства и Брака.
Если человек не крещён, но хочет быть христианином, он должен принять таинство св. Крещения. Кроме того, после крещения над таким человеком совершается таинство Миропомазания, в котором человеку даётся печать Святого Духа.
Если же человек крещён и миропомазан, то он должен участвовать в таинствах Исповеди и Св. Евхаристии (Причащения) хотя бы раз в три недели (См. 80 правило Трульского Собора).
Богослужебные обряды не являются магическими действиями, которые создают эффект в силу правильно выполненного ритуала.
Обряды символизируют взаимодействие Бога и человека, когда человек любит Бога и старается Ему угодить.
Кроме того, мы ходим в храм хотя бы раз в неделю, предпочтительнее всего в день воскресный.
Вопрос 57. Какое таинство считается самым главным?
Это – Таинство св. Причащения.
Накануне крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю трапезу — Тайную Вечерю. В Иерусалиме, в Сионской горнице, Спаситель с апостолами праздновал ветхозаветную иудейскую пасху, установленную в память о чудесном избавлении еврейского народа от египетского рабства. После вкушения ветхозаветной еврейской пасхи Спаситель взял хлеб и, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, преломил и подал ученикам, говоря:
«Сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание». (Мф. 26:26).
Потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил её и подал им, говоря: «Пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во
оставление грехов». (Мф. 26:27).
Причастив апостолов, Господь дал им заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Моё воспоминание». С тех пор христианская Церковь за каждой Божественной литургией совершает Таинство Евхаристии — величайшее таинство соединения верующих
со Христом.
Все, кто причащаются из этой чаши Св. Причастия сами становятся телом Господа. Все вместе они составляют Церковь. Поэтому неудивительно, что те, кто от Церкви отпадают, лишаются прежде всего именно возможности участия в таинстве св. Причащения.
Вопрос 58. Как готовиться к таинству св. Причащения?
1. Пост: Отказ от пищи животного происхождения (мясо, яйца, молочные продукты), супружеских отношений и развлечений. Срок — от 1 до 3 дней. Если литургия с утра, после 24.00 есть нельзя — это называется «евхаристический пост».
Если литургия служится вечером или в обед, евхаристический пост длится не менее 6 часов. К Причастию подходят натощак.
2. Вечернее Богослужение: Присутствие на вечернем богослужении обязательно. Например, вечером в субботу всегда совершается воскресная всенощная, на которую церковные люди стараются ходить неопустительно, даже когда не имеют возможности причаститься в воскресенье. Если нет возможности прийти на службу, нужно обязательно сказать об этом священнику. Здесь тоже может быть очень много исключений, но это не отменяет самой идеи участия в церковном богослужении как необходимой составляющей жизни христианина, вершиной которой является Евхаристия.
3. Исповедь: Таинство Православной Церкви, на котором человек в присутствии священника раскаивается в своих грехах и получает прощение. Исповедь перед Причастием обязательна, кроме тех случаев, когда верующий по благословению духовника причащается несколько раз в неделю. На исповеди священник может скорректировать индивидуальную подготовку к Причастию — продолжительность и строгость поста, вид молитвенного правила, присутствие на богослужениях. Исповедь проходит во время вечернего богослужения или утром перед литургией.
4. Молитвенное правило: Включает в себя последование ко святому Причащению: канон к Причастию и молитвы. Дополнительно иногда читаются каноны Спасителю, Божией Матери и Ангелу Хранителю.
Они могут заменяться на другие молитвы или отменяться вовсе в зависимости от подготовленности и жизненных обстоятельств человека. Этот вопрос обсуждается с духовником, но если его нет, то просто со священником, который принимает исповедь. Это правило касается только взрослых и не подходит для детей, которым требуется другая молитвенная практика.
Для детей до трех лет евхаристический пост не нужен. С трехлетнего возраста детей постепенно приучают к воздержанию от еды и питья перед Причастием.
С 7 лет ребенок обычно может и должен причащаться натощак. С этого возраста ребенка
следует учить читать подготовительные молитвы перед Причастием. Их объем и содержание определяют родители в соответствии с духовным и интеллектуальным развитием ребенка.
