-
У нас нет цели разоблачить и низвергнуть еретика любой ценой. Перед нами заблудший человек, который нуждается в нашей заботе.
-
Будем говорить с человеком, впавшим в заблуждение, с кротостью и смирением. Мы различаем ересь и её носителя. Человека мы жалеем и утешаем, но ересь разоблачаем как некую духовную болезнь.
-
Молимся за заблудшего.
-
Проблеммы Церкви не замалчиваем. Указываем заблудшему на то, что проблемы Православия не делают его истинным христианином. От того, что Юля больна, Валя не станет более здоровой.
-
Молиться с еретиками воспрещают церковные каноны (45‑е правило святых Апостолов, 33 правило Лаодикийского собора).
10 древних ересей, дошедших до наших дней
2.1. Гностицизм.
Гностицизм появился в 1 веке от Р. Х. Существует мнение, что до наших дней он дошёл в форме теософии.
Одним из первых гностиков является — Симон Волхв.
Кроме того, Николай Антиохиец (николаиты), Маркион, Керинф, Василид.
Гностицизм как особая форма религиозного самовыражения появился в ранние времена существования Церкви. Каждая гностическая секта исповедовала своё вероучение. Как правило в основе гностических культов лежали: греческая философия, иудейское богословие, восточные верования. Существенной части гностических сект было свойственно исповедание дуализма. Противниками ереси являются св. Ириней Лионский и св. Ипполит Римский.
В наши дни гностиками можно назвать Николая Рериха, Елену Блаватскую.
2.2. Антитринитаризм
Представители ереси: Ноэт. Феодот Кожевник.
Представители антитринитаризма верили в существование Единого Бога, однако отрицали учение Церкви о Троичности Бога в Лицах. По большому счёту в антиринитаризме можно выделить два направления: динамистов (Феодот Кожевник) и модалистов (Ноэт).
Динамисты (Феодот Кожевник) учили, что Сын и Святой Дух не имеют личного бытия, но суть силы Единичного Бога. Первая сила участвовала в творении мира; она играет посредствующую роль между Богом и миром; и именно она явилась в Лице Иисуса Христа.
Святой Дух — Божественная сила, которой свойственно совершать действия освящающего, благодатного характера.
Модалисты (Ноэт) учили, что Бог единичен, однако в разное время являл Себя в разных Лицах (модусах, образах, личинах). Во времена Ветхого Завета Он открывался как Отец, во времена Христа явился миру как Сын. В освящении людей Бог обнаруживается как Святой Дух.
Самыми известными критиками антитринитаризма в Церкви были свят. Афанасий Великий и свят. Григорий Нисский.
В новейшее время антитринитариями были: Среди известных христиан-антитринитариев — Исаак Ньютон, Мигель Сервет, Джон Локк, Джон Мильтон и Томас Джефферсон.
Сейчас ересью антитринитаризма заражены отдельные неопротестантские направления.
2.3. Арианство.
Автором ереси считают пресвитера Ария. Также видным представителем этой ереси был — епископ Евсевий Никомидийский.
Для арианства характерно — неприятие основного догмата Церкви о единосущии Бога-Сына Богу-Отцу. По учению Ария, Сын Божий Логос (Христос) – творение Бога, следовательно, не единосущен Ему, т.е. в сравнении с Богом-Отцом является существом низшего порядка.
Ересь арианства была осуждена на I Вселенском соборе, который собирался в Никее (325 год). Наиболее известными борцами с этой ересью были Свят. Афанасий Великий, Свят. Василий Великий, Свят. Григорий Богослов и Свят. Григорий Нисский.
В наши дни к арианам можно отнести Свидетелей Иеговы. Автором этой ереси можно назвать Чарльза Рассела.
2.4. Несторианство.
Автор ереси — Несторий, Патриарх Констнтинополя. Несториане отрицали подлинное воплощение Сына Божьего. Христа они считали Человеком, соединенным с Сыном Божьим духовно-нравственной, благодатной связью. В связи с этим они отрицали Богоматеринское достоинство Девы Марии, называя Её Христородицей, Человекородицей.
Основным критиком несторианства был свят. Кирилл Александрийский.
Несторианская ересь была осуждена на третьем Вселенском Соборе, проходившем в Ефесе (431 год).
2.5. Пелагианство.
Автор ереси британский монах — Пелагий. Епископ, поддержавший Пелагия — Юлиан Экланский.
