Е́ресь (др.-греч. αἵρεσις — «выбор, направление, школа, учение, секта») — сознательное отклонение от считающегося кем-либо верным религиозного учения, предлагающее иной подход к религиозному учению.
Согласно толкованию, приведённому в трактате «Этимологии» средневекового учёного Исидора Севильского, слово «ересь» происходит от haeresis, латинской транслитерации греческого слова др.-греч. αἵρεσις, означающего выбор, или в широком смысле школа мысли.
В этом значении слово изредка упоминается в Новом Завете (Деян. 5:17, Деян. 15:5, Деян. 24:5, Деян. 24:14, Гал. 5:20) и у ранних Отцов Церкви.
10 самых распространённых в наши дни ересей и заблуждений
1.1. Бог сидит на вершине горы. Все религии ведут на эту вершину.
Мнение: Бог сидит на вершине горы, а разные религии с разных сторон — это разные тропинки на
одну и ту же гору.
Господь наш Иисус Христос учил:
«Я есть путь, истина и жизнь. Никто не придёт к Отцу как только через Меня». (Ин. 14:6)
Представьте себе, что у вас есть уникальная клиника, которая лечит любые сердечно-сосудистые заболевания. Ей предлагают объединиться с другими похожими клиниками, у которых нет уникальных медицинских технологий. Это объединение произойдёт на базе «минимума» средств исцеления, доступного всем клиникам. Скажите, вы согласитесь объединиться с конкурентами на таких условиях?
«Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал … да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых … ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деяния 4:8-12).
Если согласиться с логикой «Бога на горе», то придётся признать, что факт смерти и воскресения Христа является мифом. Ведь именно так воспринимают этот факт представители других религий.
1.2. Главное верить в душе, а в храм ходить необязательно.
Веру в душе можно назвать «душеверием», это бесовская вера. Писание говорит, что бесы имеют веру:
«Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак. 2:19 — 20)
Естественно, бесы верят именно в душе, ведь тела у них нет.
Вера без дел мертва. Но даже если б у какого-то человека была такая сильная вера, что он мог бы при помощи её и горы переставлять, то и этого было б мало для спасения и вечной жизни. Кроме веры необходимо иметь в сердце ещё и любовь (См. 1 Кор. 13:2).
1.3. Если я творю много добрых дел, Бог простит меня даже и без крещения.
«Поскольку Господь говорит Никодиму: «Истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное» (Ин. 3:5), то ясно, что [никто из неверующих во Христа] не войдет в [это] Царство. Однако [никто] не лишится воздаяния своего: либо [неверующий во Христа] получает свое благоденствие богатством, роскошью и прочей прелестью жизни [сей], подобно [богачу], услышавшему от Авраама: «Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей». (Лк. 16:25) Либо судьба его в будущем веке сильно отличается от судьбы не творящего [здесь] благое. Ведь как для праведников обителей много (Ин. 14:2) у Бога, так и для грешников [существует] много различных наказаний. (Преп. Анастасий Синаит. Вопросо — ответы. Вопрос 7.)
Рождение от воды и духа называется «рождением свыше». Такое рождение это процесс, который начинается в крещении и продолжается в течении всей жизни в подвиге веры. Тот, кто не родится свыше не увидит Царства Божьего:
«Истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное» (Ин. 3:5)
Человек, который уверен, что Бог его спасёт «по любому» опирается в своём мнении только на свою мечту о «карманном боге». Такое «божество» обязательно будет гарантировать своему изобретателю индульгенцию ко всем грехам и самое уютное место в Царстве Небесном. Библейский Бог предлагает людям Свои условия спасения. Эти условия отражены в договоре, который называется Новым Заветом.
«Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?» (Матф.5:46)
1.4. Главное, чтобы человек верил по-православному. Этого достаточно для спасения.
Ничего подобного:
Не тот православный, кто ничего не прибавляет к догматам, но тот, чья жизнь соответствует евангельскому учению. (Преп. Симеон Новый Богослов).
Образ жизни человека это такой же важный фактор отношений с Богом, как и его образ мыслей:
«Кто не верует во Святую Церковь как единую врачебницу, вмещающую в себе все восстановительные для нас силы, и святые таинства ее и освятительные средства считает простыми обрядами без внутренней силы, – тот не наш.
