Урок № 4. Искупление во Христе.

Сайт Школы Крёстных Нянь Калининградской митрополии

«Горячая кнопка»
 Урок № 5.

Содержание урока

1) Идея воздаяния

2) Что такое искупление во Христе?

3) Аспекты греха

4) Рождение свыше

Во всех православных храмах вы всегда можете увидеть крест Христов. Христиане считают крест жертвенником, на котором произошло искупление Христом рода человеческого. Но что такое искупление? Давайте об этом порассуждаем…


1) Идея воздаяния


Советую тебе купить у меня…» — Слово «купить» связано с идеей искупления. В молитве «Отче наш» есть такое обращение к Богу-Отцу: «И прости нам долги наши, как мы прощаем должникам нашим». Этими долгами являются наши грехи. Однако ни у кого из нас нет ничего такого, чем мы могли бы расплатиться за свои грехи, кроме пролитой крови:


«Возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23); «Без пролития крови не бывает прощения». (Евр.9:22)


Грехом являются не только наши дела, но и наши мысли, чувства и желания. Поэтому мы ежеминутно порождаем большие и малые грехи, которые увеличивает размер нашего греховного долга. Для того, чтоб решить эту проблему греха раз и навсегда Сын Божий сошёл с небес и взял грехи всего мира на себя. Мы, православные христиане, говорим, что Иисус Христос искупил нас от греха.


2) Что такое искупление во Христе?


Искупле́ние (греч. ἀπολύτρωσις, λύτρωσις (аполитросис, литросис)) это…

1) действие Божье, направленное на Спасение мира и человека, осуществленное через жертвенные Крестные Страдания и смерть Господа Иисуса Христа;

2) совокупность всех вообще действий, направленных на наше Спасение, осуществленных Господом Иисусом Христом (с благословения Отца при содействии Духа Святого) за время Его общественного служения.

Искупление – объективная сторона спасения – то, что сделано для нашего спасения Богом. (Субъективная сторона – это те усилия, которые нам необходимо приложить, чтобы этим даром воспользоваться, усвоить его.)

В православном богословии библейский термин искупление понимается не как акт юридического выкупа, а как акт благодатного, сверхъестественного освобождения Богочеловеком Иисусом Христом падшего человечества от рабства греху и смерти.


«Искупление — это прежде всего устранение радикальных преград, отделяющих человека от Бога, и, главным образом, того греха, который подчиняет человечество диаволу и делает возможным владычество падших ангелов над земным космосом. Освобождение плененной твари сопровождается восстановлением ее природы, которая снова становится способной воспринимать благодать и шествовать «от славы в славу», вплоть до уподобления, в котором она воспринимает природу Божественную и делается способной преобразить весь космос». В. Н. Лосский.


Из текста «царской притчи» мы видим, что человек утверждает, будто он богат и ни в чём не имеет нужды. И при этом он не знает, что он нищ слеп и наг. Таким стал видеть Господь человека после грехопадения:


«И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.» (Быт. 3:24)


Бог изгнал Адама, и всех его потомков из рая не от обиды. Изгнание должно было продемонстрировать действие закона воздаяния и смирить гордыню людей. Однако они не только не смирились, но и наоборот ожесточились: «Я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды». Грехопадение Адама и Евы отразилось на их природе, разрушив внутренне единство духовных сил и запустив «механизмы» физического старения, дряхления и смерти. Зло Адама и Евы, вошедшее в природу прародителей, передалось всему их потомству. На языке богословия это зло стало называться «первородным грехом». Итогом первородного греха в жизни каждого отдельного человека стало тотальное погружение всего человечества в бездну греховности:


«Нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их, они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их». (Рим. 3:10-18)


Кроме той роли в грехопадении, которую сыграли Адам и Ева, каждый из людей дополнил эту драму богоотступничества своими личными грехами. Поэтому мы можем сказать, что в грехопадении каждого из нас существует два аспекта:
А) Аспект первородного греха, который негативно влияет на судьбу каждого из нас и всей человеческой цивилизации (назовём этот аспект природным).
Б) Аспект личного греха, который негативно влияет на судьбу каждого из нас наших личных грехов (назовём этот аспект индивидуальным). Двум аспектам грехопадения соответствуют два аспекта искупления: природный и индивидуальный аспекты искупления.


3) Природный и индивидуальный аспекты греха


Что такое природный аспект греха?


Первородный грех устраняется искупительным подвигом Иисуса Христа:


«Но дар благодати не как преступление, ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного человека, Иисуса Христа, преизбыточествует для многих». (Рим 5:15)


«Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий, жизнь вечная во Христе Иисусе Господе нашем. (Рим 6:23)


Что такое индивидуальный аспект греха?


