Броня праведности – итог исполнения человеком заповедей Божьих.
«И в сём будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди пред лицем Господа Бога нашего, как Он заповедал нам». (Втор. 6:25)
Из всех заповедей мы здесь особенно выделим ту заповедь, которую Господь дал своим ученикам:
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». (Ин. 13:34-35)
Вопрос 61. Что такое праведность во Христе?
Праведность во христианстве — это состояние внешней и внутренней жизни человека, соответствующее Христову закону, изложенному в Евангелии. Характеризуется полным посвящением человека на служение Богу и людям, когда все силы духа, души и тела направлены на Богоугождение.
Вопрос 62. Какой праведности ждёт от нас Господь?
Господь хочет, чтобы у нас была совершенная праведность.
“Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный”. (Мф. 5:48)
В Новом Завете синонимом совершенства является праведность, которая связана не просто с безупречным поведением, но с особой напряжённостью внутренней жизни, с чистотой мыслей, чувств и желаний.
«Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». (Матф 5:20)
Праведность в христианстве характеризуется полным посвящением человека на служение Богу, когда все силы духа, души и тела направлены на Богоугождение.
Праведность в христианстве — это состояние внешней и внутренней жизни человека, соответствующее закону Христа, который изложен в Евангелии. Характеризуется полным посвящением человека на служение Богу, когда все силы духа, души и тела направлены на Богоугождение.
Вопрос 63. Что такое заповеди Божии?
Заповеди Божии — внешний закон, данный нам в дополнение к ослабевшему (вследствие греховной повреждённости) у человека внутреннему ориентиру совести.
«Иисус сказал…: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» (Ин.14:23-24).
Бог дал пророку Моисею для еврейского народа 613 заповедей, квинтэссенция которых нам известна как ДЕКАЛОГ или десять заповедей. Эти заповеди Бог дал на горе Синай через Моисея народу еврейскому, когда он возвращался из Египетского рабства в землю Ханаанскую, на двух каменных досках (или скрижалях). Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности любви к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности любви к ближнему (т.е. ко всем людям).
10 заповедей Моисея
I. Я, Господь – Бог твой. Да не будет у тебя других богов, кроме Меня.
II. Не сотвори себе кумира.
III. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
IV. Помни день субботний, чтоб чтить его. Шесть дней работай, а седьмой день – суббота, Господу Богу твоему посвяти.
V. Почитай отца и мать.
VI. Не убий.
VII. Не прелюбодействуй,
VIII. Не укради.
IX. Не лжесвидетельствуй.
X. Не завидуй.
Заповеди Нового Завета
В восполнение этих заповедей Христос в Нагорной проповеди преподал 9-ть заповедей блаженств.
В них Господь начертал образец жизни, свойственный Его ученикам.
Не отменяя того, что предписывалось Ветхим Заветом, Спаситель расширяет и возвышает смысл древних заповедей. Царстве будущего века: плачущие – утешатся, алчущие правды – насытятся, кроткие – унаследуют землю, чистые сердцем увидят Бога. Но уже сейчас, исполняя заповеди Христовы, человек получает утешение и радость в преддверии полноты бытия – наступления Царства Божьего.
«И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах…»
Особняком стоит заповедь блаженства из Евангелиях от Луки и Иоанна:
«Блаженны слышащие Слово Божие и исполняющие Его. (Лк. 11:28)
«Блаженны невидевшие и уверовавшие». (Ин. 20:29)
Десять заповедей даны были ветхозаветным племенам, чтобы диких и грубых людей удерживать от зла.
Заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать, какие душевные расположения должны иметь, чтобы более и более приближаться к Богу и обретать святость.
Святость же, рождаемая близостью к Богу, есть высшее блаженство, какого только может желать человек. Ветхозаветный Закон есть закон строгой правды, а новозаветный – есть закон Божественной любви и благодати.
Они не противоречат, но взаимно дополняют друг друга.
