Каковы причины прекращения общения с человеком по учению святых отцов?

Сайт Школы Крёстных Нянь Калининградской митрополии

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) говорит, чтобы мы старались сближаться с людьми духовными, благородными и праведными перед Богом.

От тех же, кто сеет соблазны, лучше всего держаться подальше:


«Люди чистоплотные, заботящиеся о чистоте одежды, стараются обходить всякого человека, который может испачкать их грязью. Нельзя не уходить от нечистоты: не уйдем — сами испачкаемся.
Так и христианам надлежит хранить чистоту сердца, держась подальше от тех, кто полон грязи духовной. Не смешивайтесь с толпой нечестивых людей, сторонитесь их, чтобы не заразиться духовным смрадом, ищите общения с людьми чистыми, благородными, праведными пред Богом. Их очень немного, но они есть рядом с каждым из нас. Прилепитесь к ним сердцем… Идите туда, где чисто, добро, свято… Бойтесь встреч, опасных для души!» Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Ниже мы укажем вам на три причины для удаления от отдельных людей:


1) Коварство


Не всякого человека вводи в дом твой, ибо много козней у коварного. Как  охотничья птица в западне, таково сердце надменного: он, как лазутчик, подсматривает падение; превращая добро во зло, он строит козни и на людей избранных кладет пятно. От искры огня умножаются угли, и человек грешный строит козни на кровь. Остерегайся злодея, – ибо он строит зло, – чтобы он когда-нибудь не положил на тебе пятна навек. Посели в доме твоем чужого, и он расстроит тебя смутами и сделает тебя чужим для твоих.

                                                      Сир. 11:29-34.


Коварный человек, это тот кто сеет раздоры, умножает ссоры, усиливает ненависть людей друг к другу. Основное средство коварного — это клевета. 

1. 1. Откровенная клевета.

Это когда кто-то оговаривает ближнего, утверждая что он делал или говорил то, чего вообще никогда не было. Допустим Андрей должен Игорю 100 тыс. рублей. Он не может вернуть их вовремя. Поэтому он не придумывает ничего лучшего, чем оклеветать Василия, заявив, что последний должен ему 200 тыс., которые он никак не хочет возвращать. Это открытая клевета. Она будет ещё и наглой если Василий никогда не имел с Андреем денежных отношений.

1. 2. Скрытая клевета.

Это когда кто-то оговаривает ближнего через искажение реальных фактов. Допустим Василий занял у Андрея 5 тыс. рублей, но не смог их вовремя вернуть. Андрей сам должен Игорю 100 тысяч рублей. И вот Андрей заявляет Игорю, что он не может вернуть долг из-за того, что Василий не вернул ему 200 тыс. рублей. Василий на самом деле должен Андрею 5 тыс. рублей. Однако Андрей всё же клевещет на Василия Игорю, утверждая, что Василий не вернул ему 200 тыс. Этими словами он пытается оправдаться перед Игорем. Однако это скрытая клевета.

1. 3.  Словесная манипуляция.

Это форма клеветы, при которой обманщик оклеветывает кого-то за счёт сокрытия каких-то имеющих к делу фактов. Так же словесная манипуляция происходит от того, что манипулятор вкладывает в слова какого-то человека другую интерпретацию. Пример словесной манипуляции: Василий заявил Андрею, что он сейчас не готов взять Игоря на работу, поскольку у Василия отозвали лицензию на тот вид деятельности, которую осуществляет Игорь. Андрей манипулирует, когда в разговоре с Игорем заявляет, что Василий не хочет связываться с Игорем. Андрей скрыл от от Игоря важный факт: Василий сказал, что он только СЕЙЧАС не готов взять Игоря на работу. Однако Андрей сказал так, будто Василий в принципе не хочет брать на работу Игоря.

Другой вариант словесной манипуляции: Василий говорит Андрею: «Я никак не могу связаться с Игорем.» Здесь имеется в виду то, что Василий не может дозвониться до Игоря по телефону. Однако Андрей искажает смысл слов Василия и в разговоре с Игорем заявляет, что Василий не может связываться с Игорем, то есть не может с ним сотрудничать.

1.4. Несправедливое обвинение.

 Это тоже клевета. Если вас спрашивают: «Ты на полке моей 2 тыс. рублей не брал»? — это просто вопрос. Не стоит сильно унывать от того, что кто-то посмел задать этот вопрос вашему величию. Ещё ни один человек от такого вопроса не умер. А вот когда на вас пальцем показывают и утверждают, что это точно вы взяли на полке 2 тысячи рублей, (которые вы на самом деле не брали) тогда — да!