Наш личный грех устраняется действием св. Духа при нашем активном послушании Иисусу Христу:


«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют»? «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего». (1Кор. 6:9-11)


Можете ли вы привести какой-то пример, иллюстрирующий

искупление во Христе?


Для того, чтобы объяснить смысл искупительной миссии Христа, приведём здесь в качестве примера историю победы человечества над чумой. Как известно, во время эпидемии врач заражал себя чумой и исследовал это заболевание на самом себе. Потом он погибал, оставляя после себя дневниковые записи, в которых подробно описывалась его методика исцеления. Познакомившись с этой методикой, другой врач выбирал следующий вариант борьбы с болезнью. Потом на его место приходил третий, четвертый, пятый врачи, которые повторяли этот грустный опыт борьбы с болезнью. Смерть каждого врача уменьшала количество неправильных вариантов лечения. Таким образом рано или поздно кто-то из участников этого опасного эксперимента должен был найти правильное решение проблемы эпидемии. И такой человек нашёлся и выжил. В его крови возникли антитела, подавляющие болезнь. Потом через переливание крови другие люди могли получить эту силу иммунитета к болезни. Перереливание крови – медицинская процедура, поэтому многим она видится как нечто необязательное. А вот без пищи и пития ни один человек прожить не может. Поэтому Бог решил дать нам Свою спасительную плоть и кровь как истинную пищу и питие, то есть под видом хлеба и вина. Сын Божий сошёл с небес для того, чтобы стать человеком, «заразил» себя главной болезнью человечества, то есть смертью. В Самом Себе он исцелил человеческую природу, восстановив образ Божий в ней. И теперь Он предлагает нам Свою плоть и кровь как «врачевство бессмертия». Через св. Причащение мы невидимо соединяемся со Христом, становясь с Ним одной плотью и кровью. Иисус Христос умер за всех людей, то есть Его Святым страданием могли бы быть искуплены все без исключения люди. Этого общечеловеческого искупления фактически не произошло, ведь от плоды искупления усваиваются каждым человеком лично через покаяние и веру. Сейчас процесс искупления ещё продолжается:


«Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего её, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего». (Рим. 8: 19-23.)


Рождение свыше


Плодом искупления во Христе для человека является рождение свыше.

Рождение свыше (или Возрождение) — библейский термин, понятие христианского богословия, которое означает таинственное действие Бога в раскаявшемся грешнике, преобразование человека для новой духовной жизни с Богом. Рождение свыше является необходимым условием спасения души.

Понятие «рождение свыше» происходит от слов Иисуса Христа в разговоре с иудейским раввином Никодимом, согласно которым рождение свыше — обязательное условие вхождения человека в Царство Небесное.


«Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». (Ин. 3:3-5)


Об условии рождения свыше мы читаем у св. Симеона Нового Богослова:

«Надобно нам теперь узнать причину, по которой иные не знают, что они родились духовно. Какая же этому причина? Невежество и слепота очей души их. – И внимай поусердней. – Как детям рождаемым невозможно родиться без зачатия и без отца, так невозможно родиться свыше, (то есть принять благодать Святого Духа) тому, кто не имеет духовного отца, рожденного свыше… Всякий ученик есть духовное чадо учителя своего, поэтому тому, кто ищет духовного отца, должно искать человека, который сам родился духовно и осознанно принял Бога и Отца своего, чтоб он родил духовно и его, и сделал воистину сыном Божиим. (Преп. Симеон Новый Богослов)


Крещение и миропомазание не делает людей «автоматически» рождёнными свыше. Поэтому у священномученика архиепископа Фадея Успенского мы читаем:


«Многих крещеных нельзя назвать воскресшими духовно, так как духовная жизнь их ничем не отличается от жизни некрещеных. Можно креститься водой, не восприняв благодати Духа Животворящего (Ин. 3,5), ибо сия благодать ни в кого не вселяется помимо желания его. Чтобы благодать Крещения была воспринята (2 Кор. 6,1) крещеный должен привиться… к доброй маслине Христу через веру и любовь, которые обильно вселяют в душу человека жизнь Христову, а также через борьбу со страстями, мертвящими душу, мешающими ей ожить». (Священномученик архиепископ Фаддей (Успенский). Радость Воскресения Христова. //Радуйтесь. М. 1998. Изд. Елеон. С. 16-17).


В таинстве св. Миропомазания человек получает печать Духа Святого. Св. Макарий Великий сравнивает этот момент с созданием чистого пергамента, а духовная жизнь — это написание на этом пергаменте Закона Божьего. Можно сравнить таинство миропомазания с неким «духовным зачатием», а твёрдое и окончательное покаяние можно сравнить с «духовным рождением».


Расскажите об учении свят. Филарета Московского о рождении свыше?


Можно ли в храме сидеть?


Как совершать крестное знамение в храме?


***