Содержание всех заповедей как Ветхого, так и Нового Завета можно изложить в двух заповедях любви, данных Христом:
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим. Вторая подобная ей – возлюби ближнего своего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.» (Мф.22:37-40, Мк.12:29-31)
Вопрос 64. Каково назначение заповедей Нового Завета?
Заповеди блаженства можно рассматривать как ступени лестницы, ведущей нас на небо. Нищета духовная — это самоощущения человека предстоящего перед Богом в смирении и
благоговении.
Из блаженной нищеты происходит покаянный плач.
Из этого покаянного плача происходит утешение, о котором говорит нам кроткий Господь (См. Мф. 11:28-30). От Него же и мы научаемся кротости.
Наследие кроткими земли означает освобождение «земли» собственной страстной природы. («Адама» по-еврейски означает «красная земля».) Кроткий может рассуждать справедливо. И если он будет алкать правды, то насытится её.
Однако праведник понимает, что по справедливости никто не устоит перед престолом Всевышнего.
Поэтому сам, становясь милосердным, он ищет Божьего милосердия.
И его милостыня меняет его собственное сердце и он может видеть Бога во всём, что его
окружает.
Такой человек, примирившийся с Богом, может и других с Ним примирять, потому и
называется миротворцем.
Против такого человека дьявол вооружает мир, который гонит праведника за ту правду,
которую праведник исповедует. И если праведник устоит перед лицом безбожного мира, тогда дьявол сам воздвигает на него гонения и клевету. Господь призывает нас идти до конца, сохраняя в своём сердце ревность пророков и радость верных чад Божиих. Хотя заповедь о любви к Богу и была дана в Ветхом Завете, однако в Евангелии она имеет свою интерпретацию:
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». (Ин. 13:34-35)
Эта любовь во Христе проявляется прежде всего в жертвенности, которая выражается в готовности послужить Богу в благовестии.
«Христианин по Божией заповеди должен любить ближнего, как самого себя. Если же любит, как себя, то должен желать и спасения ему так же, как себе.
Не заботящийся же о спасении ближнего, не любит его как самого себя, и не имеет истинной любви к Богу.
Но скажет кто-нибудь: мне достаточно смотреть за собою, а не за другим, своему спасению внимать, а не о спасении прочих заботиться. Такому отвечает святой Златоуст, говоря: если и всё в себе исправит, а о пользе ближнего не радеет, не войдет в Царство. А если кто скажет: я не учитель, не иерей, не духовник, не пастырь душ; не следует мне кого-либо учить, – такому отвечает святой Феофилакт:
«Не говори: я не пастырь, и не наставник, иных учить не должен: лжёшь, ибо для наставления всех недостаточно будет одних учителей; ибо хочет Бог, чтобы каждый увещевал и назидал другого (1Фес.5:11). Но и в Ветхом Завете святой Давид, [не будучи священником] говорит, «Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся» (Пс.50:15)… Насколько же более мы, получившие новую благодать, должны делать это!» (Свщмч. Василий Кинешемский. Беседы на Евангелие от Марка. М., 2010. С. 141.)
Вопрос 65. Каково соотношение Нового и Ветхого Завета?
«Внешний, телесный подвиг служит образом Ветхого Завета, в то время как чистота сердца – это образ Евангелия Нового Завета.
Пост, воздержание, жёсткое ложе, стояние, бдение и прочие телесные подвиги хороши потому, что они успокаивают страстную часть тела, препятствуя греховным движениям.
Это обучение нашего ветхого человека и охранение его от страстных дел.
Однако чистота сердечная, то есть блюдение и охранение ума, коего образом служит Новый Завет… отсекает от сердца всякое зло и всякие страсти и искореняет их, и вместо того вводит в сердце радость, благонадёжие, сокрушение, плач, слёзы, познание самих себя и своих грехов, памятование смерти, истинное смирение, безмернуюлюбовь к Богу и людям.
