Св. Симеон Новый Богослов о рождении свыше

Сайт Школы Крёстных Нянь Калининградской митрополии

Наиболее полно это учение изложено в 87 слове св. Симеона, которое называется так:


«О тех, которые сами собою делаются учителями, отцами духовными и руководителями других, не имея Божественной благодати».


Слово начинается с объяснения того, почему сам св. Симеон берётся проповедовать о спасении других людей:


«Но так как мы, по слову святого Павла, не сами себя спасаем, искупленные пречистою кровию Христовою, то должны искать не своей только пользы, но искать пользы и ближним нашим во спасение. Поэтому и мне всячески необходимо со всем усердием творить повеления Владыки моего Иисуса Христа, искупившего меня.»


Фраза «искупившего меня» здесь очень важна. Дальше мы увидим, что не все называющие себя христианами искуплены. Мы знаем, что процесс искупления творения во Христе ещё не завершён. И сами христиане находятся в этом процессе:


«Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего её, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего». Рим. 8: 19-23.


Далее, св. Симеон раскрывает очень болезненный вопрос, касающийся категории людей, которые имеют ложную надежду на спасение. Св. Симеон предвидит, что его читатель может подумать, будто речь идёт о каких-то НЕКРЕЩЁННЫХ ЛЮДЯХ. А раз они не крещены, то и не возрождены. Но нет. Во времена св. Симеона Нового Богослова (11 век) большинство христиан были крещены в детстве. Именно их касается угрожающая речь св. Симеона. Впрочем, опасность их пути никак не связана с их детским крещением, а с тем, что они, будучи крещёнными, не были воспитаны в духе евангельской нравственности, которая является обязательным условием рождения свыше:


«Я верую, что младенцы окрещенные освящаются и соблюдаются под кровом Всесвятого Духа, что они суть овцы стада Христова, поскольку запечатлены знамением животворящего Креста и освобождены совсем от тиранства диавола.
Но если бы диавол не находил пригодных орудий злости своей к совершению того, что желает, или в родителях детей или в тех, которые с ними общаются, то наверное не мог бы он похитить и себе присвоить ни одного из них.
Ибо, как свидетельствует действительность, эти, названные нами лица, учат их с детства всякому злу и лукавству, срамословию, чревоугодию, плясанию, щегольству и всяким другим худостям, – сребролюбию, тщеславию, славолюбию, гордости, – и к этим гадостям они приучают детей с детства. Поэтому прежде чем дети начнут сами рассуждать, они чрез худое воспитание предаются диаволу в рабы, лишаясь благодати сыноположения…
Из отцов нынешнего века никто почти не воспитывает детей по-христиански и не обучает их заповедям Христовым, но все почти воспитывают их в обычаях и нравах языческих».


Далее читаем…


«Не трепещут эти родители при мысли, что дети могут отпасть от Христа и сделаться опять рабами сатаны, что будут они [эти дети] осуждены на смерть и вечное мучение в огне. Один страх обдержит родителей за детей своих, и одна у них забота относительно их, как бы сделать их великими пред людьми, славными и блестящими, но не добродетелью и целомудрием, и не равнодушием к пышностям и утехам мирским, а раззолоченными сбруями лошадей, щегольскими одеждами и рабами.

От этого и дети их привыкают к славолюбию, к пышности, к богатству и возношению. Так родители вводят своих детей во всякий вид страстей и искушений от бесов, а нередко, по вине родителей дети становятся нарушителями обетов Св. Крещения.»


— эта фраза очень интересная. Ведь обеты крещения дают за детей восприемники. Но вменяются обеты детям, поэтому при взрослении и отпадении от Бога эти крещенные дети осуждаются как нарушители обетов крещения. Идём дальше:


«По сей причине некоторые из этих детей остаются в злых навыках своих до самой смерти. Другие же приходят немного в чувство, познают своё рабское состояние и стараются освободиться от него. Но если они не отделятся совсем от злых учителей своих (именно так следует называть их родителей), то невозможно им будет освободиться от укоренившихся в них злых навыков.
Поэтому Бог, предвидя всё это, взывает ко всем нам: «Если кто следует за Мной и не возненавидит отца своего, и матерь… и братию… не может быть Моим учеником» (Лк.14:26). Ибо нет другой законной причины ненависти к родителям, когда последние причиняют душе ребёнка духовный вред.»