Кто мечтает получить освятительную силу Божией благодати каким-то сокровенным, невидимым способом, а не тем, какой предлагается Святою Церковью, – тот не наш.
Кто не признает нужным подвижничества и всяких дел самоотвержения, обольщая себя ложною надеждою совместить дух Христов с духом мира, – тот не наш…
Кто явно и тайно нарушает уставы Церкви Божией, не считает нужным соблюдать посты, исповедоваться и причащаться, кто не почитает святых праздников и дней воскресных или вместо должного их чествования предается безумным увеселениям и забавам, – тот не наш.
Кто с дерзким самооправданием не хранит чистоты до брака и верности супружеской по браке, измышляя вместо благословленного Богом иной какой-либо образ сожития, – тот не наш.
Вообще, кто увлекается сам и увлекает других неукротимым своеволием в образе мыслей и правилах жизни – тот не наш».
Святой Феофан Затворник. (Созерцание и размышление).
«Кто ж не верует в Сына Божия? – Не только тот, кто открыто, решительно отвергает Его, но и тот, кто, называясь христианином, проводит греховную жизнь, гоняется за плотскими наслаждениями; тот, у кого бог – чрево; тот, у кого бог – серебро и золото; тот, у кого бог – земная слава…
Без самоотвержения человек не способен к вере; его падший разум противоборствует вере, требуя дерзостно отчета у Бога в Его действиях и доказательств в открываемых Им человеку истинах; падшее сердце хочет жить жизнью падения, к умерщвлению которой стремится вера: плоть и кровь, несмотря на предстоящий им ежечасно гроб, также хотят жить жизнью своею, жизнью тления и греха. (Свят. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты.)
«Христиане, бесстрашно живущии, покаяния и плодов его не творящии, Церкви святой не принадлежат, хотя и крещены во имя Святыя Троицы, поскольку веры не имеют. Без веры быть членом Церкви святой невозможно». (Свт. Тихон Задонский)
1.5. Крещение — это магия, которая «работает» в силу правильно совершённого обряда.
Крещение без веры ничего не даёт:
«Приступил некогда к купели Симон волхв; крестился, но не просветился; тело омыл водою, но сердце не просветил духом, тело входило в купель и вышло из нее, а душа не спогреблась Христу и не совосстала с Ним. <…> Если же ты останешься в злом произволении своем, то проповедующий тебе не будет виноват, а ты не надейся получить благодать. Вода тебя приимет, но Дух не приимет». (Свт. Кирилл Иерусалимский. Цит. по: Свящ. Владимир Хулап. «Катехуменат в истории Церкви»).
Во время патриарха Луки (1156 – 1159) пришли в Константинополь некоторые из турок, заявляя патриаршему синоду, что они христиане, ибо в детстве были крещены в своей земле христианскими священниками. На вопрос же, как это могло случиться, когда они следуют мухаммедову закону, отвечали, что существует у них обычай крестить своих детей у православных священников потому, что, по их мнению, во всяком новорожденном ребенке находится злой дух и смердит, как собака, пока не получит христианского крещения. Из этого собор заключил, что крещения, требуемого у христиан неверными, ищут последние не с добрым православным намерением, но ради телесного лечения, и не как средство, которое очищает от всякой душевной скверны, просвещает и освящает человека, но как некое лекарство и чародейство.
Таковое крещение, совершенно естественно, синод патриарший не мог признать правильным и потому определил, чтобы те турки, буде пожелали бы, были вновь крещены. Решение свое этот синод обосновал по аналогии на 8 правиле седьмого вселенского собора:
«Поелику некоторые из еврейского вероисповедания, блуждая, возмнили ругатися Христу Богу нашему, притворно делаяся христианами, втайне же отвергаяся Его, и скрытно субботствуя, и прочее иудейское исполняя: то определяем, сих ни во общение, ни к молитве, ни в церковь не приимати: но явно быти им, по их вероисповеданию, евреями: и детей их не крестити…»
1.6. Бог милостив, простит меня и без покаяния.
У Бога два суда: суд Милости и суд Справедливости. Судом Милости будут судимы те, которые сами оказали милость. Высшей милостью в глазах Бога является наше раскаяние в грехах.