(Добр. Т.2. с. 181. Преп. Исихий Иерусалимский.)
Митрополит Иерофей Влахос пишет об этом так:
«Святые отцы, не пренебрегая внешними телесными подвигами, которые несомненно, полезны для обучения, уделяют большое внимание внутренней чистоте сердца.
Внешние подвиги приготовляют почву для возрастания подвижничества внутреннего, духовного. Если человек пребывает во внешних подвигах и не переходит ко внутренним, он переживает этап Ветхого Завета. (Митр. Иерофей Влахос «Православная психотерапия». Свято-Троицкая Сергиева лавра 2004. с. 198.)
«Новый Завет — есть созерцание Христа в своём сердце, очищенном от страстей. Чисто такое сердце, где Бог, как на скрижали, пишет закон свой». (Св. Максим Исповедник. Добротолюбие т.2. с. 85.)
Таким образом, заповеди Ветхого Завета подготавливают наше сердце к “новозаветному” состоянию, которое есть любовь.
Если же христианин любви не достигает – он как бы “застревает” в ветхозаветном состоянии.
Вопрос 66. Без чего праведность не может достичь цели?
Праведность это необходимое, но недостаточное условие спасения.
«Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». (Мф. 5:20)
Свят. Феофан Затворник толкует это место так:
«Черта книжников: знание закона без заботы о жизни по закону. Черта фарисеев: исправность внешнего поведения без особенной заботы об исправности сердечных чувств и помышлений. Тот и другой нравственный строй осуждены быть вне Царствия Небесного.
Возьми же отсюда всякий потребный себе урок. Узнавать закон евангельский — узнавай; но с тем, чтобы по знанию и жизнь учреждать. В поведении старайся быть исправным, но тут же исправными держи и внутренние чувства и расположения.» (Свят. Феофан Затворник)
Внутренний и внешний подвиг христианина называется в св. Писании жизнью по вере.
Вопрос 66. Что если я верю в Бога, но ходить в храм не хочу?
“Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих”. (Исх. 20:9)
Мы ходим в храм по заповеди.
Истинная вера призывает нас к исполнению заповедей:
“Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им:
«идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?
Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. (Иак. 2:14-19)
Вопрос 67. Если бесы имеют веру, почему она их не спасает?
Хотя у бесов действительно есть вера, но её называют «мёртвой верой» из-за того, что она не сопряжена с исполнением Божьей воли. Плодом живой веры должно стать богоугождение.
Вопрос 68. Приведите примеры мёртвой веры из Библии?
Вера может быть мёртвой, особенно когда она не соединяется с покорностью Богу и с готовностью с точностью исполнить повеление Господне. Вот пример:
“И было слово Господа к Самуилу такое: жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь.
И встал Самуил рано утром и пошел навстречу Саулу. И известили Самуила, что Саул ходил на Кармил и там поставил себе памятник, и сошел в Галгал.
Когда пришел Самуил к Саулу, то Саул сказал ему: благословен ты у Господа;
я исполнил слово Господа.И сказал Самуил: а что это за блеяние овец в ушах моих и мычание волов, которое
я слышу? И сказал Саул: привели их от Амалика, так как народ пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу, Богу твоему; прочее же мы истребили.
И сказал Самуил Саулу: подожди, я скажу тебе, что сказал мне Господь ночью.
И сказал ему Саул: говори. И сказал Самуил: не малым ли ты был в глазах твоих, когда сделался главою колен Израилевых, и Господь помазал тебя царем над Израилем? И послал тебя Господь в путь, сказав: «иди и предай заклятию нечестивых Амаликитян и воюй против них, доколе не уничтожишь их». Зачем же ты не послушал гласа Господа и бросился на добычу, и сделал зло пред очами Господа?И сказал Саул Самуилу: я послушал гласа Господа и пошел в путь, куда послал меня Господь, и привел Агага, царя Амаликитского, а Амалика истребил; народ же из добычи, из овец и волов, взял лучшее из заклятого, для жертвоприношения Господу, Богу твоему, в Галгале.И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление — то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем”. (1Цар. 15:10-23)
Вопрос 69. Почему секс до брака является грехом?