И далее св. Симеон говорит о необходимости духовного наставника для рождения свыше:


«Теперь послушай, честный отец, что я имею намерение сказать тебе. Те, которые отрекаются от мира и НЕ имеют духовных себе отцов и старцев, те, конечно, НЕ сделались и чьими-либо духовными чадами. Но те, которые не сделались чадами, те и не родились. Те же, которые не родились, те не пришли в бытие.

Подобно этому и те те, которые не родились духовно, не пришли в оный умный мир и не входят в тот дивный свет, в который вводит Бог верующих в Него(!!!)…
Более того, родившихся телесно, но не родившихся духовно ожидают тьма, огонь и мука вечная, по определению Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, рекшего: «Если кто не родится свыше, не может видеть царствия Божия». (Ин.3:3).


Обращаю ваше внимание на то, что речь здесь идёт исключительно про крещённых людей, а не про каких-то тёмных нехристей.
Далее св. Симеон говорит о том, почему эти крещённые люди даже не знают о духовном рождении:


«Надобно нам теперь узнать причину, по которой иные не знают, что они родились духовно. Какая же этому причина? Невежество и слепота очей души их. – И внимай поусердней. – Как детям рождаемым невозможно родиться без зачатия и без отца, так невозможно родиться свыше, (то есть принять благодать Святого Духа) тому, кто не имеет духовного отца, рожденного свыше».


Обращаю ваше внимание: Св. Симеон говорит что условием рождения свыше является не просто наличие духовного отца, но ДУХОВНОГО ОТЦА, КОТОРЫЙ САМ ДОЛЖЕН БЫТЬ РОЖДЁН СВЫШЕ! Читаем дальше:


«И как плотской отец рождает и детей плотских, так и отец духовный тех, которые желают быть чадами его, делает чадами духовными. – Но тот, кто сам еще не родился, тому как возможно быть отцом других? Нет, невозможно…
И как возможно ему руководить других к Свету, или научить их, что есть Свет, который пришел в мир, чтобы просвещать сидящих во тьме? Сам он слеп и не видит, как же может он показать путь другим? Ибо Господь говорит: Если слепец ведёт слеп, оба упадут в яму (Мф.15:14), – то есть в ров неведения, или пагубы…

Открываются же умные очи и прогоняется духовная слепота благодатию Святого Духа. И никто из святых, от века бывших, не делался святым, не познавал Бога, не становился другом Божиим, если прежде ум его не был просвещен от Святого Духа, если не получил от Него ведения, слова и силы, и не был Им доведен до познания велений Божиих.

Кто не просвещен Духом Святым, тот не только не знает себя самого, но не знает и заповедей Божьих, которые как монеты, имеющие на себе пречистый образ Его.. Их попирает он ногами своми, как ненужный прах, нисколько не чувствуя ни их, ни того, как относится к заповедям Господа, потому что он вообще не может чувствовать.»


Далее св. Симеон говорит о том, что нам необходимо искать себе духовного отца, наставника, рождённого духовно:


«Итак, если всякий ученик есть духовное чадо учителя своего, то всячески тому, кто ищет духовного отца, должно искать человека, который родился духовно и сознательно знает Бога и Отца своего (то есть сам пришёл к Богу, а не приведён был к Нему во младенчестве в Крещении), чтоб он родил духовно и его, и сделал воистину сыном Божиим. Есть в настоящей жизни и добрые учители и отцы, истинно духовные, такие, про которых мы говорили выше. Но возле них есть и такие, которые еще сами не родились свыше и еще не познали себя самих, не то что Бога. И эти люди, сами себя выставили учителями и отцами других.

