Урок № 24. (БК) Православный храм II.
Урок № 23. (БК) |
Содержание базового курса |
Урок № 25. (БК) |
Содержание урока
|
Основная часть храма
Перед иконостасом располагается солея – возвышение, по которому во время богослужения ходят священнослужители. Центральная часть солеи называется амвоном – с него священник произносит проповедь. По краям солеи расположены клиросы, где во время богослужения размещаются певчие.
Стены храма могут быть украшены фресками, на которых изображаются различные события Священной истории Ветхого и Нового Заветов, сцены из житий святых, образы святых. Тематика фресок, как правило, имеет отношение к тому событию или святому, которому посвящен храм. Изображения на фресках располагаются рядами, как и в иконостасе.
Помимо главного алтаря в храме могут быть боковые алтари, располагающиеся на одной линии с главным алтарем или оформленные как отдельные помещения внутри главной части храма. Алтари иногда называют приделами (соответственно, говорят о главном и боковых приделах).
Архитектура и внутреннее убранство храма призваны напоминать верующему о невидимом мире, существующем за пределами мира видимого. В эпоху, когда формировались христианская архитектура и литургическая эстетика, многие верующие не умели читать, и изображения на стенах и иконах воспринимались как «Евангелие для неграмотных»: на них мог указывать священник, повествуя о том или ином святом или событии Священной истории. В наше время все умеют читать, но от этого священные изображения в храме не утратили свою значимость.
Иконы и крест
Бог по Своей природе есть Дух (Ин. 4:24) и Он невидим. Однако главным событием христианской истории стало Боговоплощение – пришествие в мир Бога в человеческой плоти. Благодаря Боговоплощению «Слово стало плотию» (Ин. 1:14), и в лике Сына Божия Иисуса Христа люди узрели таинственный и невидимый лик Божий.
Именно на этой истине основывается теория и практика иконописания. Изображать невидимого Бога нельзя, но можно изображать все то, что было явлено людям в видимом облике. Следовательно, можно изображать Иисуса Христа и события Его жизни. На иконе Богоявления можно изображать Святого Духа таким, каким Он явился людям, когда Иисус выходил из воды: в виде голубя. И можно изображать на иконах Божию Матерь, святых, различные события Священной истории и истории Церкви.
Почитание икон
В Православной Церкви иконы пользуются особым почитанием. Почитание икон – не просто благочестивая традиция: это догмат. Его провозглашение в VIII веке стало итогом жестоких гонений иконоборцев против иконопочитателей. Осудив иконоборчество как ересь, Церковь богословски осмыслила практику иконописания и иконопочитания, существовавшую в ней с самой глубокой древности.
Почитание икон не имеет ничего общего с идолопоклонством и никоим образом не является нарушением второй заповеди закона Моисеева: «Не делай себе кумира» (Исх. 20:4). Эта заповедь была направлена против поклонения ложным богам, поскольку древним людям было свойственно обожествлять животных, предметы быта или природные силы и поклоняться им как богам. Христиане же поклоняются единому истинному Богу.
Отвечая на нападки иконоборцев, Отцы Церкви настаивали на различии между поклонением, которое подобает одному Богу, и почитанием, подобающим Богородице и святым. Христиане поклоняются единому Богу, в Троице славимому. Святых же они почитают, но не обожествляют и не поклоняются им как богам или идолам.
Почитание икон выражается в том, что верующие молятся перед ними, совершают перед ними поклоны, целуют их. При этом знаки почтения воздаются не доске с красками, а тому, кто на ней изображен. По словам Отцов Церкви, «честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу».
Богословское, литургическое и нравственное
значение иконы
Иконы могут очень существенно отличаться одна от другой по стилю, но отличием всех икон от других живописных произведений является то, что они на- писаны в соответствии с «каноном» – суммой правил, остававшихся незыблемыми на протяжении столетий.
Икона – не портрет, она не претендует на точную передачу внешнего облика того или иного святого. Мы не знаем, как выглядели древние святые, но у нас есть фотографии людей, которых Церковь прославила в лике святых в недавнее время. Сравнение фотографии святого с его иконой наглядно демонстрирует стремление иконописца сохранить лишь самые общие характерные особенности внешнего облика святого.