Есть версия, что слово «раскаяться» происходит от слова «Каин». Так звали отрицательного персонажа Библии, который убил своего брата Авеля. Поскольку Господь наш Иисус Христос умер за наши грехи, то мы вполне можем сказать, что это наши грехи Его убили. Таким образом, все грешники есть как бы «Каины», которые убивают «Авеля», то есть Христа. Раскаяться, это значит перестать быть Каинами, перестать убивать Христа своими грехами.
Все мы много согрешаем, и мы не можем сразу же взять и исправить всю свою жизнь. Но у нас должно быть стремление к исправлению, поступки, которые свидетельствуют о нашем решении прекратить грех. Тот, же кто грешит упорно, тот жесток ко Христу, неблагодарен и лукав. Такому человеку глупо рассчитывать на милость Божию. Его ждёт суд Справедливости.
«Не ленись молиться Богу о тех, кои крайне нерадивы, однако проси Его не о том, чтоб Он помиловал их (потому что это невозможно до тех пор пока сами они сидят в бездействии и с места не двигаются), а о том проси, чтоб Он просветил их, пробудил от усыпления и сделал ревностными». (Св. Симеон Новый Богослов. Слово 15.)
1.7. Живём один раз. А монахам заплатим, чтобы они после нашей смерти нас вымолили.
«Никакие добрые дела не могут искупить из ада душу, не очистившиеся до разлучения с телом от смертного греха». (Св. Игнатий Брянчанинов. Кто жаждет иди и пей. М. 2018.с.100.)
«За врагов своих есть смысл молиться в то время, когда [верующие] могут обратить сердца [грешников] к плодотворному покаянию и спасти последних сим обращением». [Свт. Григорий Двоеслов. Собеседования, IV.44].
«Какая и ныне причина того, что святые люди не молятся за умерших людей неверных и нечестивых, как не та, что узнали о них, как об осужденных на вечное наказание, и потому не хотят приносить тщетную молитву пред лицом Праведного Судии?» [Свт. Григорий Двоеслов. Собеседования, IV.44].
Бог даёт дерзновение молиться за грешников великим подвижникам. Но и они не имеют гарантий того, что Бог даст верующему получить просимое. Иногда наша молитва за другого оказывается в глазах Бога лишь нашим собственным упражнением в добре.
1.8. После нашей смерти наша душа переселяется в тело животного или человека.
Это называется учением о реинкарнации. В Священном Писании нигде не прослеживается это учение.
«Пифагор баснословил о переселении душ, говоря, что переходят они не только в тела бессловесных, но и в растения. Этой же басни держался несколько и Платон. А Манес и прежде него злочестивый ряд так называемых гностиков, взяв это в повод себе, утверждали, что в этом состоит наказание… Но Церковь благочестивых гнушается этими и подобными им баснями и, следуя словам Божиим, верует, что воскреснут тела, с телами судимы будут души, жившие порочно подвергнутся мучению, а заботившиеся о добродетели сподобятся наград». (Блаж. Феодорит Кирский)
Наконец, учение о реинкарнации было осуждено Православной Церковью на Константинопольском Соборе 1076 года. Третий пункт его постановления гласил:
«Принимающим перевоплощение человеческих душ… и вследствие этого отрицающим воскресение, суд и конечное воздаяние за жизнь — анафема».
Учитель Церкви Ориген учил о переселении душ. О его ереси мы напишем ещё ниже.
1.9. А. Иисус Христос — это хороший человек, но он не воскресал из мёртвых…
Сам Иисус заранее предсказал свою смерть и воскресение:
«С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убитым, и в третий день воскреснуть». (Мф.15:21)
Если Он хороший человек, зачем он предсказывает ложь? Или это всё-таки не ложь?
И как быть с пророчествами Ветхого Завета о смерти и воскресении Христа?
«Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона и поносит нас за грехи нашего воспитания; объявляет себя имеющим познание о Боге и называет себя сыном Господа; он пред нами — обличение помыслов наших. Тяжело нам и смотреть на него, ибо жизнь его не похожа на жизнь других, и отличны пути его: он считает нас мерзостью и удаляется от путей наших, как от нечистот, ублажает кончину праведных и тщеславно называет отцом своим Бога. Увидим, истинны ли слова его, и испытаем, какой будет исход его; ибо если этот праведник есть сын Божий, то Бог защитит его и избавит его от руки врагов. Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его; осудим его на бесчестную смерть, ибо, по словам его, о нем попечение будет». (Премудрость Соломона 2: 12-20.)