Пелагианство радикально исказило Учение Церкви о благодати, грехе, а особенно о первородном грехе. Пелагий учил, что грех Адама не имел генетических последствий для последующих поколений, а человек по своей сути является добрым. Проступок Адама и Евы был лишь плохим примером для потомков.
На практике это означало, что человек может прийти к Богу с помощью своей свободной воли, благодать же ему хотя и полезна для спасения, но факультативна.
Главным критиком пелагианства являлся Блаженный Августин (Иппонский).
Папа Римский Бонифаций I осудил пелагианство.
Третий Вселенский Собор, проходящий в Ефесе В 431 году подтвердил это осуждение пелагианства.
В наши дни ересь пелагианства существует в некоторых протестантских деноменациях.
2.6. Монофизитство.
Автор ереси архимандрит Константинополя — Евтихий. Сторонники этой ереси — Диоскор архиепископ Александрийский и Севир архиепископ Антиохийский.
Монофизиты признавали, что Христос и Сын Божий — Единой Лицо. Однако учили, что в Нём заключено не два естества — Божественное и человеческое, — а одно, образовавшееся из двух. Некоторые из них утверждали, что ограниченное человеческое естество поглощено во Христе бесконечной Божественной сущностью, как капля уксуса поглощается морем.
Противники монофизитства:
Папа Римский Лев I, патриарх Константинополя Флавиан, преп. Анастасий Синаит.
Ересь монофизитства была осуждена на четвёртом Вселенском Соборе в Халкидоне (451).
В наши дни одной из разновидностей монофизитства придерживаются некоторые древние церкви, например Армяно-Григорианская, яковитская, коптская.
2.7. Монофелитство.
Автор этой ереси — Патриарх Константинопольский Сергий (7 век от Р. Х).
Представителями этой ереси являются имп. Ираклий, папа Римский Гонорий.
Монофелиты признавали, что во Христе, как в Едином Лице, заключено два естества: Божеское и человеческое. Однако при этом они отрицали наличие у Христа двух воль, Божественной и человеческой, полагая, что человеческая воля поглощена Божественной.
Главным противником этой ереси был преп. Максим Исповедник.
До нашего времени сохранились остатки монофелитских церквей.
2.8. Иконоборческая ересь.
Считается, что автором ереси является Лев III Исавр. Продолжателями ереси были императоры Константин V Копроним и Лев V Армянин. Защитником ереси был Иоанн Грамматик.
Иконоборцы, основываясь на заповеди о несотворении кумира, отрицали уместность почитания святых икон. Иконы они приравнивали к идолам, а их почитателей — к идолопоклонникам.
Противники ереси: преп. Иоанн Дамаскин, Герман I патриарх Константинопольский, преп. Феодор Студит.
Ересь была осуждена на VII Вселенском соборе, проходящем в Никее в 787 году.
2.9. Оригенизм
Оригенизм — совокупность еретических взглядов, искажающих догматы христианского богословия, восходящая к различным теориям представителя александрийской богословской школы Оригена (ок. 185 — ок. 254). Сторонники ереси Оригена: Дидим Слепец и Евсевий, епископ Кесарийский.
Ересь Оригена, дошедшая до наших дней, это учение об апокатастасисе (греч. ἀποκατάστασις τῶν ἁπάντων — «восстановление всего»). По мысли Оригена, Бог очистит своё творение огнём страдания и спасёт всех, включая дьявола.
Идея того, что Бог всё-равно всех спасёт не является христианской:
«Это догматы языческие. Это пустословие людей, которые думают о себе, что они нечто значат. Сии (мнения) не к свету ведут тех, которые им доверяют, но в тьму. Они не к страху Божию побуждают, но более к преуспеянию диавольскому. Они не извлекают из тины, но погружают в нее. Это суть плевелы, которые враг посеял на поле Домовладыки.
Брат, если ты хочешь спастись, не принимай это (учение о спасении всех), ибо свидетельствую тебе пред Богом, что ты впал в ров диавольский и в крайнюю погибель. Итак, отступи от сего лжеучения и следуй святым отцам». (Преп. Варсонофий Великий).
Писание прямо говорит, что многие пойдут в погибель и лишь некоторые в жизнь вечную:
«Входите тесными вратами, ибо широки врата, ведущие в погибель и многие идут ими, потому что тесны врата и узок путь ведущий в жизнь вечную, и не многие находят их» (Мф. 7:13)
Противники ереси: священномученик Мефодий Патарский, Епифаний Кипрский.