Святоотеческое тексты говорят нам о том, что клевета не должна нас расстраивать и быть для нас источником уныния. Блажен тот, кто благодушно переносит клевету и оскорбления. Но это вовсе не значит, что клеветнику можно безнаказанно клеветать. Жертва клеветы имеет право защитить от злобы интригана других людей, предупредить их. Если вас оклеветали, вы имеете право сказать об этом другим людям, предупредить их, уберечь от опасного контакта с интриганом. 

Главное, чтоб вы сами не озлоблялись, не осуждали грешника (то есть не желали ему зла) и не впадали в тот же грех, который видим в другом человеке. 

Нам самим так же необходимо строго следить за собой и за своими словами, чтобы не оказаться клеветниками. Иногда мы без рассуждения воспроизводим чужую клевету, делаясь участником чужого греха. В других случаях мы манипулируем словами по привычке, воспроизводим те шаблоны поведения, которые усвоили себе через следование дурным примерам. Поэтому премудрый Иисус, сын Сирахов учит нас тому, чтобы прежде обвинения кого-то в грехе мы внимательно разобрались с ситуацией:


Что стрела, вонзенная в бедро, то слово в сердце глупого. Расспроси друга твоего, может быть, не сделал он того; и если сделал, то пусть вперед не делает. Расспроси друга, может быть, не говорил он того; и если сказал, то пусть не повторит того. Расспроси друга, ибо часто бывает клевета. Не всякому слову верь. (Сир. 19:12-16.)


«Прежде, нежели исследуешь, не порицай; узнай прежде, и тогда упрекай. Прежде, нежели выслушаешь, не отвечай, и среди речи не перебивай». (Сирах 11:7-8)


В общении с христианами мы должны руководствоваться принципом, который отражён в евангелии от Матфея:


«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». (Мф. 18:15-17.)


2) Сознательное кощунство


Другая причина для прекращения общения это богохульство.


Прогони кощунника, и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань. (Пр. 22:10)


Под кощунником надо понимать не просто человека, который задаёт обидные или даже «дурацкие» вопросы, но не скрывает своего презрения к верующим. Он тот, кто не просто чего-то не понимает, но упорно держится своих антихристианских взглядов. Такому человеку не нужно угрожать. Просто прекратите разговор с ним и отойдите от него в сторону.


3) Соблазн и искушения


 

Достаточно часто они приходят через людей. Прекратить общение со всеми людьми мы не можем. Поэтому ап. Павел даёт такой совет:


Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас. (1Кор. 5:9-13.)


Итак, речь здесь идёт, во-первых, о тех, кто грешит упорно, а во-вторых, о тех, кто называясь братом остаётся нераскаянным грешником. Именно такой человек сеет соблазн в христианском собрании, в общине верных христиан. Ап. Павел призывает извергать развращённого из общества христиан.

Особый случай: Священники, сеющие соблазн

ВАЖНО!!! Православная Церковь, говоря о священстве, утверждает, что если священник не запрещен в служении и не лишен сана, он может совершать таинства Церкви и в частности таинство евхаристии. И эти таинства будут спасительными для людей даже тогда, когда их совершает даже очень грешный батюшка.

Да, Бог через Своего грешного пастыря может дать тебе истинную плоть и кровь Христову.
Однако проблема в том, что в силу своей личной греховности сам этот священник может участвовать в таинствах себе во осуждение. И те, кто принимает причастие из его рук тоже могут причащаться себе во осуждение…

Итак, таинства подаёт нам Бог даже через очень грешных пастырей. Однако, то, чему пастырь учит и то, как он себя ведёт может быть соблазном.

Свят. Иоанн Златоуст учит нас не удивляться тому, что среди пастырей иногда появляются те, кого можно назвать «волками в овечьей шкуре»:

«Не удивляйтесь, если и пастыри оказываются волками. Ведь именно в беседе с епископами и пресвитерами апостол Павел говорил: «и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно» (Деян.20:30). Итак, не давайтесь в обман никому, хотя бы кто и имел снаружи вид ангела, будучи внутри дьяволом. Поэтому Иисус и говорит: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мф.24:4). И я опять повторю то же самое. Берегитесь от соблазна, откуда бы он ни шел – от чужих ли или от своих, и кто бы ни был тот, кто говорит «развращенная» – епископ ли, пресвитер ли, дьякон ли или чтец – из тех, «которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф.7:15), которые имеют образ благочестия, силы же его отверглись». (Свят. Иоанн Златоуст)

Про ложных пастырей хорошо сказал преп. Симеон Новый Богослов:

«Есть в настоящей жизни и добрые учители и отцы, истинно духовные, такие, про которых мы говорили выше. Но возле них есть и такие, которые еще сами не родились свыше и еще не познали себя самих, не то что Бога. И эти люди, сами себя выставили учителями и отцами других.