На иконе он узнаваем, однако он иной: его черты утончены и облагорожены, им придан иконный облик.
Икона являет человека в его преображенном, обоженном состоянии:
«Икона есть образ человека, в котором реально пребывает попаляющая страсти и все освящающая благодать Духа Святого. Поэтому плоть его изображается существенно иной, чем обычная тленная плоть человека. Икона – трезвенная, основанная на духовном опыте и совершенно лишенная всякой экзальтации передача определенной духовной реальности. Если благодать просвещает всего человека, так что весь его духовно-душевно-телесный состав охватывается молитвой и пребывает в божественном свете, то икона видимо запечатлевает этого человека, ставшего живой иконой, подобием Бога».
Икона по своему назначению литургична, она является неотъемлемой частью литургического пространства – храма – и непременным участником богослужения. Каждой иконе, как правило, соответствует тот или иной церковный праздник, включая дни памяти святых.
Икона несет в себе глубокое нравственное содержание. Так, например, образ Пресвятой Троицы помимо того, что символически указывает на триединство Божества, служит для нас важным напоминанием о том духовном единстве, к которому все мы как члены единой Церкви Христовой призваны Самим Спасителем. А образ Успения Пресвятой Богородицы помимо того, что связан с конкретным историческим событием, отраженным в церковном празднике, указывает на то, что в христианстве смерть воспринимается как переход в вечную жизнь, где Сам Христос ожидает уверовавших в Него и исполнивших Его заповеди.
Иконы Христа, Богородицы, ангелов и святых
Иконы Иисуса Христа могут быть разных типов. Так, например, на иконе «Спас Вседержитель» Иисус Христос изображен сидящим на троне, с раскрытой книгой в руках. На иконе «Спас Эммануил» Он изображается юношей с длинными кудрявыми волосами. На иконе «Спас в силах» Он представлен сидящим на престоле в окружении ангелов – херувимов и серафимов.
Иконы Богородицы также бывают разных типов, в том числе с Младенцем и без Него. На иконах типа «Умиление» Божия Матерь изображена в трехчетвертном обороте, а Младенец – прильнувшим Своей щекой к Ее щеке. На иконе типа «Одигитрия» («Путеводительница») и Она, и Младенец изображаются лицом к зрителю, рука Младенца поднята в благословляющем жесте. На иконе типа «Знамение» Богородица изображена лицом к зрителю, Младенец в круге. Без Младенца Богородица изображается, в частности, в тех случаях, когда Ее икона входит в состав «деисусного чина».
Иконы Божией Матери, кроме того, различаются по месту происхождения и почитания. Известны иконы Владимирская, Смоленская, Костромская, Иверская и многие другие. Все они имеют свою историю и прославились многочисленными чудотворениями.
Ангел на иконе изображается, как правило, в виде юноши с крыльями. Некоторые ангельские чины представлены в иконописной традиции особым образом: Херувимы – со многими очами, Серафимы – с шестью крыльями.
Святые, прославленные Церковью, также изображаются на иконах. Существуют определенные правила, по которым принято изображать святых. Так, например, святители изображаются в епископском облачении, мученики – с крестом в руках, преподобные – в монашеской одежде, пророки – со свитками в руках. На одной иконе может быть изображено несколько святых.
Некоторые иконы называют чудотворными: эго те, от которых произошли те или иные чудеса, например многочисленные исцеления. С некоторыми иконами связывают победы в битвах, спасение от опасности. К числу чудотворных икон Божией Матери, помимо упомянутых выше, относятся иконы «Всех скорбящих Радость», «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость» и многие другие. Иконы Спасителя, ангелов и святых также бывают чудотворными.
Почитание креста
Особое место в Православной Церкви занимает почитание креста, из орудия казни ставшего орудием искупления и знаком победы над смертью. Крест – главный христианский символ: ему воздается поклонение, перед ним молятся, ему приписывается чудотворная сила.
Почитание креста имеет под собой многовековую богословскую основу. Уже в посланиях апостола Павла многократно упоминается крест. Проповедь распятого Спасителя апостол называет «словом о кресте», которое «для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1Кор. 1:18). О себе Павел пишет:
«Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14).