5. Исключения: Из любого пункта священник может сделать исключение: сократить, заменить или вовсе отменить какой-либо из них, а иногда увеличить. Это может быть единовременное решение, например, человек из-за работы не успел прийти на
вечернее богослужение, или носить продолжительный характер: человек по болезни должен принимать с утра лекарства и не может причащаться натощак. Такие вопросы решаются индивидуально.
6. Кому нельзя причащаться: Неподготовленным людям, не получившим благословение священника на принятие Святых Таин. Женщинам во время месячных — за исключением случаев смертной опасности или когда продолжительное кровотечение вызвано заболеванием. Нельзя причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид.
7. Дети: Продолжительность и содержание подготовки к Причастию определяют родители вместе с священником, учитывая возраст, состояние здоровья и степень воцерковленности ребенка. Возраст совершения первой исповеди и частота ее совершения с 7 до 10 лет определяются совместно с духовником или священником, который принимает исповедь у родителей.
8. После Причастия: Христианин должен выслушать в храме благодарственные молитвы после Святого Причащения (их обычно читает чтец сразу после окончания службы) или прочесть их самостоятельно. Нужно стремиться к тому, чтобы сохранить принятый дар Причастия в мире и благочестии, любви к Богу и ближнему.
9. Светлая седмица: Христиане, соблюдавшие Великий пост, в период Светлой седмицы (неделя после Пасхи) ограничиваются евхаристическим постом. Аналогичная практика может соблюдаться в период между Рождеством и Богоявлением (7–19 января). Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также последования ко Святому Причащению.
10. В итоге: Пост, исповедь, молитва, служба, но все по силам и по обстоятельствам каждого, все исключения — как послабления, так и большую строгость в подготовке — надо обсудить со священником.
Вопрос 59. Что такое Божественная Литургия?
Божественная Литургия (от греч. λειτουργία (литургиа) — общее дело) — главное христианское богослужение, во время которого совершается Таинство Причащения или
Евхаристия (от греч. εὐχαριστία (евхаристиа) — благодарение, благодарность). Первую Литургию совершил Господь наш Иисус Христос в Сионской горнице и каждая Литургия является таинственным продолжением этого события.
Божественная литургия – не просто «воспоминание о Тайной Вечере», а продолжение Тайной Вечери, в которой участвуют Иисус и Его Апостолы, а также люди Божьи, которые соединились вместе для того, чтобы:
· Восхвалять и благословлять Бога за его милости.
· Провозглашать миру радостную и благую весть о победоносной смерти Христа, о Его
воскресении и нашем ожидании Его Второго Пришествия.
· Принять Святое Причастие, Тело и Кровь Иисуса Христа, которое предложено нам во
прощение наших грехов и ради вечной жизни.
· Служить доказательством присутствия Царства Божия в мире. Идея православной
Литургии метафорически отражена в следующих словах св. Силуана Афонского:
«Ты спросишь: «Как можно знать Бога?» А я говорю, что мы видели Господа Духом Святым. И если ты смиришь себя, то и тебе Дух Святой покажет Господа нашего; и
ты тоже захочешь кричать о Нём всей земле». (Старец Силуан. Афон. 1996 г. с 300.)
Вопрос 60. Какие виды литургий используются сейчас в православом Богослужении?
В наше время общеупотребительны три вида Божественной Литургии: Литургия свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого и Литургия преждеосвященных Даров, или св. Григория Великого, Двоеслова, папы Римского.
1. Литургия свт. Иоанна Златоуста совершается в течение всего года, когда не положено совершать двух остальных литургий.
2. Литургия свт. Василия Великого совершается десять раз в году: во все Воскресные дни Великого поста, исключая Вербное воскресенье; в Великий четверг и субботу на Страстной неделе; 14 января (память свт. Василия Великого) и накануне или в самый день праздников Рождества Христова и Крещения Господня.
3. Литургия Преждеосвященных Даров совершается в течении постной недели как
правило по средам и пятницам. Но есть и другие постные будние дни, когда служится литургия Преждеосвященных даров. Эта литургия называется так потому, что на ней приобщаются Святыми Дарами, освященными ранее на литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого.
***
Для того, чтобы вернуться в чат-бот – постучись в дверь ниже:
***