Потому что секс – это благословение Бога только для тех, кто в браке. Бог благословляет отношения людей в браке на Своих условиях. Нам достаточно того, что добрачное целомудрие есть проявление истинной веры, ради которой Господь и благословляет брак.
Вопрос 70. Восточные религии — такой же путь к Богу как и христианство?
Только в Иисусе Христе Бог объявился в полноте. И нету другого Спасителя кроме Иисуса Христа. Кстати, спросите представителей восточных религий о том, от чего они пытаются вас спасти, а потом спросите себя: хотите ли вы себе такого “спасения”?
Вопрос 71. Почему Церковь против абортов и контрацепции?
С момента зачатия ребенок является личностью, то есть имеет в себе образ Божий. Убийство человека всегда грех.
Супружеский акт по своей сущности направлен на единство
супругов и на зачатие жизни. Использование контрацепции исключает зачатие жизни и поэтому противоречит сущности супружеского акта.
Вопрос 72. Почему плохо изменять жене?
Супружеская верность, это школа верности Богу. Измена мужу или жене – это моделирование измены Богу.
Блудник не может быть верным Богу, поэтому лишён благодати. А поскольку он лишён благодати, то легко делается добычей падших духов.Власть духов злобы над человеком рано или поздно приведёт этого человека к погибели. Блуд даёт человеку временную “греховную сладость.”Однако любой блудник с отвращением отшатнулся бы от своего греха если бы знал, как и чем он будет расплачиваться за свою тайную страсть.
Вопрос 73. Почему плохо быть гомосексуалистом?
Надо различать две вещи: гомосексуальную предрасположенность и гомосексуальный образ жизни. Гомосексуальную предрасположенность человек может иметь и не по своей вине, и сама по себе она грехом еще не является.
Скорее крестом. Излечение от неё очень трудно, но возможно. Гомосексуальный образ жизни противоречит природе человека и является очень тяжелым грехом. Человек,
который имеет эту болезненную предрасположенность, призван жить в воздержании.
Вопрос 74. Почему для брака нужна печать в паспорте?
Печать в паспорте является очевидным доказательством для пастырей Церкви в том, что люди серьёзно воспринимают отношения друг с другом. Христиане считают, что хотя брак и заключается на небесах, но брак не является “собственностью” только влюблённых. При вступлении в брак необходимо вспомнить родителей, крёстных родителей, духовных наставников.
Печать в паспорте, это один из “индикаторов” сознательности людей, желающих быть вместе.
Вопрос75. Зачем в браке иметь много детей?
Христиане хотят исполнить волю Господа в своей жизни и принимают от Бога столько детей, сколько Он их дает. Дети — это апостолы любви.
Вопрос 76. Обязан ли христианин быть мазохистом?
Нет, не обязан. То, что приносит человеку страдания – это грех. Грех приносит тоску, уныние, презрение к себе и другим. Истинное христианство возвращает человеку достоинство, а значит радость.
Вопрос 77. Почему занятия белой магией — это грех?
А белая магия реально “работает”? Если она не работает, зачем она нужна? А если работает, то возникает вопрос о том, кто производит эту “работу”?
Это не может быть Бог. Он помогает нам на Своих условиях.
Про эти условия мы уже писали выше. Это покаяние и вера, соединённые между собой любовью к Богу. Ничто другое не принимается Богом в расчёт. Раз это не Бог действует через магию, значит это дьявол. Да, дьявол иногда оказывает людям “услуги”, но за всё надо платить. И цена “услуги” очень велика – человеческая душа.
Хотите узнать, как десятина влияет на наши отношения с Богом?
Для того, чтобы вернуться в чат-бот – постучись в дверь ниже:
***