Такие лжеотцы и всякими способами стараются привлечь к себе всякого, отрекшегося от мира, и если заметят, что он хвалит кого-либо из истинно духовных отцов, тотчас спешат представить злодеем того духовного отца, чтоб соблазнить душу юноши и помешать ему пойти к нему за наставлением.
От рук этих лже-отцов взыщется кровь соблазненных ими, как сказал Господь. Они, будучи обладаемы тщеславием и гордостию и думая о себе, что они великие, хотя ничего из себя не представляют, делаются отцами, учителями и апостолами, сами себя рукоположив; между тем как ни благодати Святого Духа не получили, как Апостолы, ни светом ведения не просветились, ни Бога, Коего проповедуют, не видели. И Он не открывался им, как обещал: имеющий заповеди Моя и соблюдающий их, тот есть любящий Мя… и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам». (Ин.14:21, 23)…

Итак, кто не соблюл божественных заповедей, кто не видел Сына Божия явленеым ему, кто не возлюбил Его как подобает тот слеп. Такой не познал в чувстве души своей, что Отец и Сын во Святом Духе обитель у него сотворили, про того можно сказать одно из двух: или Бог оставил его, и душа его пуста, или диавол, изгнанный из него во время Крещения, опять возвратился к нему по причине греха.»


Читая про «одно из двух» складывается впечатление, что либо из-за упорства в грехах человек вновь подпал под власть дьявола… либо Бог оставил его, этого человека. То есть Бог и не входил в этого человека при Крещении. Люди ошибочно считают такого человека крещённым. Как ещё можно понять эти слова св. Симеона?
Как не вспомнить тут слова св. Марка Подвижника:


«Уверился ли ты хотя ныне, что твердо верующим Дух Святой дается тотчас по крещении; неверным же и зловерным и по крещении не дается?» (Нравственно-подвижнические слова. М. 1858. С.147).


Или свт. Кирилл Иерусалимский говорит:


«Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет тебя крестить. А если пришел ты по вере, то люди служат в видимом, а Дух Святый дает невидимое». (7-е Огласительное слово к просвещаемым. Твор. Изд. Сойкина. С.219).


Священномученик Фаддей (Успенский) писал:


«Правда, многих крещеных нельзя назвать воскресшими духовно, так как духовная жизнь их ничем не отличается от жизни некрещеных. Можно креститься водой, не восприняв благодати Духа Животворящего (Ин. 3,5), ибо сия благодать ни в кого не вселяется помимо желания его. Чтобы благодать Крещения была воспринята (2 Кор. 6,1) крещеный должен привиться… к доброй маслине Христу через веру и любовь, которые обильно вселяют в душу человека жизнь Христову, а также через борьбу со страстями, мертвящими душу, мешающими ей ожить». (Священномученик архиепископ Фаддей (Успенский). Радость Воскресения Христова. //Радуйтесь. М. 1998. Изд. Елеон. С. 16-17).


Поэтому Св. Симеон в другом слове пишет:


«C тех пор, как воспринявшие престолы апостолов оказались плотскими, сластолюбивыми, славолюбивыми и склонными к ересям, оставила их божественная благодать, и власть эта отнята от таковых. Поэтому так как они оставили все, что должны делать священнодействующие, то одно только требуется от них — хранить православие.
Но я думаю, что они и это не [соблюдают]. (!!!)
Ибо не тот православный, кто не вносит новый догмат в Церковь Божию, но тот, кто имеет жизнь, согласную с правым учением.
Но такавого (воистину православного) современные патриархи и митрополиты (11 века) или, поискав, не находят, или, найдя, предпочитают ему недостойного […]

Итак, ни монахам по внешнему облику, ни рукоположенным и включенным в степень священства, ни удостоенным архиерейского сана, — патриархам, говорю, митрополитам и епископам, — просто так, только из-за рукоположения и его достоинства, не дается от Бога отпускать грехи — да не будет! Ибо им дозволено только священнодействовать, но думаю, что и это не многим из них дано, — чтобы, будучи сеном, они из-за этого не сгорели дотла, — а только тем, кто из священников, архиереев и монахов может быть сопричислен к ликам учеников Христовых за чистоту». (Преп. Симеон Новый Богослов. Аскетические произведения. Послание об исповеди. Клин. 2001.С. 91).