Ориген был осуждён на V Вселенском Соборе, который происходил в Константинополе в 553 году.
2.10. Папство
Сущность ереси папства составляет непогрешимость римского епископа.
Непогреши́мость (Безоши́бочность) римского папы (лат. Infallibilitas — «неспособность заблуждаться») — догмат Римско-католической церкви, утверждающий, что, когда папа определяет учение Церкви, касающееся веры или нравственности, провозглашая его ex cathedra (то есть, по учению РКЦ, как глава Церкви), он обладает непогрешимостью (безошибочностью) и ограждён от самой возможности заблуждаться.
Идея папской непогрешимости появляется на христианском западе в 9 веке.
Важную роль в формировании идеи первенства Папы в качестве догмата сыграла булла Бонифация VIII «Unam Sanctam» (1302 год).
Теоретически идея папского примата разрабатывалась Фомой Аквинским и другими католическими богословами средневековья.
Официально ересь папской непогрешимости провозглашается на I Ватиканском Соборе в 1870 г. как догмат божественного откровения.
Первым противником ереси Папства считается патриарх Константинопольский Фотий.
Святитель Марк Эфесский наиболее ярый противник Флорентийской унии в XV веке писал:
«Для нас папа представляется как один из патриархов, и то — если бы он был православным, а они с большею важностью объявляют его — викарием Христа, отцом и учителем всех христиан».
Папство было осуждено на большом Константинопольском соборе 1484 года.
В мае 1848 года иерархи Антиохийской, Иерусалимской и Константинопольской церквей издали «Ответ восточных патриархов на послание Пия IX».
В этом документе восточные Патриархи опровергают доводы папы Пия IX в пользу папского примата. В послании патриархов со ссылкой на евангельский текст (Мф. 18:18) говорится, что власть была дана не только Петру, но и всем апостолам.
Также первенство Петра патриархи объясняют тем, что Пётр первым из апостолов исповедовал веру во Христа: «Ты ecи Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16:16). Основываясь на толковании Блаженного Августина, патриархи разъясняют, что основанием Церкви стала не личностью Петра, но его исповедание веры.
Также слова Спасителя Петру должны были укрепить его в вере, а не даровать ему верховную власть. Для объяснения евангельского текста (Ин. 21:17) патриархи ссылаются на параллельное место в Священном Писании (1Петр. 5:2) и обращаются к толкованиям Августина, Амвросия, Иоанна Златоуста, Епифания и Кирилла Александрийского. В словах Иисуса Христа заключается не дарование Петру особого статуса, а восстановление его в апостольстве после отречения. В послании выражается православное понимание Вселенской Церкви:
«У нас ни патриархи, ни Соборы не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранителем благочестия у нас является самое Тело Церкви, то есть самый народ».
Для того, чтобы вернуться в чат-бот – постучись в дверь ниже:
***
***
Вопросы:
Вопрос 47. Христос умер за всех людей?
Христос умер за грехи всех людей, однако все ли люди смогут войти в Царство Небесное и получить вечную жизнь с Богом?
Ответ на этот вопрос содержится, к примеру, в следующем месте св. Писания:
«Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: выйдут ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов». (Мф.13:47-53)
Та рыба, которая была собрана в сосуды, это те, кто достигнут оправдания от Бога, будут Им искуплены, усыновлены и приняты в Его вечную славу. Из притчи видно, что сначала они должны были попасть в некие «сети». Это образ земной Церкви. А потом при кончине века из среды Церкви они выбираются, отделяясь от «плохой рыбы», то есть плохих христиан. Логично, что в сеть попадает не вся рыба, которая есть в море. Так что те, кто Церкви не принадлежит спастись точно не могут. И притча учит нас, что и среди членов Церкви спасаются не все, а только те, кого Бог признает верным.
Вопрос 48. Почему бы Богу всех не вылечить и не сделать богатыми?
Многие христиане считают, что главное дело христианина в Церкви, — это здоровье, карьера, обретение земного благополучия. Старец Иероним Эгинский говорил об этом так:
«Ошибка — когда Бог становится не целью, а средством для жизни. К сожалению, большинству людей Христос не нужен. Нужно людям, чтобы у них было всё хорошо; а Бог должен быть средством для этого. Нужно, чтобы семья не распалась — пойти в церковь повенчаться.
Нужно, чтобы дети не болели — крестить, причастить. Нужно, чтобы не сглазили, порчу не навели — песочек с могилки популярной подвижницы принести, в уголочках посыпать. Сын пьет — акафист Неупиваемой Чаше прочитать. Муж бьет — в паломничество съездить.