Здесь говорится о смерти праведника. Ниже святой царь Соломон предсказывает воскресение этого праведника:
«Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицем тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги его; они же, увидев, смутятся великим страхом и изумятся неожиданности спасения его и, раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе: «это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания. Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною! Как же он причислен к сынам Божиим, и жребий его — со святыми?» (Премудрость Соломона 5:1-5)
1.10. Иисус Христос — это хороший человек, но не Бог… И Сам Себя Он Богом не считал.
На допросе у первосвященника Христос сказал что-то такое, что было интерпретировано как богохульство:
«Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, с казал: на что нам ещё свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти.» (Мф. 26: 63-66)
В еврейской традиции этот жест раздирания одежд засвидетельствован с глубокой древности как выражающий крайнюю степень скорби и отчаяния (Быт. 37:34; Нав. 7:6; 2 Цар. 1:11;4 Цар. 2:12; 19:1).
Обвинение в богохульстве — самое страшное из обвинений, которое еврейский суд мог предъявить человеку. Смертная казнь за богохульство предписывалась законом:
«Хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество» (Лев. 24:16).
Люди, жившие во времена Иисуса, знали, что Он называл Себя Богом. Но они не верили Ему.
«И еще более искали убить Его Иудеи за то, что … Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин. 5:18).
В другом месте Господь явно указывает на Своё Божество:
Тогда Иисус сказал: «Когда вы вознесёте Сына Человеческого, тогда узнаете, что Я Сущий (по евр. — Иегова). Я ничего не делаю по собственной воле, а лишь говорю то, чему Отец Мой научил Меня. (Иоан.8:28)
Ап. Павел указывает, что Иисус «не почитал хищением быть равным Богу» (Фил. 2:6), то есть не считал идею равенства с Богом преступлением:
«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». (Фил.2:6-8)
Так что для людей, читающих св. Писание Божество Иисуса Христа очевидно.
К. С. Льюис, профессор Кембриджского университета, в прошлом неверующий, писал:
«Я хочу здесь доказать, что не стоит повторять глупостей, которые часто приходится слышать насчёт Иисуса, вроде того, что «я готов принять Его как великого учителя жизни, но в то, что Он был Богом верить отказываюсь». Именно этого говорить и не стоит. Какой великий учитель жизни, будучи просто человеком, стал бы говорить то, что говорил Христос? В таком случае он был бы или сумасшедшим — не лучше больного, выдающего себя за варёное яйцо, — или настоящим дьяволом. От выбора никуда не деться. Либо этот человек был и остаётся Сыном Божьим, либо он был умалишённый, а то и хуже».
«Можно не слушать Его, считая слабоумным, можно оплёвывать Его и убить Его, считая дьяволом, а можно и пасть к Его ногам, называя Его Господом Богом. Не будем только нести всякой покровительственной чуши насчёт учителей жизни. Такого выбора Он нам не оставил, да и не хотел оставлять».
Находясь на острове святой Елены, поверженный Наполеон Бонопарт писал об Иисусе Христе:
«Поверхностный ум усматривает сходство между Иисусом и основателями империй, или богами иных религий. Такого сходства не существует. Бесконечная пропасть отделяет христианство от всех иных религий. Всё в Христе поражает меня. Его дух повергает меня в трепет, Его воля далеко превосходит мою. Невозможно сравнить Его ни с одним другим человеком в мире… Его способы убеждать людей — всего этого не объяснить ни человеческим устройством, ни природой вещей. Чем ближе я подхожу к Нему, чем тщательней Его изучаю, тем яснее вижу Его превосходство во всём. Его подавляющее величие. Религия Его — это откровение разума, который никак не мог быть человеческим… Ни в ком, кроме Него самого, не отыскать подражания Его жизни или её образца… Я тщетно искал в истории кого-либо сходного с Иисусом Христом или учения, сравнимого с евангельским. Ни история, ни человечество, ни минувшие века, ни природа не смогли дать мне ничего, что я мог бы поставить рядом с Евангелием или использовать для его объяснения». (Наполеон Бонапарт, император Франции.)
Для возвращения в игру, постучитесь в дверь:
***
***