Далее св. Симеон продолжает:


«Итак, отче духовный, надлежит тебе прежде сделаться учеником Христовым и добре научиться заповедям Его и таинствам, – и тогда уже браться учить других; надлежит тебе прежде подчиниться и последовать духовному отцу, который провел бы тебя путем, ведущим ко Христу, так чтоб ты достиг Христа, или, лучше сказать, чтоб тебя обрел Христос; причем надлежит тебе заметить все повороты и все знаки пути, которым беспрепятственно проведет он тебя туда, где увидишь ты Христа благодатию Святого Духа, – и тогда уже руководи и других ко Христу.
Надлежит тебе прежде самому просветиться истинным светом, а после того вводить и других в сей свет; надлежит тебе прежде самому получить христианскую свободу, а потом берись руководить к ней и других. Ибо совершенно бессмысленен и безумен тот, кто сам, будучи рабом, берется освобождать других рабов.»


Складывается впечатление, что св. Симеон обращается в этом слове не просто к христианину, но к пресвитеру Церкви, законно рукоположенному священнослужителю.
Далее читаем:


«Каким же образом можем мы сделаться учениками Христовыми? Послушаем Самого Христа, Который говорит:» Если кто хочет идти за Мной, да отвергнет себя, и возмет крест свой, и последует за Мной». (Мф.16:24).


Идти вслед Христа означает подражать Ему в делах Его и жить так, как жил на земле и Он, Господь наш, терпя с радостию искушения и поношения, чтобы получить благодать Святого Духа. Ибо ни бдение, ни уединение, ни пост, ни нищета, ни труд телесный, ни другая какая добродетель не могут без Святого Духа доставить нам слова премудрости, или знания, или рассуждения; потому что все это есть путь, ведущий к свету, а не самый свет.

Почему если я и тысячу лет буду идти путем сим и не достигну света (который есть Дух Святой, от Отца исходящий и просвещающий в Сыне всякого человека, грядущего в мир), но и в конце жизни моей окажусь еще сущим во тме, то что пользы для меня от этого?

И Апостол Павел, сказав, что иному дается слово премудрости, иному слово разума, иному дарования исцелений, и прочее, потом прибавил: вся же сия действует един и тойжде Дух (1Кор.12:11). Видишь, что без Духа никто не может ни сам научиться, ни других научить?

Чтоб тебе видно было, что я ничего не говорю без Писания, слушай, что говорит Апостол Павел: аще же кто Духа Христова не имать, сей несть Его. (Рим.8:9). Видишь, что тому, кто не имеет Духа Святого, не только непозволительно учить других, но что ему невозможно даже быть членом Христовым?

Ибо со Христом соединяет благодать Святого Духа, и кто не имеет Духа Святого обитающим в себе, заведомо тому невозможно иметь общения со Христом, или видеть славу Христа сознательно. Он не может и Божественных Таин умно созерцать так, как бы видел Самого Христа и Бога, но видит только чувственно хлеб и вино, которые стоят на трапезе и видимы чувственно. (Сё упрёк тем, кто учит, что в причастии нам даны одни лишь символы Плоти и крови Христа). И сие справедливо страждут таковые, потому что не получившие благодати Святого Духа не могут видеть, ни познать Христа – Бога.

Те, которые не испытали и не удостоились сего, те чужие Богу. Они не принадлежат роду Его и не знают Его.

Те, которые не сподобились стать своими Богу, которые ни Духа Святого не имеют и не принадлежат Христу, – и пусть они не обольщают себя.

Когда получат они Духа Святого и станут Христовыми, – верным признаком того будет для них то, что сказал божественный Апостол:


«Там где Дух Господень, там свобода». (2Кор.3:17).


Под свободою разумеет он совершенное освобождение от всех страстей и от похотей мирских и плотских».