Мы видим, что труд направляется не на то, чтобы быть с Богом и жить жизнью Святого Духа, а на то, чтобы получить что-то от Бога. Бог выступает как гарант нашей благополучной жизни. Сыне, даждь Ми сердце твое,- говорит Христос, а все прочее Я Сам приложу тебе, ибо в сердце человеческом может вмещаться царствие Божие. Господь заповедует ученикам Своим: ищите прежде царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам».
На Руси даже поговорка была такая: «Нам бы с краюшку, да в «раюшку». И если ради Царства Небесного нам необходимо поболеть или чего-то лишиться, мы должны с радостью на это условие согласиться. Тогда не будет у нас разочарований из-за того, что мы не смогли в Церкви самореализоваться или получить исцеление.
Вопрос 49. Почему Бог попускает нам скорби и страдания? Без них что, никак?
Мы должны измениться. К сожалению, мы не можем измениться без боли:
«Знайте, что в начале Дух Святой дарует праведникам, видя их сердца чистые, радость для духовного делания. А когда эта радость даруется, тогда Дух Святой отходит и оставляет их и это есть знак (печать) Его. Делает это Он со всякой душой, взыскующей Бога в начале духовного преуспеяния.
А отходит и оставляет Дух людей, дабы знать, действительно ли они благодарны Богу или нет. Некоторые из них, когда Дух отходит от них отяжелевают и остаются в тяжести неподвижными. Они … по нерадению своему и по собственному желанию отчуждают себя от сладости Божией. Поэтому они становятся плотскими и носят одно только имя христианское. Такие христиане суть слепцы в жизни своей и не знают они Бога. Но если христиане, чувствуя непривычную тяжесть и вспоминая о прежней радости будут усиленно со слезами молить Бога и подвизаться в посте, тогда Бог, видя их искренность и самоотречение дарует им радость больше первой радости и прочно укрепит их в вере. Эту печать ставит Бог на каждую душу, которая ищет Его.» (Св. преп. авва Аммоний)
В начале духовного пути, мы можем испытать безграничную радость обретения Бога и истинного смысла жизни. А потом Бог испытывает нашу верность. Без верности и благодарности нет духовного совершенства. А без духовного совершенства нам не на что рассчитывать, когда мы встретимся с Богом.
Те, кто ищут только весёлого квеста в христианстве, могут услышать при встрече с Богом следующее:
«Многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от все делатели неправды». (Лк 13:24–27).
Вопрос 50. Какие обряды нужно выполнить, чтоб было всё хорошо?
Таких обрядов нет. Смысл обрядов состоит в том, чтобы люди подготовились внешне и внутренне к встрече со Христом.
Вот, что мы читаем об этом у Исихия, еп. Иерусалимского:
«Внешний, телесный подвиг служит образом Ветхого Завета, в то время как чистота сердца–это образ Евангелия Нового Завета. Пост, воздержание, жёсткое ложе, стояние, бдение и прочие телесные подвиги хороши потому, что они успокаивают страстную часть тела, препятствуя греховным движениям. Это обучение нашего ветхого человека и охранение его от страстных дел. Однако чистота сердечная, то есть хранение ума, коего образом служит Новый Завет… отсекает от сердца всякое зло и всякие страсти и искореняет их, и вместо того вводит в сердце радость, сокрушение, плач, слёзы, познание самих себя и своих грехов, памятование смерти, истинное смирение, безмерную любовь к Богу и людям. (Преп. Исихий Иерусалимский)
Митрополит Иерофей Влахос пишет об этом так:
«Святые отцы, не пренебрегая внешними телесными подвигами, которые несомненно, полезны для обучения, уделяют большое внимание внутренней чистоте сердца. Внешние подвиги приготовляют почву для возрастания подвижничества внутреннего, духовного. Если человек пребывает во внешних подвигах и не переходит ко внутренним, он переживает этап Ветхого Завета».
«Новый Завет — есть созерцание Христа в своём сердце, очищенном от страстей. Чисто такое сердце, где Бог, как на скрижали, пишет закон свой».
Ап. Павел называет Ветхий Завет «детоводителем ко Христу». И хотя мы живём в «новозаветнюю» эпоху психологически мы можем «застрять» в Ветхом Завете. Так бывает, когда мы никак не можем приобрести навык истинной любви, столь необходимый для жизни во Христе.
***