Такие лжеотцы и всякими способами стараются привлечь к себе всякого, отрекшегося от мира, и если заметят, что он хвалит кого-либо из истинно духовных отцов, тотчас спешат представить злодеем того духовного отца, чтоб соблазнить душу юноши и помешать ему пойти к нему за наставлением.
От рук этих лже-отцов взыщется кровь соблазненных ими, как сказал Господь.
Они, будучи обладаемы тщеславием и гордостию и думая о себе, что они великие, хотя ничего из себя не представляют, делаются отцами, учителями и апостолами, сами себя рукоположив; между тем как ни благодати Святого Духа не получили, как Апостолы, ни светом ведения не просветились, ни Бога, Коего проповедуют, не видели. (Преп. Симеон Новый Богослов)


Давайте посмотрим еще одну цитату преп. Симеона Нового Богослова на эту тему:

«И как плотской отец рождает и детей плотских, так и отец духовный тех, которые желают быть чадами его, делает чадами духовными. – Но тот, кто сам еще не родился, тому как возможно быть отцом других? Нет, невозможно…
И как возможно ему руководить других к Свету, или научить их, что есть Свет, который пришел в мир, чтобы просвещать сидящих во тьме?

Сам он слеп и не видит, как же может он показать путь другим? Ибо Господь говорит: Если слепец ведёт слеп, оба упадут в яму (Мф.15:14), – то есть в ров неведения, или пагубы… Открываются же умные очи и прогоняется духовная слепота благодатию Святого Духа.

И никто из святых, от века бывших, не делался святым, не познавал Бога, не становился другом Божиим, если прежде ум его не был просвещен от Святого Духа, если не получил от Него ведения, слова и силы, и не был Им доведен до познания велений Божиих. Кто не просвещен Духом Святым, тот не только не знает себя самого, но не знает и заповедей Божьих, которые как монеты, имеющие на себе пречистый образ Его.. Их попирает он ногами своими, как ненужный прах, нисколько не чувствуя ни их, ни того, как относится к заповедям Господа, потому что он вообще не может чувствовать.»

Поэтому Василий Великий советует христианам испытывать пастырей по св. Писанию:

«Слушатели, наставленные в Писании, должны испытывать, что говорят учителя и согласное с Писаниями принимать, а несогласное отметать, а держащихся таковых учений еще более отвращаться»! (Свят. Василий Великий)

И если пастырь это испытание не проходит, то необходимо относиться к лже-пастырю так:   

«Поэтому, брат, если видишь, что имеет кто благоприличную наружность, не на то обращай внимание, облечен ли он в овчую волну, носит ли он имя пресвитера, или епископа, или диакона, или подвижника; но постарайся узнать дела его: целомудрен ли он, страннолюбив ли, милосерд ли, исполнен ли любви, пребывает ли в молитвах, терпелив ли? Если чрево ему — Бог, и гортань его — ад, если страждет он сребролюбием, корчемствует благочестием; то оставь его. Это — не пастырь сведущий, но волк хищный» (Св. Афанасий Великий)

Вот вам ещё один совет от преп. Симеона Богослова:

«Когда ты начнешь жить доброй жизнью, то диавол не спустит тебе этого, но подымет против тебя всех нерадивых и ленивых, которые начнут осуждать тебя, поносить, пересмеивать и причинять премногое множество всякого рода неприятностей, чтобы заставить тебя бросить доброе намерение, но ты не смотри на это». (Преп. Симеон Новый Богослов)

Как мы уже знаем, среди нерадивых и ленивых вполне могут быть как миряне, так и пастыри. То хорошее, что они делают, следует одобрять, а всё плохое — отвергать. Учение, которое соответствует Писанию и Преданию, мы принимаем с любовью. То, что противоречит учению Церкви мы отторгаем.

Столкнувшись с пастырем, который сеет соблазн, попробуйте деликатно сказать ему об этом.

Поступайте с ним по учению Евангелия (мы уже приводили этот отрывок выше):

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь. Мф. 18:15-17)

Под «Церковью» здесь можно иметь в виду архиерея той епархии, в которой служит данный клирик. Если ваши попытки воззвать к совести пастыря не увенчались успехом, отойдите от него и не мешайте Богу вразумлять его.

Молитесь за этого священника и желайте ему добра и спасения. Именно так и должен поступать настоящий христианин. Не стоит расстраиваться от того, что в Церкви Христовой есть злые виноградари. Даже среди 12 апостолов был предатель Иуда. Слава Богу добрых пастырей в Церкви Христовой намного больше.

Благодарим за участие в тренинге.